Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 22 марта 2013 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре судебного заседания Ю.Б. Рахимовой,
с участием помощника прокурора г. Костомукша Маркова А.С., представителя ответчика Администрации Костомукшского городского округа ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костомукша, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по соблюдению законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества на территории Костомукшского городского округа,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Костомукша обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц по тем основаниям, что на территории Костомукшского городского округа находится 7 воинских захоронений. В нарушение требований Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Администрацией Костомукшского городского округа не ведется государственный учет воинских захоронений, находящихся на территории Костомукшского городского округа, не составлены (отсутствуют) паспорта, не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта для мест, где расположены воинские захоронения, в бюджете муниципального образования «Костомукшский городской округ» не предусмотрены бюджетные средства на обеспечение сохранности воинских захоронений на территории городского округа на 2013 год, не осуществляется ревизия имеющихся воинских захоронений, не создан резерв площадей для новых воинских формирований. В связи с изложенным, просил обязать Администрацию Костомукшского городского округа в срок до 01 мая 2013 года провести ревизию воинских захоронений, находящихся на территории Костомукшского городского округа, составив паспорта на воинские захоронения; внести предложение в Совет Костомукшского городского округа о включении дополнительных средств в бюджет на 2013 года муниципального образования «Костомукшский городской округ» на обеспечение сохранности воинских захоронений на территории Костомукшского городского округа; в срок до 01 ноября 2013 года установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта Костомукшского городского округа для мест, где расположены воинские захоронения; в срок до 01 января 2014 года создать на территории муниципального образования «Костомукшский городской округ» резерв площадей для новых воинских захоронений.
В судебном заседании прокурор Марков А.С. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать Администрацию Костомукшского городского округа в срок до 01 мая 2013 года провести ревизию воинских захоронений, находящихся на территории Костомукшского городского округа, составив паспорта на воинские захоронения; внести предложение в Совет Костомукшского городского округа о включении дополнительных средств в бюджет на 2013 года муниципального образования «Костомукшский городской округ» на обеспечение сохранности воинских захоронений на территории Костомукшского городского округа; в срок до 01 ноября 2013 года установить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта Костомукшского городского округа для мест, где расположены воинские захоронения; в срок до 01 января 2014 года создать на территории муниципального образования «Костомукшский городской округ» резерв площадей для новых воинских захоронений.
Представитель ответчика Администрации Костомукшского городского округа Петухова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Отдела Военного комиссариата по г. Костомукша, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился. Уважительных причин неявки суду не сообщил. Ходатайства о рассмотрении дела без его участия не заявлял.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования прокурора г. Костомукша подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, высшей ценностью государства является человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Прокурор, в силу ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее по тексту - Закон № 4292-1) уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
В ст. 2 Закона РФ № 4292-1 установлено, что основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества, помимо иных форм, являются сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших; сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества.
Согласно ст. 5 Закона РФ № 4292-1 воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
В силу ст. 6 Закона РФ № 4292-1 в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
Статьей 7 Закона РФ № 4292-1 определено. что пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.
По смыслу ст. 11 Закона РФ № 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; создают резерв площадей для новых воинских захоронений.
Согласно п.п. 18 и 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В судебном заседании установлено, что на основании задания Прокуратуры Республики Карелия от 31 января 2013 года о проведении проверки исполнения федерального законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений по проведению поисковых работ в целях увековечивания памяти погибших при защите Отечества, прокуратурой г. Костомукша была проведена проверка Администрации Костомукшского городского округа по указанному выше вопросу.
Согласно акта проверки от 12 февраля 2013 года прокуратурой г. Костомукша установлены нарушения ст.ст. 5, 6, 7 и 11 Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
В соответствии с письмом военного комиссара РК от 15 февраля 2013 года № 5/453 на территории Костомукшского городского округа находятся: воинское захоронение № 171 в п. Вокнаволок; воинское захоронение № 172 в районе Ахвеньярвские камни; воинское захоронение № 173 в г. Костомукша; воинское захоронение № 174 в г. Костомукша; воинское захоронение № 175 в д. Ладвозеро на 8-й Погранзаставе; воинское захоронение № 228 в г. Костомукша; воинское захоронение № 229 в г. Костомукша.
