ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-174/2022 от 20.06.2022 Тисульского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-174/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Тисульский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего Соловьевой Н.М.

при помощнике председателя суда Кокшаровой О.В.,

с участием помощника прокурора Тисульского района Любимовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт.Тисуль Тисульского муниципального округа Кемеровской области

20 июня 2022 года

гражданское дело по иску прокурора Тисульского района в интересах неопределенного круга лиц ... к Администрации Тисульского муниципального округа по Кемеровской области – Кузбассу о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Датой 09.05.2022 года в СМИ (Сiбдепо) была, опубликована статья «Нецелесообразные дети: в Кузбассе родителям предлагают возить малышей в детсад за 10 км» (по факту закрытия детского сада в п. Макаракский в 2020 году).

Прокуратурой района проведена проверка по данной публикации в части соблюдения законодательства об образовании, в ходе которой было установлено нарушение прав несовершеннолетних на дошкольное образование.

Установлено, что Макаракский детский сад ранее являлся одним из структурных подразделений Муниципального дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского сада № 4 (далее – МДОУ Тисульский детский сад № 4) и официально был закрыт 06.02.2020 году (в связи чем, МДОУ Тисульский детский сад № 4 привлечено в качестве третьего лица по данному иску).

Летом 2019 года от заведующей структурного подразделения МДОУ Тисульский детский сад № 4 Макаракский детский сад – ФИО1 поступило ходатайство (служебная записка) о необходимости проведения обследования здания детского сада, так как данное здание было деревянного исполнения 1950 года постройки и имело признаки ветхости (здание повело).

В сентябре было проведено обследование здания детского сада. В октябре 2019 года ООО «ОРГТЕХСТРОЙ» было составлено заключение, в котором зданию было оценка «ветхое».

В октябре 2019 года Управление образования подготовило документы главе Тисульского муниципального района (сейчас округа) о том, что необходимо в принятии решение о ликвидации данного структурного подразделения, мотивируя нецелесообразностью его содержания.

02.12.2019 года – главой Тисульского муниципального района принято Постановление № 173-п «О ликвидации структурного подразделения Муниципального дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского сада № 4 Макаракского детского сада».

06.02.2020 – МДОУ Тисульский детский сад № 4 Макаракский детский сад был закрыт. На момент закрытия 10 детей посещали детский сад.

Основной причиной закрытия детского сада послужило проведённое обследование здание детского сада по адресу: Кемеровская область, Тисульский муниципальный округ, <...> по результатам которого ООО «ОРГТЕХСТРОЙ» предоставило заключение о том, что здание деревянного исполнения 1950 года постройки является аварийным и подлежащим сносу, капитальному ремонту не подлежит, а также отсутствие наполняемости детского сада детьми.

Однако, в ходе проверки установлено, что на данный момент количество детей дошкольного возраста, которые потенциально могут посещать детский сад в пос. Макаракский составляет – 13 человек, на 1 сентября 2022 года их количество составит – 12 человек, в 2023 – 12 человек; в 2024 – 8 человек; в 2025 – 5 человек. Из чего следует, что на территории пос. Макаракский имеется необходимость в предоставлении детям в возрасте 0-7 лет возможности получать дошкольное образование.

Поскольку, на территории пос. Макаракский Тисульского муниципального округа осуществляет деятельность Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Макаракская основная общеобразовательная школа (далее – МКОУ Макаракская ООШ), численность которой составляет 45 учеников, то усматривается необходимость в сохранении возможность предоставлять детям дошкольного возраста возможность получать дошкольное образование в пос. Макаракский.

Поскольку, устранения нарушение, выражающегося в лишении права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, может быть достигнуто путём организации групп кратковременного пребывания на безе МКОУ Макаракская ООШ – данное учреждение привлечено в качестве третьего лица по данному иску.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов – право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ «Об образовании») определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ «Об образовании»).

Согласно часть 3 статьи 17 названного Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 1, 4 и 5 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 1.5 Устава МДОУ Тисульского детского сада № 4 – Учредителем учреждения и собственником его имущества является Тисульский муниципальный район (в данный момент округ). Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет управление образования администрации Тисульского муниципального района (в данный момент округа). Из приведённого следует, что начальник управления является, лицом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В соответствии с пунктом 5.2 Устава МДОУ Тисульского детского сада № 4 – к компетенции Учредителя относятся вопросы: осуществления финансового обеспечения деятельности учреждения; выполнение функций главного распорядителя бюджетных средств; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам.

