ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-174/2022 от 22.02.2022 Осинского районного суда (Пермский край)

Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2022 г.

Дело № 2-174/2022

УИД 59RS0030-01-2021-001330-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года Пермский край, город Оса

ФИО3 районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Мялицыной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Костылевой Ю.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Межмуниципального отдела МВД России «ФИО3» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межмуниципальному отделу МВД России «ФИО3» о возложении обязанности снять с учета транспортное средство в связи с утилизацией, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности по транспортному налогу,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к МО МВД России «ФИО3» о возложении обязанности снять с учета транспортное средство автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , в связи с утилизацией, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Пермскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности по транспортному налогу.

В обоснование требований истец указал, что осенью 2013 г. он обращался в МО МВД России ФИО3» с заявлением о розыске транспортного средства автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак . Знал, что автомобиль утилизирован, но необходимы были документы, а именно отказ в возбуждении уголовного дела, для перерасчета транспортного налога. Из МО МВД России «ФИО3» заявление было перенаправлено в отдел МВД России по Пермскому району, откуда ответа не получил. После обращения в прокуратуру и суд Пермского района вновь обратился с заявлением о розыске и получил ответ начальника отдела МВД России по Пермскому району. Для снятия автомобиля с учета начальник отдела МВД России по Пермскому району советовал обратиться в ближайшее отделение МВД или через портал «Госуслуги». Такой возможности не имеет, так как находится в местах лишения свободы. При обращении в МРЭО ГИБДД Пермского края по вопросу снятия автомобиля с учета было предложено восстановить документы и государственные регистрационные знаки на транспортное средство, за что необходимо заплатить определенную сумму денег, которая является для истца очень значительной. В дальнейшем обратился в налоговую инспекцию Пермского района для перерасчета задолженности по дорожному налогу в связи с утилизацией автомобиля, где объяснили, что это возможно только при наличии документов или решения суда (л.д. 5, 14 – 15).

В судебном заседании истец ФИО1 свои требования поддержал, Дополнил, что сотрудниками МО МВД России «ФИО3» нарушена инструкция по рассмотрению обращений граждан в 2013 г., в связи с чем не может снять машину с учета. При этом пояснил, что в октябре 2013 г. обращался в ОГИБДД МО МВД России «ФИО3», чтоб ему объяснили, где его машина и какие документы нужны для снятия ее с учета. С письменным заявлением о снятии транспортного средства с учета в связи с утилизацией ни в 2013 г., ни позднее не обращался. О том, что заявление можно направить почтой, не знал. Автомобиль утилизировал его родственник ФИО4. Не имеет возможности восстанавливать документы. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика МО МВД России «ФИО3» в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна в полном объеме, привела доводы письменных возражений, суть которых сводится к тому, что снять транспортное средство с учета не представляется возможным, так как с таким заявлением ФИО1 не обращался, на транспортное средство судебными приставами-исполнителями наложены запреты на регистрационные действия (л.д. 67 – 68).

Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 99). В письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что у ФИО1 имеется задолженность по транспортному налогу в связи с регистрацией за ним автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак . ФИО1 указывает, что ему известно об утилизации автомобиля в 2009 г., но доказательств тому не предоставляет, в регистрирующие органы с заявлением о снятии транспортного средства с учета в связи с утилизацией не обращался. Из регистрирующих органов сведения о снятии транспортного средства с учета у ФИО1 в налоговый орган не поступали. В налоговый орган для проведения перерасчета транспортного налога ФИО1 не обращался, документы о снятии транспортного средства с учета не предоставлял. Просит применить срок исковой давности, так как с 2014 г. ФИО1 знал, что автомобиль утилизирован.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю.

Изучив исковое заявление, возражения ответчиков, заслушав истца и представителя ответчика МО МВД России «ФИО3», оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец транспортного средства - собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 10 названного Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ к регистрационным действиям относятся, в том числе, снятие транспортного средства с государственного учета - перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 названного Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ государственный учет транспортного средства прекращается: по заявлению владельца транспортного средства; по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства; при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства (п.п. 1 – 3).

Статьей 19 названного Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ предусмотрено, что снятию с государственного учета подлежит транспортное средство по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства (п. 2).

На основании п. 71 Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.

Согласно п. 147 Приказа МВД России от 21.12.2019 № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» снятие транспортного средства с государственного учета в соответствии с пунктом 71 Правил производится на основании документов, предусмотренных подпунктами 27.1 - 27.3 пункта 27 Административного регламента и предусмотренного подпунктом 27.4.7 пункта 27 Административного регламента, свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1 - 61.2, 61.4 и 61.7 пункта 61 Административного регламента.

В соответствии с п. 27 Административного регламента для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона:

заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий,

заявление может быть заполнено от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также подготовлено в электронной форме с помощью Единого портала.

Допускается исключение из заявления отдельных блоков, сведения в которые при проведении заявляемых регистрационных действий не вносятся.

Заявление составляется в одном экземпляре и подписывается заявителем или представителем заявителя.

Заявление, направленное в электронной форме с использованием Единого портала, может быть подписано простой или усиленной квалифицированной электронной подписью, за исключением тех случаев, когда законодательством Российской Федерации предусматривается обязанность их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 27.1).

Документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия.

Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие осуществляется с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности.

При постановке транспортных средств на государственный учет на основании акта осмотра группы транспортных средств, содержащего сведения о принадлежащих различным владельцам транспортных средствах, их представителем представляются копии документов, удостоверяющих личности владельцев транспортных средств (п. 27.2).

Граждане Российской Федерации представляют паспорт гражданина Российской Федерации либо временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (п. 27.2.1).

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях представляется доверенность, договор, а также иные документы, удостоверяющие полномочия заявителя или полномочия представителя заявителя (п. 27.2.6).

