Дело №2-174/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Вдовиченко С.В.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой Я.О.,
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 04 февраля 2016 года дело по иску ФИО2 к администрации МО ГО «Воркута» о признании права на получение жилищной субсидии, обязании восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат,
установил:
истец обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о признании за ней право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет ...; обязании восстановить её в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет ....
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 №115 «Об органах в системе исполнительной власти в Республике Коми» Министерство архитектуры и строительства Республики Коми переименовано в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.(Минстрой Республики Коми).
Администрация МО ГО «Воркута», Минстрой Республики Коми в письменных отзывах просили в иске отказать, поскольку предоставление недостоверных сведений истцом, об отсутствии в собственности жилья при его наличии, является в силу требований п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имущих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из РКС, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, основанием для снятия граждан с учета имеющих право на поручение социальных выплат для приобретения жилья. Не предоставление сведений о наличии в собственности жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера привело к тому, что нарушались требования Федеральных законов и Положения.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования истца поддержал.
Истец, ответчик, третьи лица Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, ФИО3, ФИО4, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании участия не принимали. В заявлениях и отзывах просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствии сторон, третьих лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, истец была поставлена согласно её заявлению от ... в очередь на получение жилья за пределами г.Воркуты с заявленным составом семьи 3 человека.
... ФИО2 на имя Главы администрации МО «Город Воркута» оформляла заявление, в котором просила включить её в состав граждан имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения район средней полосы. Состав семьи заявлен 4 человека: она, дочь ФИО3, внук ФИО4, ...., внук ФИО5, .... В заявлении указала, что в настоящее время она и члены ее семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации, в том числе забронированных не имеют. Ей известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные в заявлении, могут повлечь отказ в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. (л.д...., ...).
... ФИО2 на имя Главы МО ГО «Воркута» оформляла заявление, в котором она просила включить её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», указал, что в соответствии с Постановлением Правительства №153 от 21.03.2006 относится к категории пенсионер, переселение из РКС; признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещение) и состоит в очереди с ... ОВУ. Также указала, что в настоящее время она и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеет кроме жилья в г.Воркуте. Состав семьи заявлен 5 человек: она, дочь ФИО3, ...., зять ФИО6, ...., внук ФИО4, ...., внук ФИО5, .... (л.д....).
Согласно поквартирной карточке по адресу ... по состоянию на ... следует, что по данному адресу зарегистрированы: с ... наниматель ФИО2, ...., дочь ФИО3, ....; с ... внук ФИО4, ....; с ... внук ФИО5, ....; с ... по ... и с ... по настоящее время - зять ФИО6, ...., (л.д....).
Заявленный состав семьи истца, согласно её заявлений был: в период с ... по ... в количестве 2 человека (истец, ФИО3 – дочь); в период с ... по ... - 3 человека (истец, ФИО3 – дочь, ФИО4,...– внук); с ... по ... - 4 человека (истец, ФИО3 – дочь, ФИО4, ...., – внук, ФИО5 , ...- внук); в заявлении от ... состав семьи указан 5 человек, включая зятя ФИО6.; в заявлении о выдаче ГЖС выпуска ... от ... состав семьи указан 5 человек; в заявлении о выдаче ГЖС выпуска ... от ... состав семьи указан 4 человека; в заявлении о выдаче ГЖС выпуска ... от ... состав семьи указан 5 человека.
По сведениям администрации МО ГО «Воркута» от ...... ФИО2 стояла в общереспубликанском списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в климатически благоприятных регионах Российской Федерации согласно дате подачи заявления от ... в категории «пенсионеры» с составом семьи 4 человека: она, дочь ФИО3 , внук ФИО4, ...., внук ФИО5 , ....
В судебном заседании представитель истца указал, что ФИО5 не претендует на получение жилищной субсидии в составе семьи истца.
Согласно протоколу №... заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от ..., утв.Постановлением администрации МО ГО «Воркута» №... от ... истец была снята с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет ... в соответствии с п.21 «в» Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879, в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений, а именно она имела в собственности квартиру площадью ... кв.м по адресу ... в период с ... по .... (л.д....-...).
