ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1751/2022 от 01.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело №2-1751/2022

УИД33RS0001-01-2020-005990-36

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 сентября 2022 года г.Владимир

Ленинский районный суд города Владимира в составе

председательствующего судьи Фоминой А.В.

при секретаре Никулиной М.П.,

с участием представителя ответчика Султанова И.Р.

представителя третьего лица ООО «Т Плюс ВКС» Алешиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой И.В. к ТСЖ «Дуброва-36» о понуждении к совершению действий, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

установил:

Киселева И.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Владимира с иском к ТСЖ «Дуброва-36» о понуждении к совершению действий, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.

В обоснование указано, что истец является собственником квартиры . Управление общим имуществом многоквартирного жилого дома 36-г осуществляет ТСЖ «Дуброва-36».

Утверждает, что ответчик неоднократно незаконно отказывал в ознакомлении с документами, связанными с его деятельностью, в т.ч. с начислением размера платы за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, ответчиком незаконно производится начисление платы за отопление в летний период, неверно произведены расчеты платы за отопление, водоснабжение и водоотведение, электрическую энергию.

С учетом уточненных исковых требований в редакции от 29.06.2021 (л.д.177-182 том 2) просит суд:

Обязать ТСЖ «Дуброва-36» представить подробный расчет выставленных сумм за содержание общего имущества помесячно с предоставлением всех данных для расчета с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г.

Взыскать с ТСЖ «Дуброва-36» за содержание общего имущества с 01.12.2019 г. по 31.12.2020 г. в сумме 9634.90 рублей.

Взыскать с ТСЖ «Дуброва-36» переплаченную сумму за отопление в отопительный период за декабрь 2019 г. и 2020 г. в сумме 856,52 рубля.

Взыскать с ТСЖ «Дуброва-36» переплаченную сумму за «водоснабжение и водоотведение» за декабрь 2019 г. и 2020 г. в сумме 643,32 рубля.

Взыскать с ответчика ТСЖ «Дуброва-36» 50,16 рубля, выставленные за спорный период с 01.12.2019 г. по 01.01.2021 г. за услугу ОДН МКД Х/В.

Взыскать с ответчика ТСЖ «Дуброва-36» 489,06 рубля, выставленные за спорный период с 01.12.2019 г. по 01.01.2021 г. за услугу ОДН МКД Э/Э.

Взыскать с ответчика ТСЖ «Дуброва-36» 22,12 рубля, выставленные за спорный период с 01.12.2019 г. по 01.01.2021 г. за услугу «пени».

В случае повлекшего необоснованное увеличение размера платы, прошу взыскать с ответчика ТСЖ «Дуброва-36» штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с 354 Постановлением Правительства и Закона о защите прав потребителя, с 01.12. 2019г. по 01.01.2021г.

Взыскать с ответчика ТСЖ «Дуброва-36» причиненный моральный вред в сумме 10 000 рублей.

Взыскать с ответчика ТСЖ «Дуброва-36» в пользу истца Киселевой И.В. расходы по оплате услуг представителя.

Взыскать с ответчика ТСЖ «Дуброва-36» судебную неустойку с момента вступления решения в законную силу по 1 000 рублей за день до полного исполнения решения суда.

Взыскать с ответчика ТСЖ «Дуброва-36», согласно ст. 395 ГК РФ, проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования ЦБ с суммы удовлетворенных требований.

В судебное заседание после объявленного перерыва истец Киселева И.В. не явилась, причины неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, со ссылкой на указанные в иске обстоятельства. Вопрос по расходам на представителя просила не рассматривать, в виду отсутствия на тот момент соответствующих документов.

Представитель ответчика Султанов Э.Р. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Указал, что истцу неоднократно предоставлялась возможность ознакомиться с документами товарищества, каких-либо препятствий в этом не чинилось. Представленные истцом расчеты стоимости коммунальных услуг непонятны, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Пояснил, что у Киселевой И.В. имеется задолженность за спорный период по оплате за ЖКУ, просил в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Т Плюс ВКС» Алешина Ю.А. разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица МУП «Владимирводоканал» в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Киселева И.В. с 2008 года является собственником жилого помещения – квартиры в многоквартирном жилом доме , площадью .... кв.м., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права. (л.д.223 том 2)

Указанное жилое помещение оборудовано индивидуальными приборами учета потребления: электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения.

Управление многоквартирным домом по адресу по адресу: – осуществляет управление ТСЖ «Дуброва-36», что подтверждается общедоступными сведениями с официального сайта «Реформа ЖКХ» https://www.reformagkh.ru/myhouse/profile/view/8914010.

Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе, в том числе, определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 145 Жилищного кодекса Российской Федерации высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества собственников жилья, к компетенции которого относится, в том числе, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).

Частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, определено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Следовательно, Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила № 491 относят вопросы установления платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома исключительно к компетенции органов управления товарищества собственников жилья (общего собрания членов товарищества собственников жилья), не устанавливая при этом какие-либо сроки действия решений органов управления товарищества собственников жилья по этому вопросу.

Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, Киселева И.В., как собственника жилого помещения, расположенного по адресу: , обязана вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносы в фонд капитального ремонта.

Из материалов дела также следует и подтверждено объяснениями представителя ответчика Султанова Э.Р., размер платы за содержание жилого помещения в МКД по адресу: на 2018 год был утвержден в соответствии с Протоколом № 15 общего собрания от 26.03.2018 г., а также сметой доходов и расходов ТСЖ «Дуброва-36» на 2018 год, составил 18,50 руб. с 1 кв.м..

Между тем, решение членов ТСЖ «Дуброва-36», оформленное протоколом № 19 от 27.02.2019-27.03.2019 г., в т.ч. об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в МКД по адресу: на 2019 год – было признано недействительным решением Ленинского районного суда г. Владимира от 28.08.2020 г. по делу (л.д.7-12 том 3).

В связи с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила № 491 относят вопросы установления платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома исключительно к компетенции органов управления товарищества собственников жилья (общего собрания членов товарищества собственников жилья), то изменение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома возможно также только на основании решения органов управления товарищества собственников жилья (общего собрания членов товарищества собственников жилья).

Из объяснений представителя ответчика Султанова Э.Р. следует, что по указанным выше причинам, размер платы за содержание жилого помещения в МКД по адресу: г. за период с декабря 2019 года по декабрь 2020 г. – взят из протокола № 15 от 25.03.2018 г., утвердившего такой размер на 2018 год – 18,50 руб. с 1 кв.м. (л.д. 96 том 3)

Установлено, что многоквартирный дом по адресу: г. – оборудован коллективными приборами учета потребления тепловой энергии (в Гкал/куб.м.)

на жилые помещения (7 039,90 кв.м.);

на нежилые помещения (894 кв.м.).

Общая площадь многоквартирного дома составляет 9 866,70 кв.м., что подтверждается Выписка из ЕГРН в отношении МКД.

Общая площадь жилых помещений МКД составляет 7039,90 кв.м. что подтверждается Техническим паспортом домовладения. (л.д. 27-40 том 2)

Общая площадь нежилых помещений МКД (за исключением общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД) составляет 894 кв.м., что подтверждается Выпиской из ЕГРН в отношении нежилого помещения с КН площадью – 51,5 кв.м.; Выпиской из ЕГРН в отношении нежилого помещения с КН площадью – 60,5 кв.м.; Выпиской из ЕГРН в отношении нежилого помещения с КН площадью – 63,2 кв.м.; Выпиской из ЕГРН в отношении нежилого помещения с КН площадью – 90,4 кв.м.; Выпиской из ЕГРН в отношении нежилого помещения с КН площадью – 97,6 кв.м.; Выпиской из ЕГРН в отношении нежилого помещения с КН площадью – 147,2 кв.м.; Выпиской из ЕГРН в отношении нежилого помещения с КН площадью – 268,6 кв.м.; Выпиской из ЕГРН в отношении нежилого помещения с КН площадью – 114,9 кв.м. (л.д.41-72 том 2)

Соответственно, общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД (за исключением общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД), составляет 7 933,90 кв.м (7 039,90 + 894).

Таким образом, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД, составляет 1 932,80 кв.м (9 866,70 – 7 039,90 – 894).

Размер ежемесячного потребления тепловой энергии за период с декабря 2019 г. по декабрь 2020 г. определен по показаниям коллективных приборов учета потребления тепловой энергии на жилые помещения и на нежилые помещения, что подтверждается книгой учета ТСЖ «Дуброва 36», отражающей показания коллективных приборов учета потребления тепловой энергии на жилую часть и на нежилые помещения за период с декабря 2019 г. по декабрь 2020 г. (л.д. 102-109 том 3)

Установлено, что в многоквартирном доме по адресу: – имеется централизованная система отопления и централизованная система холодного водоснабжения. Централизованная система горячего водоснабжения отсутствует, приготовление горячей воды осуществляется в бойлере.

Так, понятие горячего водоснабжения содержится в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под которым понимается приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 названного Федерального закона нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные либо центральные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

В части 6 статьи 31 этого же Закона предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе, в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила, где, в частности, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учетом пунктов 40 и 54 этих Правил и формул, содержащихся в приложении N 2 к указанным Правилам.

