ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-174/19 от 14.08.2019 Лермонтовского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-174/2019

УИД 26RS0021-01-2019-000243-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» августа 2019 года город Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего – судьи Рогозина К.В.,

при секретаре – Ряполовой С.Н.,

с участием: представителя истца Башинской Е.С. – адвоката Гончак М.О., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ г. и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика администрации г. Лермонтова Тимченко В.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башинской Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Башинского К.Р., к администрации г. Лермонтова Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права,

установил:

Башинская Е.С., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Башинского К.Р., обратилась в суд с иском к администрации г. Лермонтова Ставропольского края, и уточнив исковые требования, просит признать незаконным постановление администрации г. Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Лермонтов», муниципальной программы «социальная поддержка граждан города Лермонтова», Башинской Е.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Башинского К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Признать за Башинской Е.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Башинского К.Р., право на получение социальной выплаты в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Лермонтов», муниципальной программы «социальная поддержка граждан города Лермонтова» утверждённого постановлением администрации города Лермонтова от «03» апреля 2018 года, поставив на учёт молодую семью Башинской Е.С., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Башинского К.Р., в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в городе Лермонтове», путём восстановления в списке претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году под ранее закреплённым № 24 с учётом продвижения очереди с января 2019 года до окончания судебных заседаний.

В обоснование исковых требований истец указывает, что постановлением администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Башинской Е.С. исключена из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края Развитие градостроительства, Строительства и архитектуры» и подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове муниципальной программы социальная поддержка граждан города Лермонтова», утвержденного постановлением администрации города Лермонтов от 03.03.2018 г. № 280, где состояла под № 38.

28.03.2018 года между Башинской Е.С. и ООО «КавМинТрестСтрой» заключен договор участия в долевом строительстве , согласно которому застройщик принял на себя обязательство передать Башинской Е.С. в собственность двухкомнатную квартиру, общей площадью 62,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. В соответствие с договором оказания услуг от 30.03.2018 г. застройщику ООО «КавМинТрестСтрой» были перечислены денежные средства по договору участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г., предоставленные на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ На основании договора долевого строительства и Акта приема-передачи недвижимого имущества от 26.11.2018 г. за Башинской Е.С. зарегистрировано право собственности на указанную квартиру.

В качестве оснований для исключения из очереди на предоставление социальной выплаты указано, что после проверки представленных документов, специалистами администрации установлено нарушение со стороны Башинской Е.С. требований пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.12.2010 № 1050), в соответствии с которым, социальная выплата может быть использована, в том числе и для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. Указанный пункт «ж» был введен Постановлением Правительства РФ от 14.08.2018 г. № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Так же указано на отсутствие в договоре долевого строительства реквизитов свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а так же то, что свидетельство о праве на получение социальной выплаты не выдавалось.

Однако предоставленный договор участия в долевом строительстве был заключен заказчиком - застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» и Башинской Е.С., участником долевого строительства, 28.03.2018 г., то есть до дополнения пункта 2 Правил подпунктом «ж».

Полагает, что ее семья имеет право на получение социальной выплаты на погашение кредита на приобретение жилья по целевой программе, поскольку на момент постановки на учет в качестве нуждающихся, ее семья соответствовала требованиям, предъявляемым программой. Семья истца ранее была признана нуждающейся в жилом помещении. В семье имеется несовершеннолетний ребенок, получен кредит на приобретение жилого помещения, ранее социальные выплаты на улучшение жилищных условий семье Башинской Е.С. не предоставлялись.

В соответствие с Приложением № 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденным Постановлением правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 социальные выплаты в рамках данных мероприятий используются, в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В соответствие со справкой о задолженности заемщика по состоянию на 20.05.2019 г. по кредитному договору от 30.03.2018 г. остаток долга составляет 1 413 652,79 рублей, неуплаченные проценты за кредит 7 358,74 рублей.

Считает, что действия администрации г. Лермонтова по снятию молодой семьи Башинской Е.С. с учета являются незаконными.

Истец Башинская Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Башинского К.Р., в судебное заседание не явилась.