На момент постановки истца в очередность на получение жилищной субсидии действовали Федеральный закон от 17.08.1996 N116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" и Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", который предусматривал право на получение жилищной субсидии лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 10 лет.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных регионах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно записям в трудовой книжке истца, заведенной ..., на дату ее постановки ... у неё имелся необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 10 лет. (непрерывная трудовая деятельности в г.Воркуте с ...). С ... истец является пенсионером (пенсионное удостоверение ГУ УПФР по г.Воркуте РК выдано ...).
Исходя из анализа как статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, так и ранее действующего законодательства, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели, следует, что сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Действующее с 01.01.2003 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002№879 определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ряде случаев, включая такие как: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам.
Необходимо учитывать, что снятие с учета по названному основанию возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.
Администрация МО ГО «Воркута» проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.
При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
Норами статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и п.п. «з» п.5 Правил, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели. Т.е. сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме этого, анализ Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.
По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Из приведенных выше норм, суд проверяет наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий ФИО2 и членов его семьи, начиная с момента постановки на учет ....
Установлено, истец в период с ... по ... являлась собственником жилого помещения по адресу ... общей площадью ... кв.м, на основании договора купли-продажи от ..., удостоверенного нотариусом ...... №... что подтверждается выпиской из ЕГРП от ... №....
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу 01.03.2005), принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Согласно п.1 ч.1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного. Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Такая же норма содержится в подпункте "а" пункта 7 Примерных правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984г. N335 (в ред.Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 N34, от 23.06.1993. N726 от 28.02.1996 N199, с изменениями, внесенными Определениями Верховного Суда РФ от 16.041.2002 и от 31.10.2002).
Согласно ч.4,5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
По сведениям администрации Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от 28.12.2015 №953 следует, что в поселке Каменка Вичугского района Ивановской области с ... по ... применялась учетная норма жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий согласно пп.а п.7 Решения Исполкома Ивановского областного Совета народных депутатов и Президиума Ивановского областного Совета профсоюзов от 12.03.1985 N80 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ивановской области" в размере менее 6 кв. м общей площади на одного члена семьи. С ... Решением Совета Каменского городского поселения №40 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма в Каменском городском поселении» утверждена учетная норма площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в размере менее 9 кв. м общей площади на одного члена семьи. Данная норма действует по настоящее время.
Исходя из установленной учетной нормы 6 кв.м общей площади на одного члена семьи в период с 1997 по 2007, суд приходит к выводу, что при наличии в собственности у истца в период с ... жилья по адресу ..., при заявленном ею в период с ... по ... составом семьи 3 человека (истец, ФИО3 – дочь, ФИО4, .... – внук), истец и её члены семьи перестали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку на каждого члена семьи приходилось бы по ... кв.м. (...) общей площади, что более установленной нормы 6 кв.м в этот период.
Даже с учетом установленных обстоятельств того, что ФИО3 с ... состоит в браке с ФИО6, то с предполагаемым составом семьи 4 человека в этот период (... по ...), истец и члены её семьи также не являлись нуждающимися в жилом помещении, поскольку на каждого причиталась бы по ... кв.м (...), что больше установленной нормы в тот период.
После приобретения квартиры в собственность в ... году по адресу ... истец и члены её семьи подлежали снятию с учета еще в ... году, как лица, приобретшие жилье в других субъектах Российской Федерации.
Между тем, истец продолжала стоять в списках. Не сообщив администрации МО ГО «Воркута» сведения о наличии зарегистрированного жилого помещения в собственности, истец, тем самым, не исполнила свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений и, в свою очередь, лишил орган местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ним права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.
Из чего следует, истцом в адрес администрации МО ГО «Воркута» также были представлены сведения не соответствующие действительности, что в силу пункта 21 Положения также влечет за собой неблагоприятные правовые последствия - снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, соответственно администрация МО ГО «Воркута» обоснованно приняла решение ... о снятии истца и членов её семьи из списков граждан-участников подпрограммы «Жилище». Право на получение жилищной субсидии с д.п.з.... по категории «пенсионеры» у истца, таким образом, утрачено.
Согласно п.22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, в случае если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Следовательно, вопрос о постановке на учет истца подлежит рассмотрению вновь при условии подачи заявления о постановке на данный учет в порядке, установленном вышеприведенным Положением, и после наличия оснований для признания истца и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении.
Поскольку права у истца на получение социальной выплаты(жилищной субсидии) для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с даты подачи заявления ... не имеется, исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации МО ГО «Воркута» о признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет ...; обязании восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет ... отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – ...
Председательствующий С.В.Вдовиченко