ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1752/20 от 14.10.2020 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:председательствующего судьи – Камыниной В.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем – Добреньким А.Д.,

с участием истца – ФИО2,

представителя истца – ФИО6,

представителя ответчика Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО7,

представителя ответчика ФИО3ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации горда Симферополя Республики Крым, ФИО3, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании записи в ЕГРН,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ к Администрации горда Симферополя Республики Крым, ФИО3:

-о признании незаконным и отмене постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ;

- прекращении права собственности ФИО3 на земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером

-аннулировании записи регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной в ЕГРН на объект недвижимого имущества, земельный участок общей площадью 533 кв.м. кадастровый расположенный по адресу: <адрес>

Заявленные исковые требования обоснованы тем, что у истца на основании решения Горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, решения Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ возникло право пользования земельным участком площадью 528 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, г. <адрес> Родниковый, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении гражданского дела в Киевском районном суде <адрес> Республики Крым истцу стало известно о том, что на часть земельного участка принадлежащего истцу на праве собственности ответчиком ФИО3 было оформлено право собственности, а именно на земельный участок площадью 533 кв.м. по адресу: Россия, <адрес>. Данный земельный участок был предоставлен в собственности ответчику на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что спорный земельный участок был предоставлен ответчику с нарушением действующего законодательства, так как был сформирован под помещениями, а не под индивидуальным жилым домом, без учета решения Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу об определении порядка пользования ранее предоставленного земельного участка, а также норм Градостроительного кодекса. Земельный участок имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, не мог быть предоставлен ФИО3 для эксплуатации части жилого дома в границах ранее отведенного земельного участка.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Протокольным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым.

В судебном заседании истец, представитель истца заявленные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым просил в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика ФИО3 просила в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

От Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступили письменные пояснения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен согласно ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представил.

Исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО3 и ФИО2 являлись совладельцами жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Родниковый,15.

ФИО3 принадлежало 55/100 долей домовладения, ФИО2 45/100 долей домовладения по указанному адресу.

Жилой дом расположен на земельном участке площадью 1000,00 кв.м., ранее предоставленном в бессрочное и бесплатное пользование под строительство жилого дома ФИО9, что следует из дубликата договора .

Решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО3 к ФИО2 о разделе домовладения, определении порядка пользования земельным участком, взыскании компенсации удовлетворен частично.

Прекращено право общей долевой собственности ФИО3 к ФИО2 на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, г. <адрес> Родниковый, <адрес>.

ФИО3 на 55/100 долей домовладения выделены помещения в соответствии с заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 на 45/100 долей домовладения выделены помещения в соответствии с заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

С ФИО2 в пользу ФИО3 взыскана денежная компенсация за отступление от идеальных долей.

Определен порядок пользования земельным участок, в соответствии с которым в пользование ФИО3 предоставлен земельный участок площадью 528 кв.м., включая площадь занятую под строениями, что на схематическом плане в Приложении к заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ отмечено красным цветом.

В пользование ФИО2 предоставлен земельный участок площадью 431 кв.м., включая площадь занятую под строениями, что на схематическом плане в Приложении к заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ отмечено синим цветом.

В общем пользовании ФИО3 к ФИО2 оставлен земельный участок площадью 15 кв.м., что на схематическом плане в Приложении к заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ отмечено желтым цветом.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ объекту недвижимого имущества, выделенному ФИО3 на основании решения Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу присвоен а по пер. Родниковому.

На основании данного решения ФИО3ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество – жилой дом с хозяйственными строениями адресу: <адрес>

Согласно сообщению филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> право собственности на жилой дом с надворными постройками по пер. Родниковому,15а зарегистрирован в целом за ФИО3

На объект недвижимого имущества заведено самостоятельное инвентаризационное дело .

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 548 кв.м. по <адрес> в <адрес> гражданке ФИО3

Из указанного постановления следует, что земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Утверждена схема расположения земельного участка по пер. Родниковый,15а в <адрес>.

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации ФИО3 Н.Г.» с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление от 15.07.2016…» ответчику ФИО3 бесплатно с собственность был предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 533 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>

Согласно выписке, из ЕГРН правообладателем земельного участка площадью 533+/-8 кв.м., с кадастровым номером вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО3

Оспаривая постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на отсутствие на земельном участке индивидуального жилого дома (наличие помещений), а также положения ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ст. 271 ГК РФ истец просит прекратить зарегистрированное право ФИО3 на земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес>

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Закона N184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 ЗК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ подписан и ДД.ММ.ГГГГ ратифицирован Договор между Российской ФИО4 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с даты подписания которого <адрес> считается принятой в ФИО1 (далее - Договор, статья 1).

Принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от ДД.ММ.ГГГГ N6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", частью 1 статьи 23 которого установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено упомянутым законом.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона N6-ФКЗ нормативные правовые акты Республики Крым и города федерального значения Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

Аналогичные правовые предписания содержатся в статье 9 Договора.

Государственный Совет Республики Крым - постоянно действующий высший законодательный орган государственной власти республики (статьи 75, 78 Конституции Республики Крым, статьи 2, 9, 10 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N2-ЗРК "О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым"), реализуя предоставленные полномочия, в установленном порядке принял Закон N66-ЗРК/2015, а Глава Республики Крым, как это предписано статьей 64 Конституции Республики Крым, подписал и обнародовал названный региональный закон, которым установлены особенности правового регулирования земельных отношений.

Таким образом, поскольку федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым, предусмотренные оспариваемыми нормами особенности правового регулирования земельных отношений на территории Республики Крым не могут рассматриваться как несоответствие федеральному законодательству.

Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N3-ФКЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" сроки интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации были изменены. Так, согласно введенной указанным законом частью 1.1 статьи 12.1 Закона N6-ФКЗ предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно части 7 статьи 18 указанного закона гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до ДД.ММ.ГГГГ, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.

Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Статьей 39.5 Земельного кодекса установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено исключительное право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Судом установлено, что на день обращения ФИО3 с заявлением в Администрацию <адрес> Республики Крым о передаче земельного участка бесплатно в собственность, спорный земельный участок находился в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, возникло у ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 548 кв.м. по пер. Родниковому,15а, утверждена схема расположения земельного участка.

Следовательно, ФИО3 как собственник индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Родниковый,15а вправе была получить в собственность земельный участок, на котором он расположен.

Абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть признан судом недействительным.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (абзац 2 статьи 13 Гражданского кодекса).

Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца (заявителя) должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и установленные обстоятельства суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа ФИО3 в предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером у Администрации <адрес> Республики Крым.

Доводы истца о том, что предоставленный в собственность ФИО3 земельный участок не соответствует виду разрешенного использования, в том числе и в связи с тем, что не вступившим в законную силу решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> выделенная ФИО2 в натуре решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана автоматным жилым блоком дома блокированной застройки, являются несостоятельными, поскольку право общей долевой собственности ФИО3 и ФИО2 было прекращено ещё в 2010 году. С 2011 года ФИО3 является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

При этом, даже определение статуса жилого дома, принадлежащего ФИО2 как жилого дома блокированной застройки, не может свидетельствовать о нарушении Администрацией <адрес> Республики Крым прав истца при принятии оспариваемого постановления в 2016 году о предоставлении ФИО3 земельного участка в собственность, и как следствие прекращение права ФИО3 на спорный земельный участок и аннулировании записи в ЕГРН.

Блокированная жилая застройка не отнесена к основным видам разрешенного использования, а относится к условным видам разрешенного использования земельных участков. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях, разрешенный вид использования земельного участка на блокированную жилую застройку не изменен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований и отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации горда Симферополя Республики Крым, ФИО3, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании записи в ЕГРН, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья В.Ф. Камынина

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

УИД: 91RS0-43