В соответствии с пунктом 6.9 Устава МДОУ Тисульского детского сада № 4 – контроль за сохранностью и эффективным использованием учреждением муниципального имущества, закреплённого за ним на праве оперативного управления, осуществляет собственник имущества.

В соответствии с пунктом 6.10 Устава МДОУ Тисульского детского сада № 4 – Финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счёт средств муниципального бюджета и на основании бюджетной сметы.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и соблюдение требований законодательства об образовании, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Однако, в связи с тем, что учредитель осуществлял свои обязанности ненадлежащим образом, а также обязанности как собственника в части несения бремени содержания своего имущества, которое возложено на него статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, то здание 1950 года постройки обветшало, пришло в негодное состояние, в связи с чем было признано аварийным. Ликвидация детского сада привела к тому, что дети дошкольного возраста были и остаются лишены возможности посещать дошкольное образовательное учреждение на их территории, а их родители ограничены в возможности к трудоустройству в связи с необходимостью осуществлять присмотр за их несовершеннолетними детьми, пока те не достигнут школьного возраста.

Законодателем не ограничены возможности органов местного самоуправления по выбору наиболее оптимальной и экономически целесообразной формы, по средствам которой будет обеспечено право дошкольников на дошкольное образование.

Возможность получения дошкольного образования на территории конкретного населенного пункта может быть обеспечена органом местного самоуправления в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях.

В настоящее время в пос. Макаракский Тисульского муниципального округа имеется одна образовательная организация – это МКОУ Макаракская ООШ, на базе которой имеется возможность организовать группы кратковременного пребывания, где бы дети могли получать дошкольное образование.

Поскольку на территории пос. Макаракский имеются дети, которые могут быть получателями дошкольного образования, и судя по публикации в СМИ – нуждаются в этом, то дошкольное образование должно быть предоставлено. Поскольку, согласно изложенным нормам обязанность по предоставлению дошкольного образования возложена на органы местного самоуправления, то таким образом, необходимо обязать администрацию Тисульского муниципального округа обеспечить возможности предоставления общедоступного дошкольного образования воспитанникам, проживающих в пос. Макаракский Тисульского муниципального округа.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

Прокурор просит суд обязать администрацию Тисульского муниципального округа организовать возможность получения несовершеннолетними гражданами дошкольного возраста пос. Макаракский общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории пос. Макаракский Тисульского муниципального округа Кемеровской области.

Установить ответчику срок исполнения данного решения – до 31.08.2023 года.

В судебное заседание явились помощник прокурора Любимова С.А., представитель третьего лица- МДОУ Тисульский детский сад №4 ФИО1, действующая на основании Приказа о назначении на должность, представитель третьего лица- Управления образования Администрации Тисульского муниципального округа ФИО2, действующая на основании доверенности. представитель третьего лица МКОУ «Макаракская основная общеобразовательная школа»- ФИО3

Представитель ответчика - Администрации Тисульского муниципального округа ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании помощник прокурора Любимова С.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, по тем же основаниям.

Представитель Администрации Тисульского муниципального округа ФИО4 направил в суд заявление о признании иска в полном объеме. Прокурор Любимова С.А. и представители третьих лиц- Управления образования ФИО2, МДОУ Тисульский детский сад №4 ФИО1, МКОУ Макаракская ООШ ФИО3 не возражали против принятия судом признания иска.

Согласно ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Принимая во внимание, что признание иска представителем ответчика не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, заявлено им добровольно, у суда имеются основания для принятия признания иска представителем ответчика.

Суд принимает признание иска представителем ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Тисульского района в интересах неопределенного круга лиц... к Администрации Тисульского муниципального округа по Кемеровской области – Кузбассу о понуждении к совершению действий удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Тисульского муниципального округа организовать возможность получения несовершеннолетними гражданами дошкольного возраста пос. Макаракский общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории пос. Макаракский Тисульского муниципального округа Кемеровской области., установив срок исполнения данного решения – до 31.08.2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Тисульский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья : Соловьева Н.М.