ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1751/16 от 20.01.2016 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №2-1751/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода, в составе:

председательствующего судьи Полякова Е.С., при секретаре Яковлевой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Прокурора Сормовского района г. Н. Новгорода в интересах ФИО1 к Администрации г. Н. Новгорода об обязании установить в квартире приборы учета,

у с т а н о в и л :

Прокурор Сормовского района г. Н. Новгорода обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Администрации г. Н. Новгорода об обязании установить в квартире приборы учета, указав, что Прокуратурой Сормовского района г. Н. Новгорода проведена проверка соблюдения жилищного законодательства по обращению ФИО1 по вопросу установки индивидуальных приборов учета электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения в его муниципальной квартире, находящейся по адресу [ адрес ]. Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005г. № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения», Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 28.03.2006г. № 798 «Об определении порядка реализации полномочий собственника муниципального жилищного фонда структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода» администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода заключает с гражданами договора социального найма жилого помещения с [ 00.00.0000 ] . При этом согласно сведений администрации Сормовского района Г.Н.Новгорода ФИО1 в администрацию Сормовского района с письменным обращением по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения по адресу: [ адрес ] в период с [ 00.00.0000 ] и по настоящее время не обращался. До [ 00.00.0000 ] договора социального найма жилого помещения заключало муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика» Сормовского района. В настоящее время МУ «ДЕЗ» Сормовского района реорганизован в муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика» Автозаводского района и находится по адресу: [ адрес ]. Копии договоров социального найма, заключенные до [ 00.00.0000 ] , администрацией Сормовского района на хранение не принимались. Вместе с тем, планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии со ст.4 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является одним из основных принципов правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с ч.ч. 5, 5.1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до [ 00.00.0000 ] , газа - до [ 00.00.0000 ] Не установление таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона. В связи с необходимостью обеспечения исполнения законодательства при расчете платы за коммунальные услуги на вышеизложенные обязательства собственников помещений по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов указывалось в Письме Министерства регионального развития России от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об установлении приборов учета используемой воды, электрической энергии и газа».В силу ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Согласно ч.З ст.ЗО Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Согласно п.81 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В силу п. 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Кроме того, наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения В соответствии со ст. 66 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством. При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя. В силу Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, установка приборов учета коммунальных ресурсов относится к работам капитального характера. Вместе с тем, в нарушение требований ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ до настоящего времени жилое помещение, в котором проживает ФИО1 не оборудовано приборами учета газа, горячей и холодной воды, электроснабжения. При этом согласно представленной администрацией Сормовского района Г.Н.Новгорода письменные обращения ФИО1 на установку приборов учета электро-, водо-, газоснабжения зарегистрировано в журнале регистрации заявлений от граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде под порядковым номером соответственно: [ № ] от [ 00.00.0000 ] .; [ № ] от [ 00.00.0000 ] .; [ № ] от [ 00.00.0000 ] . Согласно ч.З ст.8 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города. Таким образом, администрация г. Н. Новгорода должна обеспечить оснащение жилых помещений муниципального жилого фонда приборами учета коммунальных ресурсов. Недолжная организация работы по обеспечению жилых помещений приборами учета влечет ограничение прав граждан на оплату коммунальных услуг по фактическому потреблению, что влечет увеличение расходов на коммунальные услуги. Просит суд обязать администрацию г. Н. Новгорода установить в квартире [ № ] дома [ № ] по [ адрес ] приборы учёта газа, горячей и холодной воды, а также электроснабжения. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании прокурор Кокурина Р.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2 иск не признала.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.

Судом установлено, что Прокуратурой Сормовского района г. Н. Новгорода проведена проверка соблюдения жилищного законодательства по обращению ФИО1 по вопросу установки индивидуальных приборов учета электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения в его муниципальной квартире, находящейся по адресу [ адрес ]. Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от [ 00.00.0000 ] г. [ № ] «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения», Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] . [ № ] «Об определении порядка реализации полномочий собственника муниципального жилищного фонда структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода» администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода заключает с гражданами договора социального найма жилого помещения с [ 00.00.0000 ]

При этом согласно сведений администрации Сормовского района Г.Н.Новгорода ФИО1 в администрацию Сормовского района с письменным обращением по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения по адресу: [ адрес ] в период с [ 00.00.0000 ] . и по настоящее время не обращался. До 2007 года договора социального найма жилого помещения заключало муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика» Сормовского района. В настоящее время МУ «ДЕЗ» Сормовского района реорганизован в муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика» Автозаводского района и находится по адресу: [ адрес ]. Копии договоров социального найма, заключенные до [ 00.00.0000 ] , администрацией Сормовского района на хранение не принимались.

Вместе с тем, планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии со ст.4 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является одним из основных принципов правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с ч.ч. 5, 5.1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до [ 00.00.0000 ] , газа - до [ 00.00.0000 ] Не установление таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона. В связи с необходимостью обеспечения исполнения законодательства при расчете платы за коммунальные услуги на вышеизложенные обязательства собственников помещений по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов указывалось в Письме Министерства регионального развития России от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об установлении приборов учета используемой воды, электрической энергии и газа».

В силу ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно ч.З ст.ЗО Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п.81 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В силу п. 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Кроме того, наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения

В соответствии со ст. 66 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

В силу Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, установка приборов учета коммунальных ресурсов относится к работам капитального характера.

Вместе с тем, в нарушение требований ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ до настоящего времени жилое помещение, в котором проживает ФИО1 не оборудовано приборами учета газа, горячей и холодной воды, электроснабжения.

При этом согласно представленной администрацией Сормовского района Г.Н.Новгорода письменные обращения ФИО1 на установку приборов учета электро-, водо-, газоснабжения зарегистрировано в журнале регистрации заявлений от граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде под порядковым номером соответственно: [ № ] от [ 00.00.0000 ] .; [ № ] от [ 00.00.0000 ] .; [ № ] от [ 00.00.0000 ]

Согласно ч.З ст.8 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города. Таким образом, администрация г. Н. Новгорода должна обеспечить оснащение жилых помещений муниципального жилого фонда приборами учета коммунальных ресурсов. Недолжная организация работы по обеспечению жилых помещений приборами учета влечет ограничение прав граждан на оплату коммунальных услуг по фактическому потреблению, что влечет увеличение расходов на коммунальные услуги.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что требования подлежат удовлетворению в части обязании администрацию г. Н. Новгорода установить в квартире [ № ] дома [ № ] по [ адрес ] приборы учёта газа, холодной воды, а также электроснабжения.

Требования об обязании администрацию г. Н. Новгорода установить в квартире [ № ] дома [ № ] по [ адрес ] приборы учёта горячей воды, удовлетворению не подлежат, поскольку многоквартирный дом [ № ] по [ адрес ] оборудован газовыми проточными водонагревателями.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора Сормовского района г. Н. Новгорода в интересах ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Н. Новгорода установить в квартире [ № ] дома [ № ] по [ адрес ] приборы учёта газа, холодной воды, а также электроснабжения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий – 3 месяца.

В удовлетворении требований об обязании администрацию г. Н. Новгорода установить в квартире [ № ] дома [ № ] по [ адрес ] приборы учёта горячей воды, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.

Судья Е.С. Поляков