ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-174/2016 от 19.02.2016 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-174/2016

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2016 года п. Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе судьи: Мамоновой Е.А., при секретаре: Демченко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3 к Администрации Октябрьского района Ростовской области о включении в списки граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 50,9 кв.м., на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и состоит в нём на регистрационном учёте по месту жительства. В указанном жилом помещении кроме собственника проживают и состоят на регистрационном учёте по месту жительства также члены её семьи: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Домовладение по адресу: <адрес> является непригодным для проживания, так как физический износ дома по состоянию на 03.11.2014г. составляет 76%, что подтверждается справкой ГУПТИРО от 21.11.2014г.. Постановлением Администрации Октябрьского района Ростовской области от 18.03.2015г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В 2014 году в Администрации Октябрьского района Ростовской области истцом был предоставлен пакет документов для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности. Однако ФИО1 получила письменный отказ, с которым не согласна.

На основании ст.ст. 2, 31 ЖК РФ истцы просили суд обязать Администрацию Октябрьского района Ростовской области включить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и членов
её семьи ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подлежащего переселению и сносу, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истцы не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили в суд заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представитель истцов, адвокат Корсун А.С., действующая на основании ордеров, поддержала исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, и настаивала на их удовлетворении.

Представитель Администрации Октябрьского района ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела.

Выслушав участников процесса, суд считает исковые требования истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома от 01.08.2011 года (л.д.16).

Из справки, выданной главой Краснокутского сельского поселения от 26.12.2014 года следует, что истцы супруги ФИО1 и ФИО2, сын ФИО2, дочь ФИО2 - ФИО3 зарегистрированы и проживают в домовладении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.17).

Согласно ч. 4 ст. 1 Областного закона № 363-3C от 07.10.2005г. «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» к членам семьи гражданина в целях принятия на учет по его заявлению относятся: супруг, совместно с ним проживающие дети до вступления в брак, за исключением случаев обеспечения жильем вне очереди; совместно с ним проживающие родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, признанные в судебном порядке членами его семьи.

К членам семьи собственника имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 относятся: ее супруг ФИО2 и сын ФИО2.

ФИО3, согласно свидетельства о рождении VII-АН не является дочерью собственника ФИО1 и может быть признана членом семьи только на основании соответствующего решения суда.

Судом установлено, что в соответствии с экспертным заключением «ЮГ-Стандарт» , основные конструктивные элементы жилого дома по <адрес>, находятся в неудовлетворительном состоянии и признаются аварийными, ввиду длительной эксплуатации здания без проведения капитальных ремонтов. Капитальный ремонт жилого дома, с экономической точки зрения, нецелесообразен, ввиду аварийного состояния его основных несущих конструкций, физический износ жилого дома-76%. Проживание людей в доме по <адрес> невозможно.

Из отчета ООО «Научно–исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ» следует, что условия отработки угольных пластов под гражданскими зданиями без конструктивных мер защиты определяются сравнением расчетных показателей деформаций земной поверхности с допустимыми и предельными показателями (сводная таблица суммарных деформаций, Приложение Е). В результате выполненных в настоящей работе расчетов установлено: -расчетные показатели суммарных деформаций по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, превысили предельные значения, следовательно, горные работы шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения. Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом по адресу: <адрес>, данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь».

Из сообщения Октябрьского филиала Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Ростовской области от 21.11.14 года следует, что фактический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> 5 по состоянию на 03.11.2014 г. составляет – 76 % (л.д.18).

В соответствии с постановлением Администрации Октябрьского района от 18.03.2015 жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с негативным влиянием на его техническое состояние горных работ шахты им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» (л.д.14,15).

Судом установлено, что при обращении ФИО1 с заявлением о включении ее и членов ее семьи в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, на получение социальной выплаты, сообщением Администрации Октябрьского района от 11.06.2015 , ФИО1 и членам её семьи было отказано во включении в списки на переселение из аварийного жилья на том основании, что ФИО1 стала собственником указанного жилого дома спустя 8 лет, с момента вынесения решения межведомственной комиссии о ликвидации шахты им В. И. Ленина ОАО «Ростовуголь» от 22.12.2003 г., тем самым, приобретая жилой дом и регистрируя по данному адресу членов своей семьи, зная об аварийном состоянии домовладения, истица намеренно ухудшала жилищные условия, в целях последующего приобретения нового жилья по программе переселения граждан из аварийного жилого фонда (л.д.11-13).

В соответствии с Федеральным законом «О государственном
регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 года № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации
угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила представления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с пунктами 5, 8 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содержанию переселяемым из ветхого жилья граждан в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат; социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного
самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на
реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г., социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению. Ежегодное уточнение списков граждан, подлежащих переселению, не произвольно, а также должно осуществляться в рамках требований нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г. То есть уточнение указанных списков должно про изводиться исходя из изменений, которые произошли именно в семьях граждан, имеющих право на содействие со стороны государства на получение нового жилья взамен ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных предприятиях, право, которое возникло при наличии условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах на день ликвидации предприятия угольной промышленности и составления Списков граждан, подлежащих переселению; наличия у этих граждан права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; наличия у них нуждаемости в жилом помещении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Такое право у граждан возникает только при наличии совокупности условий, а именно:

- признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах;

- наличия у этих граждан права на данное жилое помещение на день
принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности;

- наличия у них нуждаемости в жилом помещении, то есть гражданин
должен быть не обеспечен другим жильем.

Как установлено судом, решение о ликвидации шахты им В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» межведомственной комиссии по социально- экономическим проблемам угледобывающих регионов было принято 22.12.2003 года.

Истец ФИО1 стала собственником указанного жилого дома 01.08.2011 года, т.е. спустя 8 лет, с момента вынесения решения межведомственной комиссии.

Следовательно, не смотря на аварийное состояние жилого дома, ФИО1 приобрела по договору купли-продажи в 2011 году и зарегистрировала в данном домовладении: ФИО3, ФИО2 и ФИО2.

Таким образом, приобретая жилой дом и регистрируя по данному адресу членов своей семьи, зная об аварийном состоянии домовладения, ФИО1 намеренно ухудшала жилищные условия, в целях последующего приобретения нового жилья по программе переселения граждан из аварийного жилого фонда.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества от 26.02.2015г. , следует, что ФИО2 27.03.2014г. произвел отчуждение жилого дома общей площадью 70,3 кв.м., принадлежащего ему по праву собственности, расположенного по адресу: <адрес>.

Обеспечение проживавших в ветхом жилье граждан другими жилыми помещениями производится с целью сохранения того объема жилищных прав, который имелся у граждан при пользовании жилым помещением. Причиной обеспечения граждан другим жильем являлась непригодность объекта. Указанные обязательства являются самостоятельным вариантом обязательств государства по предоставлению другого благоустроенного жилья гражданам, чьи жилые помещения приведены в ветхое и непригодное для проживания состояние в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса РФ и ч. 12 ст. 1 Областного закона от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» намеренные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые влекут возникновение права состоять на учете на переселение из аварийного жилого фонда, расцениваются как умышленное ухудшение жилищных условий.

При установленных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что истцы намеренно создали условия, при которых ФИО1 и ее супруг ФИО2 стали нуждаться в улучшении жилищных условий, что является намеренным ухудшением жилищных условий в смысле положений ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленными ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного содержат доказательства, которые имеют значения для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только лишь данными средствами доказывания.

В связи с установленными обстоятельствами, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, о включении в списки граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3 к Администрации Октябрьского района Ростовской области о включении в списки граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья - отказать.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате
19.02.2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение 1 месяца через Октябрьский районный суд Ростовской области начиная с даты изготовления решения суда в окончательной форме, 29.02.2016г..

Судья Е.А.Мамонова