В соответствии с актом передачи учетных карточек воинских захоронений (паспортов) от 16 декабря 2009 года Администрации Костомукшского городского были переданы учетные карточки воинских захоронений и списков захороненных в братских могилах на территории Костомукшского городского округа.
Несмотря на наличие в администрации Костомукшского городского округа сведений о воинских захоронениях и списков захороненных в братских могилах на территории городского округа, представителем ответчика не представлено сведений и документов, подтверждающих выполнение требования Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Как следует из ч. 4 ст. 99 Земельного кодекса РФ, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Такой порядок определен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 73-ФЗ).
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В силу абз. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ, необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством РФ.
Данный порядок определен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. № 315.
В соответствии с данным Положением, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Согласно п/п. 18 и 23 ст. 35 Устава муниципального образования «Костомукшский городской округ» к полномочиям администрации Костомукшского городского округа относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа; организация содержание мест захоронения.
Таким образом, разработка проектов зон охраны вокруг воинских захоронений Великой Отечественной войны, расположенных на территории Костомукшского городского округа, относится к полномочиям муниципального образования «Костомукшский городской округ».
Поскольку в судебном заседании было установлено, что администрацией Костомукшского городского округа не ведется государственный учет воинских захоронений, находящихся на территории Костомукшского городского округа, отсутствуют паспорта, не установлены охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта для мест, где расположены воинские захоронения, в бюджете муниципального образования «Костомукшский городской округ» не предусмотрены бюджетные средства на обеспечение сохранности воинских захоронений на территории городского округа на 2013 год, не осуществляется ревизия имеющихся воинских захоронений, не создан резерв площадей для новых воинских формирований, суд полагает, что требования прокурора г. Костомукша законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Костомукша удовлетворить.
Обязать Администрацию Костомукшского городского округа:
- в срок до 01 мая 2013 года провести ревизию воинских захоронений, находящихся на территории Костомукшского городского округа, а именно: воинского захоронения № 171, п. Вокнаволок; воинского захоронения № 172, район Ахвеньярвские камни; воинского захоронения № 173, г. Костомукша; воинского захоронения № 174, г. Костомукша; воинского захоронения № 175, <...> Погранзастава; воинского захоронения № 228, г. Костомукша; воинского захоронения № 229, г. Костомукша;
- в срок до 01 мая 2013 года составить паспорта на воинское захоронение № 171, п. Вокнаволок; воинское захоронение № 172, район Ахвеньярвские камни; воинское захоронение № 173, г. Костомукша; воинское захоронение № 174, г. Костомукша; воинское захоронение № 175, <...> Погранзастава; воинское захоронение № 228, г. Костомукша; воинское захоронение № 229, г. Костомукша;
- в срок до 01 мая 2013 года внести предложение в Совет Костомукшского городского округа о включении дополнительных средств в бюджет на 2013 года муниципального образования «Костомукшский городской округ» на обеспечение сохранности воинских захоронений на территории Костомукшского городского округа;
- в срок до 01 ноября 2013 года остановить охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта Костомукшского городского округа для мест, где расположены: воинское захоронение № 171, п. Вокнаволок; воинское захоронение № 172, район Ахвеньярвские камни; воинское захоронение № 173, г. Костомукша; воинское захоронение № 174, г. Костомукша; воинское захоронение № 175, <...> Погранзастава; воинское захоронение № 228, г. Костомукша; воинское захоронение № 229, г. Костомукша;
- в срок до 01 января 2014 года создать на территории муниципального образования «Костомукшский городской округ» резерв площадей для новых воинских захоронений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев