ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-174/2022 от 27.01.2022 Рудничного районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

УИД: 42RS0032-01-2021-003744-72

Дело №2-174/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего Ортнер В. Ю.

при секретаре Моськиной М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

27 января 2022 года

гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» о понуждении к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» о понуждении к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства.

Требования (с учетом уточнения) мотивированы тем, что Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проводит мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства.

Прокуратурой г.Прокопьевска проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в результате которой выявлены нарушения деятельности ООО «ТЭР».

На земельном участке с кадастровым номером обнаружено несанкционированное складирование золошлаковых отходов. Так, золошлаковые отходы размещены в открытом виде без средств пылеподавления, поверхность отходов не имеет защиты от атмосферных осадков и ветра, поверхность почвы не имеет твердого покрытия, а также отсутствует ливневая канализация с локальными очистными сооружениями.

Пунктами 17, 216 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен, накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

В соответствии с п.220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Проверкой установлено, что на вышеуказанном земельном участке, расположенном по адресу: ООО «ТЭР» осуществляет размещение золошлаковых отходов с нарушением требований законодательства об отходах потребления и производства, законодательства об охране атмосферного воздуха и об охране окружающей среды.

Согласно объяснениям должностного лица ООО «ТЭР» - , наличие правонарушения не оспаривается, правонарушение выразилось в неоформлении всей необходимой документации по размещению золошлаковых отходов. Имеется проект размещения золошлаковых отходов для рекультивации земельного участка с обоснованием отсутствия экологического вреда окружающей природе с подтверждением лабораторных исследований, на данный проект имеется положительное заключение администрации г. Прокопьевска. В ближайшее время будут оформлены все недостающие документы на размещение золошлаковых отходов.

По постановлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе должностное лице ООО «ТЭР» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.6.35 КоАП РФ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку и согласование проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности, иск поддержал в полном объеме, считает, что вина ООО «ТЭР» полностью доказана. Не возражал против продления ответчику срока выполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ООО «ТЭР» ФИО2, действующая на основании доверенности, иск признала частично, просила продлить установленные сроки выполнения требований санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ООО «ТЭР» не успевают пройти согласования, необходимо провести ряд обследований, также подготовить закупочную процедуру.

Представитель 3-го лица КУМИ г.Прокопьевска Кемеровской области в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области проводит мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства (ст. 44).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Согласно ст. 11, ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

На основании ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечить соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух и т.д.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращениями с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии. с п.7.2 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 № 174-ФЗ: объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2018 г. №800 "О проведении рекультивации и консервации земель":

П. 8. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

При осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, использование отходов производства и потребления, а также захоронение токсичных вскрышных пород не допускаются.

П.13. Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:

а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных врезультате проведенного обследования земель;

б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;

в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

П.24. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

Пунктами 17, 216 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами запрещен, накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

П.220 СанПиН 2.1.3684-21 предусматривает, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТЭР» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц с ОГРН

Основным видом деятельности юридического лица ООО «ТЭР» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

Кроме того, из Устава ООО «Теплоэнергоремонт» также следует, что одной из основных целей создания предприятия является передача и распределение тепловой энергии. Оказание услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды; кондиционирование воздуха являются основными видами деятельности предприятия.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Прокопьевска Кемеровской области (арендодатель) и ООО «ТЭР» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка , согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель: земли населенных пунктов – площадью кв.м., расположенный по адресу: имеющий кадастровый номер . Разрешенное использование – коммунальное обслуживание.

Прокуратурой г.Прокопьевска проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в результате которой выявлены нарушения деятельности ООО «ТЭР».

На земельном участке с кадастровым номером обнаружено несанкционированное складирование золошлаковых отходов. Так, золошлаковые отходы размещены в открытом виде без средств пылеподавления, поверхность отходов не имеет защиты от атмосферных осадков и ветра, поверхность почвы не имеет твердого покрытия, а также отсутствует ливневая канализация с локальными очистными сооружениями.

Проверкой установлено, что на вышеуказанном земельном участке, расположенном по адресу: ООО «ТЭР» осуществляет размещение золошлаковых отходов с нарушением требований законодательства об отходах потребления и производства, законодательства об охране атмосферного воздуха и об охране окружающей среды.

Согласно объяснениям должностного лица ООО «ТЭР» - , наличие правонарушения не оспаривается, правонарушение выразилось в неоформлении всей необходимой документации по размещению золошлаковых отходов. Имеется проект размещения золошлаковых отходов для рекультивации земельного участка с обоснованием отсутствия экологического вреда окружающей природе с подтверждением лабораторных исследований, на данный проект имеется положительное заключение администрации г. Прокопьевска. В ближайшее время будут оформлены все недостающие документы на размещение золошлаковых отходов.

Из ходатайства о смягчении административного наказания ООО «ТЭР», поданного на имя начальника территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Киселевске, г.Прокопьевске и Прокопьевском районе от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в настоящее время ООО «ТЭР» подготавливает закупочную документацию для проведения процедуры торгов на оказание услуг по разработке технической документации и материалов оценки воздействия на окружающую среду, с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы с целью перевода золошлаковых отходов, образующихся в результате деятельности ООО «ТЭР», из категории отходов в продукт – «Материал золошлаковый, получаемый в результате деятельности ООО «ТЭР». Золошлаковые материалы, в отличие от золошлаковых отходов, имеют широкую область применения: вертикальная планировка территорий, строительные работы по отсыпке котлованов и выемок, в дорожном хозяйстве, а также рекультивация нарушенных земель. Таким образом, перевод золошлаковых отходов в категорию золошлаковых материалов позволит ООО «ТЭР» осуществлять рекультивацию земельного участка с кадастровым номером с соблюдением требований действующего природоохранного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурором г.Прокопьевска в отношении ООО «ТЭР» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.6.35 КоАП РФ, в отношении заместителя технического директора по производству и промышленной безопасности ООО «Теплоэнергоремонт»

По постановлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе должностное лице ООО «ТЭР» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.6.35 КоАП РФ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что истец представил достаточно доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком ООО «ТЭР» требований санитарного законодательства.

Невыполнение вышеуказанных требований в соответствии ст.ст. 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. влечет нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, право на жизнь, охрану здоровья.

Статья 56 ГПК РФ определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая вышеизложенное, суд считает требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» о понуждении к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец в соответствии с действующим законодательством освобожден.

Таким образом, согласно удовлетворенным требованиям истца, взысканию с ООО «Теплоэнергоремонт» в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» о понуждении к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку и согласование проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения.

Судья подпись В. Ю. Ортнер

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись В. Ю. Ортнер

Подлинный документ находится в материалах гражданского дела в Рудничном районном суде Кемеровской области.