В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 40 названных Правил, в редакции до изменений, внесенных Постановление Правительства РФ от 31.07.2021 N 1295, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 рассматриваемых Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.

В соответствии с п. 54 Правил, в редакции до изменений, внесенных Постановление Правительства РФ от 31.07.2021 N 1295, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Согласно п. 22 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (формула № 20):

22. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:

,

где:

- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;

Tхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:

,

где:

Vкр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;

Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;

- норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, Постановлением Департамента цен и тарифов Владимирской области "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду" от 20.12.2018 № 53/5, а также Постановлением Департамента цен и тарифов Владимирской области "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду" от 20.12.2019 № 51/14, установлены тарифы на горячую воду.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).

В Письме от 22 марта 2017 г. N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

В пункте 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354.

В формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.

В спорном многоквартирном доме по адресу – система отопления является централизованной, и подогрев воды осуществляется за счет такой системы.

Поэтому применение формулы 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 для определения количества коммунального ресурса, использованного на приготовление горячей воды, невозможно.

В рассматриваемом случае при определении платы за горячее водоснабжение следует применять формулу 20 приложения N 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

В формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вследствие чего указанная формула может применяться только в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.

В свою очередь, материалы дела не содержат доказательства тому, что в многоквартирном доме по адресу: – производство тепловой энергии для приготовления горячей воды происходит при помощи автономной котельной. Подогрев воды осуществляется за счет тепловой энергии, поступающей из централизованной системы отопления.

Из указанной формулы следует, что величина qvкр вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В рассмотренном случае при определении размера обязательств по оплате тепловой энергии на подогрев горячей воды следует применять формулу 20, указанную в приложении 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению (удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, величины qvкр) и соответствующего тарифа, а также формулу 20 (2) из приложения 2 к Правилам N 354. Эти формулы содержатся в главе IV приложения 2 к Правилам N 354, в которой установлен порядок определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

При таких обстоятельствах определение объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на нужды спорных многоквартирных домов по адресу: – должно производится расчетным методом по второй составляющей формулы 20 приложения 2 к Правилам N 354, в соответствии с которой размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

Согласно приведенной правовой позиции в отличие от ситуации, когда самостоятельное приготовление горячей воды осуществляется с использованием крышной котельной, преобразующей иные виды коммунальных ресурсов в коммунальный ресурс "тепловая энергия", независимо от наличия в МКД общедомового прибора учета тепловой энергии, приготовление коммунальной услуги "горячее водоснабжение" с применением централизованной системы теплоснабжения предполагает, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. При расчете стоимости коммунального ресурса управляющая организация обязана применять не фактический объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды.

Из материалов дела следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению собственника жилого помещения, расположенного по адресу: – за период с декабря 2019 г. по декабрь 2020 г. – произведен, согласно п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (согласно формуле № 1) (см. приложение к настоящим возражениям).

,

где:

- объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тариф на холодное водоснабжение и водоотведение установлены на основании Постановления Департамента цен и тарифов Владимирской области "Об установлении тарифов на техническую воду, на питьевую воду и водоотведение" № 59/8 от 19.12.2017 (в ред. от 20.12.2018 № 53/15; а также Постановления Департамента цен и тарифов Владимирской области "Об установлении тарифов на техническую воду, на питьевую воду и водоотведение" № 59/8 от 19.12.2017 (в ред. от 12.12.2019 № 48/9).

Согласно приведенного ответчиком расчета, показания приборов учета водопотребления – взяты из: показания водомерного счетчика ТСЖ «Дуброва 36», отражающего показания водопотребления МКД за период с декабря 2019 г. по декабрь 2020.

Согласно Единого договора № 5440 холодного водоснабжения и водоотведения от 22.05.2015 г., заключенного между МУП «Владимирводоканал» и ТСЖ «ДУБРОВА-36» (в отношении МКД №№ 36Г, 36Ж), Договора № 11050 ресурсоснабжения и приобретение холодной воды для содержания общего имущества многоквартирного дома от 28.09.2020 г., заключенного между МУП «Владимирводоканал» и ТСЖ «ДУБРОВА-36» (в отношении МКД № 36 Г (только ОДН Х/В)); Единого договора № 11096 холодного водоснабжения и водоотведения от 02.11.2020 г., заключенного между МУП «Владимирводоканал» и ТСЖ «ДУБРОВА-36» (в отношении МКД № 36Ж (полноценное водоснабжение и водоотведение), с октября 2020 г. был произведен переход на прямые расчеты с поставщиком за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению. (л.д.92-134 том 2)

Установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственника жилого помещения, расположенного по адресу: – за период с декабря 2019 г. по декабрь 2020 г. – произведен, согласно п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (согласно формуле № 1).

где:

- объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тарифы на электроснабжение установлены Постановлением Департамента цен и тарифов Владимирской области от 25.12.2018 № 54/2 «О тарифах на электрическую энергию»; а также Постановлением Департамента цен и тарифов Владимирской области от 17.12.2019 № 49/6 «О тарифах на электрическую энергию».

Согласно расчетам ответчика, представленным в материалы дела, по жилому помещению по адресу: – числится задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с декабря 2019 г. по декабрь 2020 г. в размере 1656,06 руб., за период с декабря 2019 г. по декабрь 2020 г., задолженность по пени в размере 872,92 руб. (л.д.24-42 том 6)

В обоснование расходов ТСЖ «Дуброва-36» за период с декабря 2019 года по декабрь 2020 года в материалы дела ответчиком представлены соответствующие доказательства, такие как: выписки по операциям, Договоры на выполнение работ и оказания услуг, счета, авансовые отчеты, кассовые книги, ордера, счета на оплату. (л.д.27-222 том 4; л.д.1-174 том 5)

Оснований сомневаться в подлинности представленных документов у суда не имеется.

Истицей указанные документы не опровергнуты.

Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, проверив приведенные сторонами расчеты, суд приходит к выводу о том, что представленные истцом расчеты противоречат показаниям приборов учета, зафиксированных в соответствующих квитанциях, произведены без учета применяемых социальных норм потребления коммунальных ресурсов. Допущенные неточности не позволяют суду согласиться с истцом и опровергают расчеты, представленные ответчиком.

Что касается ссылки истца на экспертное заключение ООО Аудиторская фирма «ВЛАДСТАНДАРТ» от 27.06.2021 (л.д.204-222 том 2), суд находит приведенные расчеты в данном заключении ошибочными, произведенными в противоречие социальных норм потребления коммунальных ресурсов, в связи с чем, данное заключение не может быть положено в основу решения суда.

Кроме того, эксперт не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о нарушении прав истца при расчете платы за коммунальные и иные услуги, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении соответствующей части требований истца о взыскании задолженности за содержание общего имущества в сумме 9634.90 руб., переплаты за отопление в сумме 856,52 руб., переплаты «водоснабжение и водоотведение» в сумме 643,32 руб., за услугу ОДН МКД Х/В в суме 50,16 руб., за услугу ОДН МКД Э/Э в сумме 489,06 руб., пени в сумме 22,12 руб..

На основании ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:

устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

реестр членов товарищества;

бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

В соответствии со ст. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель имеет право в том числе:

получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;

требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Между тем, требование истца о возложении на ответчика обязанности предоставить подробный расчет выставленных сумм за содержание общего имущества помесячно с предоставлением всех данных для расчета с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г., суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку указанный расчет представителем ответчика представлен в ходе рассмотрения настоящего спора, приобщен к материалам дела, что не лишает истца права на ознакомление с указанным расчетом.

Разрешая требование истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Поскольку, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых ТСЖ, то на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежат компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно п. 45 Постановления Пленума ВС РФ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" от 28.06.2012 г. при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием является установленный факт нарушения прав потребителя.

Судом установлен факт нарушения прав истца в части уклонения ответчика от предоставления информации, в связи с чем суд признает за Киселевой И.В. право на компенсацию морального вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая требования разумности и справедливости, характер нравственных страданий истца, отсутствие данных о его индивидуальных особенностях, срок и величину нарушения прав, имущественное положение ответчика как юридического лица, суд считает необходимым взыскать в пользу Киселевой И.В. в счет компенсации морального вреда 1000 руб. Заявленный размер в 10000 руб. суд полагает явно завышенным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Присужденная ко взысканию в пользу истца сумма составляет 1000 руб., соответственно половина от нее (500 руб.) подлежит дополнительному взысканию в доход Киселевой И.В.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований о взыскании денежных средств и обязании предоставить подробный расчет, суд находит требования истца о взыскании судебной неустойки до исполнения решения суда и процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст.395 ГК РФ, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Киселевой И.В. удовлетворить частично.

Взыскать с ТСЖ «Дуброва-36» в пользу Киселевой И.В. компенсацию морального вреда в сумме 1000,00 рублей, штраф в сумме 500,00 рублей., всего в сумме 1500,00 рублей.

В остальной части исковые требования Киселевой И.В. оставить без удовлетворения.

Взыскать с ТСЖ «Дуброва-36» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300,00 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Фомина

Мотивированное решение принято 08.09.2022.