ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1750/20 от 20.10.2020 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

УИД: 91RS0019-01-2020-002368-59; К. 2.132; 2-1750/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2020 года

решение в окончательной форме принято 27 октября 2020 года

г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулишова А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катакли Э.А., с участием представителей истца Эмировой Э.З., Борисова Д.О., представителя ответчика (Ибраимовой Л.Ф.) Динислям Д.С., представителя ответчика (Совета министров Республики Крым) Вакуленко Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1750/2020 по иску Эмировой Эльзары Зейтуллаевны от имени Сулеймановой Эльвиры Смаиловны к администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Ибраимовой Ленуре Февзиевне, Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконными действий Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым по включению Ибраимовой Л.Ф. в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия, признании незаконным и отмене распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 июня 2016 года №635р в части включения Ибраимовой Л.Ф. в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия; признании незаконным и отмене постановления Администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 24 октября 2019 года №681/19; отмене государственной регистрации права собственности Ибраимовой Л.Ф. на земельный участок площадью 932 кв. м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , -

УСТАНОВИЛ:

Эмирова Эльзара Зейтуллаевна, действуя от имени и в интересах Сулеймановой Эльвиры Смаиловны, обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с иском к администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Ибраимовой Ленуре Февзиевне, Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконными действий Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым по включению Ибраимовой Л.Ф. в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия, признании незаконным и отмене распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 июня 2016 года №635р в части включения Ибраимовой Л.Ф. в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия; признании незаконным и отмене постановления Администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 24 октября 2019 года №681/19; отмене государственной регистрации права собственности Ибраимовой Л.Ф. на земельный участок площадью 932 кв. м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером с учетом уточнения).

Исковые требования мотивированы тем, что ответчица Ибраимова Л.Ф. безосновательно включена в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и ей незаконно выделен в собственность земельный участок площадью 932 кв. м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером На данном земельном участке находится строение, возведенное истицей до 18 марта 2014 года, заявление ответчицы о передаче ей в собственность земельного участка было подано после подачи такого же заявления истицей. Кроме того, при рассмотрении заявления Ибраимовой Л.Ф. были нарушены требования Порядка ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года №169 (утратил силу с 1 января 20178 года, далее – Порядок ведения Реестра) в части комиссионного выезда на место расположения земельного участка и привязки гражданина к земельному участку.

В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования и дали пояснения по сути спора.

Представители ответчиков (Ибраимовой Л.Ф. и Совета министров Республики Крым) возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что обжалуемые решения приняты в пределах полномочий соответствующих органов и в соответствии с требованиями законодательства, прав и охраняемых законом интересов истицы не нарушают.

Заслушав явившихся участников, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судом установлено следующее.

Сулейманова Э.С. и Ибраимова Л.Ф. состояли в очереди льготной категории граждан для предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

По данным автоматизированной информационной системы «Земля» заявление Сулеймановой Э.С. подано 7 декабря 2016 года и она поставлена в очередь под номером 2386, заявление Ибраимовой Л.Ф. подано 19 декабря 2016 года и ей присвоен номер 2779.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 1 декабря 2016 года №1511-р утвержден Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в котором под номером 288 указана Сулейманова Э.С. (л.д. 28). Ибраимова Л.Ф. указана в данном Реестре под номером 23, при этом указан номер земельного участка 56, кадастровый номер – (л.д. 59, 60).

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 марта 2017 года №251-р/ДСП утвержден список граждан, которым предварительно согласовано предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, под индивидуальное жилищное строительство, в котором под номером 359 указана Сулейманова Э.С., земельный участок №2475.

В соответствии с частью 14 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия указанного распоряжения составлял два года. Из пояснений представителей истицы следует, что в течение срока действия распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 марта 2017 года №251-р/ДСП Сулейманова Э.С. никаких действий по получению земельного участка в собственность не предпринимала.

В материалах дела содержится копия заявления об учете постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, поданного Сулеймановой Э.С. в администрацию Симферопольского района Республики Крым 27 декабря 2019 года и акт о невозможности учета постройки по адресу: <адрес> в связи с не подтверждением факта возведения данной постройки до вышеуказанной даты (л.д. 22, 23).

Также судом установлено, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 июня 2016 года №635-р утвержден Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в котором под номером 1264 указана Ибраимова Л.Ф.

Постановлением Администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 24 октября 2019 года №681/19 Ибраимовой Л.Ф. предоставлен в собственность земельный участок площадью 932 кв. м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (л.д. 163), на основании указанного постановления в ЕГРН зарегистрировано право собственности ответчицы (л.д. 90).

Предоставляя правовую оценку заявленным требованиям, суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Таким образом, для признания соответствующего акта недействительным необходима совокупность двух условий: не соответствие такого акта закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов иного участника правоотношений.

Согласно статье 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона. Порядок ведения Реестра утверждается Советом министров Республики Крым.

Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.

В случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков применяется норма пункта 2-1 части 3 статьи 6 настоящего Закона.

Право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 настоящей статьи гражданам предоставляется при совокупности следующих условий:

1) наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины;

2) наличие гражданства Российской Федерации;

3) постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр;

4) отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации);

5) гражданином, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года;

6) отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Для целей настоящего пункта не учитываются нарушения законодательства Российской Федерации при использовании предоставляемого в соответствии с настоящей статьей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Перечень документов, необходимых для включения граждан в Реестр, определен в пункте 3.2 Порядка ведения Реестра.

Согласно пунктам 4.1-4.8 Порядка ведения Реестра заявления граждан (с прилагаемыми документами, при наличии), в течение одного месяца с момента принятия настоящего Порядка направляются органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым (далее – Госкомитет) для их рассмотрения.

Поступившее заявление гражданина с прилагаемыми документами рассматривается Госкомитетом в порядке очередности в течение 30 дней со дня его поступления.

При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день), их очередность определяется исходя из времени подачи заявления с полным комплектом необходимых документов.

В рамках рассмотрения заявления гражданина Госкомитет в течение 10 дней с момента поступления к нему документов, указанных в пункте 4.1 Порядка ведения Реестра, представляет Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее – Комиссия) необходимые документы для осуществления мероприятий по обеспечению уполномоченными лицами комиссионного выезда на место расположения земельного участка, определенного заявителем в соответствии с подпунктом 3.2.4 настоящего Порядка, с целью принятия решения об установлении факта выбора заявителем земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В течение 5 дней с момента поступления в Госкомитет документов, указанных в пункте 4.1 Порядка, Госкомитет с целью установления возможности дальнейшего предоставления гражданам выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» направляет в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым либо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (по принадлежности земельного участка) запрос о нахождении земельного участка в муниципальной либо государственной собственности, а также об отсутствии либо наличии прав третьих лиц на него.

В случае если соответствующий земельный участок находится в муниципальной либо государственной собственности и на него отсутствуют права третьих лиц, Комиссией делается привязка гражданина к земельному участку в порядке, установленном пунктом 4.4 настоящего Порядка.

Решение Комиссии об установлении либо отсутствии факта выбора заявителем земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» представляется Госкомитету в течение 10 дней с момента получения Комиссией документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

По результатам рассмотрения заявления Госкомитет в течение 30 дней со дня его поступления принимает решение о включении сведений в Реестр с указанием номера фактически занимаемого земельного участка (в случае возможности) в соответствии со схемой или картографическим материалом, утвержденным на заседании Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, либо об отказе во включении сведений в Реестр. Форма бланка Реестра представлена в приложении к настоящему Порядку (прилагается).

В течение 10 дней с момента принятия решения о включении сведений в Реестр либо об отказе во включении сведений в Реестр Госкомитет направляет Реестр в Совет министров Республики Крым для его утверждения.

Совет министров Республики Крым в течение 15 дней с момента получения Реестра утверждает его в установленном законодательством порядке.

Гражданин считается включенным в Реестр после его утверждения Советом министров Республики Крым. С целью обеспечения эффективной работы по реализации прав граждан допускается поэтапное утверждение Реестра по мере проведения Комиссией работы на соответствующих территориях по установленному графику.

Госкомитет в течение 10 дней после включения гражданина в Реестр с целью постановки заявителя в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства направляет в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым выписку из Реестра с информацией о заявителе(ях).

В течение 10 дней после включения гражданина в Реестр выписка из Реестра с информацией о заявителе также выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление.

Выписка из Реестра является основанием для постановки заявителя уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Юридически значимым обстоятельством, от установления которого зависит разрешение спора, является факт подачи Сулеймановой Э.С. заявления о включении ее в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и последующей привязки к земельному участку площадью 932 кв. м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Однако в нарушение указанных норм, истец не представил надлежащих и допустимых доказательств в подтверждение своих доводов.

Из материалов дела следует, что Сулеймановой Э.С. распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 марта 2017 года №251-р/ДСП согласовано предоставление иного земельного участка, а именно участка №2475.

Каких-либо надлежащих и допустимых доказательств того, что Сулейманова Э.С. фактически занимала участок площадью 932 кв. м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в суд также не предоставлено, в связи с чем у суда отсутствуют основания предполагать нарушение прав и охраняемых законом интересов истицы.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Эмировой Эльзары Зейтуллаевны от имени Сулеймановой Эльвиры Смаиловны к администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Ибраимовой Ленуре Февзиевне, Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконными действий Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым по включению Ибраимовой Л.Ф. в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия, признании незаконным и отмене распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 июня 2016 года №635р в части включения Ибраимовой Л.Ф. в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия; признании незаконным и отмене постановления Администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 24 октября 2019 года №681/19; отмене государственной регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок площадью 932 кв. м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата принятия мотивированного решения (в окончательной форме) 27 октября 2020 года.

Судья