Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Вад
Нижегородской области 22 марта 2013 года
Вадский районный суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Медведева С.Ю., при секретаре Середневой С.В., с участием представителя истца - помощника прокурора Вадского района Кричуна С.В., представителей ответчика - ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вадского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Вадского муниципального района о возложении обязанности по определению границ прилегающих территорий для организаций на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Вадского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Вадского муниципального района о возложении обязанности по определению границ прилегающих территорий для организаций на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Кроме того прокурор просит суд обязать ответчика установить срок для определения:
- расположенных на территории Вадского района организаций, в которых в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и на прилегающих к ним территориях не допускается розничная продажа алкогольной продукции до 01.06.2013;
- границ прилегающих территорий (с приложением схем границ прилегающих территорий) для каждой из организации предусмотренных п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на прилегающей территории которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции путем принятия решений до 01.09.2013г.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал и пояснил суду следующее.
Прокуратурой Вадского района по поручению прокуратуры Нижегородской области от 05.02.2013г. №7-06/07-2013 проведена проверка исполнения законодательства о реализации алкогольной продукции на территории Вадского района.
В ходе проверки установлено, что в настоящее время на территории района действует постановление администрации Вадского района от 30.10.2009г. № 622 «Об определении прилегающих территорий к объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со ст. 1 Закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.
К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в соответствии с Правилами "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1425.
В соответствии с п.п. 8,9 Правил границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 8 разъяснений Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России от 15.02.2013г. № 08-237 установлено, что решения по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должны быть установлены в возможно короткий срок.
Администрация Вадского района не разработала решения по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Бездействие администрации Вадского района в указанной сфере правоотношений может привести к осуществлению розничной торговли алкогольной продукции на прилегающих территориях организаций, где продажа алкогольной продукции не допускается, что повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц на нравственное развитие, может привести к причинению вреда здоровью, правам и законным интересам граждан.
Представители ответчика на основании доверенности ФИО1, ФИО2 в судебном заседании с иском прокурора Вадского района не согласились, суду пояснили следующее.
В соответствии с требованиями п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1425 Правительством Нижегородской области 28 февраля 2013 года издано постановление № 119 «Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Нижегородской области», вступившее в законную силу к моменту рассмотрения иска в суде.
В пункте 4 данного постановления содержатся рекомендации главам администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в срок до 30 апреля 2013 года определить границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с данными рекомендациями администрацией Вадского муниципального района издано постановление от 19.03.2013г. № 234 «О создании комиссии по определению границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Вадского муниципального района Нижегородской области». В настоящее время комиссия ведет работу по определению границ прилегающих территорий и разработке списка соответствующих организаций.
Представители ответчика полагают, что при указанных обстоятельствах выводы прокуратуры о бездействии администрации Вадского района в указанной сфере правоотношений ошибочны и не основаны на конкретных фактах.
Кроме того, сроки рекомендованные органам местного самоуправления правительством Нижегородской области для установления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, еще не истекли.
Выслушав доводы помощника прокурора, принимая во внимание не признание иска ответчиком, и исследовав в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со ст.1 Закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.
К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в соответствии с Правилами "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1425.
В соответствии с п.п. 8,9 Правил границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 8 разъяснений Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России от 15.02.2013 г. № 08-237 установлено, что решения по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должны быть установлены в возможно короткий срок.
В настоящее время на территории района действует постановление администрации Вадского района от 30.10.2009 г. № 622 «Об определении прилегающих территорий к объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
В соответствии с требованиями п. 2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1425 Правительством Нижегородской области 28 февраля 2013 года издано постановление №119 «Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Нижегородской области», вступившее в законную силу к моменту рассмотрения иска в суде.
В пункте 4 данного постановления содержатся рекомендации главам администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в срок до 30 апреля 2013 года определить границы прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с данными рекомендациями администрацией Вадского муниципального района издано постановление от 19.03.2013г. № 234 «О создании комиссии по определению границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Вадского муниципального района Нижегородской области». В настоящее время комиссия ведет работу по определению границ прилегающих территорий и разработке списка соответствующих организаций.
Администрация Вадского района не разработала в окончательном виде решения по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, вместе с тем, рекомендованный срок для выполнения указанных работ - 30 апреля 2013 года еще не истек.
Таким образом, истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих бездействие ответчика при определении границ прилегающих территорий для организаций на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Суд также считает необоснованными требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по выполнению действий, связанных с определением расположенных на территории Вадского района организаций, в которых и на прилегающих к ним территориях в соответствии с действующим законодательством не допускается розничная продажа алкогольной продукции в срок до 01.06.2013 г., а также границ прилегающих территорий организаций, на прилегающей территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции путем принятия решений в срок до 01.09.2013 г.
Из изложенного следует, что оснований для удовлетворения требований прокурора Вадского района к администрации Вадского муниципального района о возложении обязанности по определению границ прилегающих территорий для организаций на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Вадского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Вадского муниципального района о возложении обязанности по определению границ прилегающих территорий для организаций на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Вадского районного суда С.Ю. Медведев
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2013 года.
Судья Вадского районного суда С.Ю. Медведев