Представитель истца по доверенности адвокат Гончак М.О. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации г. Лермонтова по доверенности Тимченко В.П. просила отказать в удовлетворении заявленных требований. В возражениях на исковое заявление указала, что постановлением администрации города Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Башинской Е.С. составом два человека (Башинская Е.С, несовершеннолетний сын Башинский К.Р.) была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятии «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова». В рамках ежегодной перерегистрации молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы) семья Башинской Е.С. представила документы, подтверждающие, что в их семье в 2018 году произошли следующие изменения: Башинская Е.С. заключила с заказчиком - застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» договор участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г., согласно которому Башинская Е.С., как участник долевого строительства, направляет заказчику-застройщику денежные средства на строительство объекта в порядке долевого участия, с последующей передачей семье Башинской Е.С. в собственность двухкомнатной квартиры общей площадью 62,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Согласно договору оказания услуг от 30.03.2018 г. застройщику ООО «КавМинТрестСтрой» были перечислены денежные средства по договору участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г., предоставленные Башинской Е.С. на основании кредитного договора от 30.03.2018 г. На основании договора участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г., а также акта приема-передачи недвижимого имущества от 26.11.2018 г., семья Башинской Е.С. приобрела право собственности на вышеуказанную квартиру.

Проверив представленные документы Башинской Е.С., было установлено, что при приобретении в марте 2018 года жилой площади семьей Башинской Е.С. были нарушены требования пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050), согласно которому социальные выплаты в рамках данных мероприятий используются: для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья); для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда); для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив); для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома; для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации; для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Использование молодой семьей социальной выплаты на иные цели не было предусмотрено.

В настоящее время, согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил социальная выплата может быть использована, в том числе и для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. Указанный подпункт «ж» был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2018 № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Предоставленный договор участия в долевом строительстве заключен между заказчиком-застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» и Башинской Е.С., участником долевого строительства, 28.03.2018 г., то есть раньше, чем был дополнен пункт 2 Правил подпунктом «ж». Более того, согласно пункту 45(1) (абзац 2) Правил в договоре участия в долевом строительстве указываются реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого (которых) будут осуществляться операции по уплате цены договора участия в долевом строительстве, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Данный пункт так же был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2018 г. № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В предоставленном Башинской Е.С. договоре участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г. отсутствуют реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство), так как свидетельство о праве на получение социальной выплаты семье Башинской Е.С. не выдавалось. Также семьей Башинской Е.С. не представлена выписка со специального счета эскроу, поскольку банком (эскроу-агентом) договор счета эскроу не открывался.

На основании вышеизложенного, постановлением администрации города Лермонтова от 05.03.2019 г. семья Башинской Е.С. исключена из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова», утвержденного постановлением администрации города Лермонтова от 03.04.2018 г. № 280, где они состояли под № 38.

Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Панкратова Д.А. в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указала, что Министерство исковые требования считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Вопросы формирования учетного дела, ежегодная перерегистрация граждан, обновление документов в соответствии с требованиями действующего законодательства, предоставление на проверку в министерство с последующей выдачей сертификатов гражданам, заполнение оборотной стороны бланка, хранение учетного дела и предоставление его по требованию уполномоченным контролирующим органам всех уровней, в том числе, федерального, находятся в ведении органа местного самоуправления, в котором гражданин состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предъявляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. В рамках перерегистрации (2019 года) молодых семей - участников Программы, молодая семья Башинской Е.С. представила документы, подтверждающие, что у нее в 2018 году произошли следующие изменения: она заключила с заказчиком - застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» договор участия в долевом строительстве от 28.03.2018 года, на основании которого Башинская Е.С. приобрела право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Проверкой представленных Башинской Е.С. документов установлено, что при приобретении в марте 2018 года жилой площади ею были нарушены требования пункта 2 Правил, в связи с чем не представляется возможным предоставить семье Башинской Е.С. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. Поскольку Башинская Е.С. самостоятельно приобрела квартиру общей площадью 62,1 кв.м., где на каждого члена семьи (состав 2 человека) приходится по 31,05 кв.м. общей площади жилого помещения, то есть больше учетной нормы площади жилого помещения, то нуждаемость в улучшении жилищных условий у ее семьи отсутствует, и она не соответствует требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, а поэтому подлежит исключению. Включение граждан в список молодых семей - участников Программы возможно только на основании решения администрации. Семья истца отсутствует в списке участников, формируемом министерством на основании списков, предоставленных органами местного самоуправления. В связи с утратой семьей оснований, дающих ей право на улучшение жилищных условий, выдача жилищного сертификата будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. Полагает, что семья не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам программы.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, на основании постановления администрации г. Лермонтова от 28.08.2017 г. семья Башинской составом 2 человека: Башинская Е.С., Башинский К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятии «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова».

На основании постановления администрации г. Лермонтова от 12.09.2017 г. семья Башинской признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова».

Семья Башинской включена в «Список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, под номером 48.

28.03.2018 г. между Башинской Е.С. и ООО «КавМинТрестСтрой» заключен договор участия в долевом строительстве , согласно которому предметом договора является двухкомнатная <адрес>, общей площадью 62,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.

По условиям договора, оплата участником долевого строительства стоимости объекта долевого строительства производится за счет собственных средств и за счет кредитных средств по кредитному договору от 30.03.2018 г., заключенному ПАО «Сбербанк России» с Башинской Е.С. по продукту «Приобретение строящегося жилья», цель использования: инвестирование строительства объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.

В соответствии с договором оказания услуг от 30.03.2018 г. застройщику ООО «КавМинТрестСтрой» были перечислены денежные средства по договору участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г., предоставленные на основании кредитного договора от 30.03.2018 г.

На основании договора участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г. и Акта приема-передачи недвижимого имущества от 26.11.2018 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 11.01.2019 г. зарегистрировано право собственности Башинской Е.С. на квартиру, общей площадью 62,1 кв.м., кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации права 26:32:030601:453-26/018/2019-1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.01.2019 г.

В соответствии с информацией, размещённой на официальном портале органов местного самоуправления города Лермонтова о молодых семьях, включённых в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по состоянию на 15 января 2019 г. семья Башинской Е.С. состояла в списке под номером № 24.

Постановлением администрации города Лермонтова от 05.03.2019 г. семья Башинской Е.С. исключена из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, Строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове муниципальной программы социальная поддержка граждан города Лермонтова», утвержденного постановлением администрации города Лермонтов от 03.03.2018 г. № 280, на основании пункта 2 и подпункта б) пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050).

Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 сентября 2001 г. № 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем Постановлением от 17 декабря 2010 г. № 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.

В соответствие с разделом 3 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, основным механизмом реализации основного мероприятия является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

Согласно п. 2 Правил в редакции от 30.12.2017 г., действующей на момент заключения Башинской Е.С. договора участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г., социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Основанием для исключения семьи Башинской Е.С. из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей», послужило то обстоятельство, что предоставленный договор участия в долевом строительстве был заключен между заказчиком - застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» и Башинской Е.С., участником долевого строительства, 28.03.2018 г., то есть раньше, чем был дополнен пункт 2 Правил подпунктом «ж» (введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2018 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»), предусматривающим, что социальные выплаты могут использоваться для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. В нарушение пункта 45(1) (абзац 2) Правил в предоставленном Башинской Е.С. договоре участия в долевом строительстве от 28.03.2018 г. отсутствуют реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство), так как свидетельство о праве на получение социальной выплаты семье Башинской Е.С. не выдавалось. Также семьей Башинской Е.С. не представлена выписка со специального счета эскроу, поскольку банком (эскроу-агентом) договор счета эскроу не открывался.

Суд не может согласиться с законностью данного решения администрации г. Лермонтова по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 г. № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Правила дополнены подпунктом ж) пункта 2, согласно которому социальная выплата может быть использована для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Так же Правила дополнены пунктом 45(1), который предусматривает, что в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "ж" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор участия в долевом строительстве и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для уплаты цены договора участия в долевом строительстве в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В договоре участия в долевом строительстве указываются реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого (которых) будут осуществляться операции по уплате цены договора участия в долевом строительстве, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Данные изменения вступили в законную силу с 01.09.2018 г.

По смыслу Конституции Российской Федерации общим правилом для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Аналогичные положения закреплены в статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Поскольку договор участия в долевом строительстве был заключен между ООО «КавМинТрестСтрой» и Башинской Е.С. 28.03.2018 г., т.е. до внесения изменений в Правила, следовательно, положения подпункта ж) пункта 2 и пункта 45(1) Правил на семью Башинской Е.С. не распространяются.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из статьи 1 (часть 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), статьи 55 (части 2 и 3) и статьи 57 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу подпункта "е" пункта 2 Правил социальные выплаты могут использоваться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Договор долевого участия является одним из видов договора приобретения жилья в собственность.

Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено программой.

Запрета на использование социальной выплаты для погашения ипотечного кредита по договору долевого участия в строительстве жилого помещения в федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, не содержится.

Таким образом, поскольку квартира приобретена истцом с использованием средств потребительского кредита на приобретение жилья, она вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.

При этом на дату заключения договора участия в долевом строительстве семья Башинской не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истца в жилом помещении, постольку фактически на день заключения договора участия в долевом строительстве семья истца продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, как и в тот период, когда в 2017 году была включена в список участников Подпрограммы.

В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подаёт в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению №2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах;

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретённое (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы па строительство), - при незавершённом строительстве жилого дома;

д) копия кредитного договора (договора займа);

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта;

ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

з) копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.

В рамках ежегодной перерегистрации молодых семей истцом в администрацию города Лермонтова были предоставлены все необходимые документы, в том числе и постановление администрации г. Лермонтова от 28.08.2017 г. , которым семья Башинской Е.С. была признана нуждающейся в жилых помещениях, которое к настоящему времени не отменено.

Предоставление же договора участия в долевом строительстве, по правилам подачи документов по пункту «е» не предусмотрено Правилами.

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.

Государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, а потому исключается произвольный отказ от него.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь указанными нормами материального права, приходит к выводу, что оснований для исключения семьи Башинских из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края Развитие градостроительства, Строительства и архитектуры» и подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове муниципальной программы социальная поддержка граждан города Лермонтова», утвержденного постановлением администрации города Лермонтов от 03.03.2018 г. , у администрации г. Лермонтова не имелось.

И поскольку судом установлено, что семья Башинской Е.С. на момент признания в 2017 году участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившая желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы меры социальной поддержки не получила, в связи с чем имеет право на получение социальной выплаты для погашения долга по жилищному кредиту, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для восстановления нарушенного права истца на получение мер социальной поддержки, в связи с чем, постановление администрации города Лермонтова от 05.03.2019 г. является незаконным и подлежит отмене.

Права истца на обеспечение жилым помещением подлежат восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права, с возложением обязанности на администрацию г. Лермонтова по восстановлению семьи Башинской Е.С. в списке молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Лермонтов», муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова», утверждённого постановлением администрации города Лермонтова от «03» апреля 2018 года, в той же очереди и той же хронологической последовательности, в которой она была до исключения из списка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Башинской Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Башинского К.Р., к администрации г. Лермонтова Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права – удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г. Лермонтова Ставропольского края от 05.03.2019 г. об исключении Башинской Е.С., Башинского К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из списка молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Лермонтов», муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова», утверждённого постановлениемадминистрации города Лермонтова от «03» апреля 2018 года.

Возложить на администрацию г. Лермонтова обязанность восстановить семью Башинских в составе 2-х человек: Башинской Е.С., Башинского К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Лермонтов», муниципальной программы «Социальная поддержка граждан города Лермонтова», утверждённого постановлением администрации города Лермонтова от «03» апреля 2018 года, в той же очереди и той же хронологической последовательности, в которой она была до исключения из списка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий судья К.В. Рогозин