Документы, идентифицирующие транспортное средство (шасси транспортного средства):

паспорта транспортных средств (шасси транспортных средств) - для транспортных средств (шасси транспортных средств) в отношении которых в системе электронных паспортов отсутствуют сведения об оформлении соответствующих электронных паспортов транспортных средств (шасси транспортных средств);

регистрационные документы (свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства) - для транспортных средств, состоящих на государственном учете.

Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных (п. 27.3).

Свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства, - в случае снятия транспортного средства с государственного учета после утилизации (п. 27.4.6).

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с настоящим Кодексом, возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ также закреплено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 356 НК РФ определено, что транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 названного Кодекса.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Положениями главы 28 «Транспортный налог» НК РФ предусмотрено, что снятие с налогового учета объектов производится только по документам из регистрирующих органов. Иных сведений для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства) действующим законодательством не установлено.

Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ).

Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Из материалов дела следует, и судом установлено, что собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , с 16.01.2007 является ФИО1 (л.д. 51, 52).

Согласно сведениям МО МВД России «ФИО3», сведения об утилизации указанного транспортного средства в МО МВД России «ФИО3» отсутствуют (л.д. 50); в МО МВД России «ФИО3» ФИО1 по факту розыска транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , не обращался (л.д. 53).

Из сообщения ОМВД России по Пермскому району следует, что ФИО1 17.05.2021 обращался с заявлением, в котором просил принять меры к розыску автомобиля, поскольку он предоставляет для заявителя особую ценность (л.д. 105). В ответе от 24.06.2021 на заявление ФИО1 указано, что разыскать автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , не представляется возможным в связи с тем, что автомобиль в марте 2009 г. сдан гр. ФИО6А. в металлоприемный пункт на утилизацию (л.д. 6, 106).

За ФИО1 числится задолженность по транспортному налогу в связи с регистрацией автомобиля ГАЗ-3140, государственный регистрационный знак <***>: за 2010 г. – 2 025 руб., 2011 г. – 2 025 руб., 2012 г. – 2 025 руб., 2013 г. – 2 025 руб., 2013 г. – 2 025 руб., 2014 г. – 2 025 руб., 2015 г. – 2 025 руб., 2016 г. – 2 025 руб., 2017 г. – 2 025 руб., 2018 г. – 2 025 руб., 2019 г. – 1 620 руб., 2020 г. – 1 620 руб. (л.д. 63, 83 – 92). Часть задолженности решениями от 29.12.2020, от 08.12.2021 признана безнадежной к взысканию (л.д. 93 – 96).

По исполнительным производствам -ИП, -ИП судебными приставами-исполнителями наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства по постановлениям от 15.11.2016, от 12.11.2020 (л.д. 69 – 71).

Из исследованных материалов дела не следует, что ФИО1 выполнил какие-либо действия, направленные на снятие с регистрационного учета транспортного средства в связи с утилизацией, и что ему в этом было отказано. В судебном заседании ФИО1 подтвердил, что в 2013 г. в устной форме обращался в ОГИБДД МО МВД России «ФИО3» за разъяснением, где его автомобиль. В 2021 г. обращался в ОМВД России по Пермскому району с заявлением о розыске автомобиля. Таким образом, в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих об обращениях ФИО1 Таким образом, оснований возлагать на МО МВД России «ФИО3» обязанность по снятию транспортного средства с учета в связи с утилизацией у суда не имеется. Нарушение прав истца со стороны ответчика не установлено.

Также не имеется оснований возлагать на налоговый орган обязанность по перерасчету транспортного налога по заявленным требованиям. Транспортное средство с учета не снято, владельцем числится ФИО1, который имеет задолженность по транспортному налогу. Из регистрирующих органов сведения о снятии транспортного средства с учета у ФИО1 в налоговый орган не поступали. В налоговый орган для проведения перерасчета транспортного налога ФИО1 не обращался, документы о снятии транспортного средства с учета не предоставлял, обратного суду не представлено.

Доводы истца об имеющихся препятствиях для снятия транспортного средства с учета по утилизации в связи с нахождением в местах лишения свободы, отсутствием документов на автомобиль, не являются основанием для возложения на ответчиков обязанностей в судебном порядке. Истец не лишен возможности реализовать свои права через представителя либо направив соответствующее заявление по почте, при несогласии с принятым решением – обжаловать действия (бездействие), решения должностных лиц и государственных органов в судебном порядке.

Исходя из конституционного принципа разделения властей, суд не вправе подменять специальную компетенцию ответчика МО МВД России «ФИО3», и в нарушение установленного заявительного порядка снятия с учета транспортных средств в связи с утилизацией возлагать такую обязанность на ответчика. Кроме того, как установлено, на транспортное средство судебными приставами-исполнителями наложены ограничения в виде запрета регистрационных действий.

Доводы о невозможности снять автомобиль с учета в связи с нарушением порядка рассмотрения обращения ФИО1 сотрудниками МО МВД России «ФИО3» в 2013 г. не нашли подтверждения. Как установлено из объяснений ФИО1 и указано выше, истец в 2013 г. обращался к ответчику лишь в устной форме с целью узнать, где его автомобиль и какие документы необходимы для снятия транспортного средства с учета, при этом пояснил, что ему было известно об утилизации автомобиля его родственником ФИО4, ему было разъяснено о необходимости подачи заявления с приложением необходимых документов на транспортное средство, чего ФИО1 не сделано за весь период с 2013 г. по настоящее время.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований о возложении на Межмуниципальный отдел МВД России «ФИО3» обязанности снять с учета транспортное средство автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак , в связи с утилизацией; о возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю обязанности произвести перерасчет задолженности по транспортному налогу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через ФИО3 районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья