ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1752/2016 от 25.02.2016 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело №2-1752/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2016 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре Рожковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательном учреждению «Детский сад №93», администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском, действуя в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №93», администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к совершению определенных действий, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Петрозаводска проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в МДОУ «Детский сад № 93» по адресу: <адрес>. В результате проведенной проверки установлено, что в дошкольном образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения за подступами к учреждению и прилегающей территории, а также внутри здания, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение. Ссылаясь на положения Федеральных законов «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», «Об образовании в РФ», учитывая, то обстоятельство, что дошкольное образовательное учреждение является некоммерческой организацией, учредителем и собственником которого является Петрозаводский городской округ, функции и полномочия собственника и учредителя осуществляет администрация Петрозаводского городского округа, прокурор просит суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа выделить муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №93», расположенному по адресу: <адрес>, денежные средства в размере, необходимом для установки видеонаблюдения за подступами к учреждению образования и прилегающей территории в количестве штук, а также внутри здания МДОУ «Детский сад № 93» в количестве штуки; обязать МДОУ «Детский сад № 93» после выделения администрацией Петрозаводского городского округа денежных средств оборудовать систему технического контроля – видеонаблюдения (камер в количестве штук), обеспечивающую безопасность МДОУ «Детский сад №93», расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор Краснова А.Ю., исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагала, что проведение работ по установке системы видеонаблюдения в МДОУ «Детский сад №93» возможно было организовать в период проведения капитального ремонта здания образовательного учреждения в ДД.ММ.ГГГГ, нежелание администрации Петрозаводского городского округа выполнять требования постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272, ввиду отсутствия на территории Петрозаводского городского округа соответствующих правовых актов либо отсутствия финансирования не может служить основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Представители ответчика администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В., ФИО1, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с предъявленными исковыми требованиями не согласились, полагали, что заявив настоящий иск, прокурор вмешивается в полномочия и деятельность органов, ответственных за мероприятия по предупреждению терроризма, что не является прерогативой прокурора, пояснили, что в настоящее время требования к антитеррористической защищенности для подведомственных учреждений Министерством образования РФ не разработаны и Правительством РФ не утверждены. Указали, что МБДОУ «Детский сад №93» распоряжением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 года № 485р-П (ДСП), в редакции распоряжения от 24 ноября 2015 года № 710р-П (ДСП), отнесено к образовательным учреждениям с базовым уровнем антитеррористической защищенности. Организация видеонаблюдения на данных объектах не обязательна. В тоже время муниципальной программой Петрозаводского городского округа «Защита населения Петрозаводского городского округа и его территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей» запланировано финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в МДОУ «Детский сад №93» в размере <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, полагали, что требование об установке видеокамер в количестве 5 штук необоснованно.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 93» - заведующий ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в материалы дела отзыв относительно предъявленных исковых требований, в предыдущем судебном заседании иск не признала.

Суд, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в ст.2 провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» предусмотрено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно ч.3 ст.5 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Подпункт «д» п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п.7.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Пункт 3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 №485р-П утвержден Перечень образовательных учреждений, отнесенных к базовому и повышенному уровням антитеррористической защищенности, в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 24.11.2015 № 710р-П в названный Перечень включено МДОУ «Детский сад №93».

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 05.07.2012 №448р-П утвержден перечень объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Республики Карелия (приложение №1), в который включено МДОУ «Детский сад №93».

В силу п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч.6, ч.7 с. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Приказом Рособразования от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности (п.4.1), а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений (п.5.1), разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников) (п.5.2).

Исходя из содержания вышеуказанных нормативных правовых актов, на ответчиков возложена обязанность принятия мер по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.

В обоснование своей позиции по делу сторона ответчика ссылается на то обстоятельство, что здание образовательного учреждения введено в эксплуатацию до вступления в силу требований Технического регламента безопасности зданий и сооружений и Свода правил «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», в связи с чем указанные в них требования не применимы в рассматриваемом случае.

Данные доводы ответчиков отклоняются судом по следующим основаниям.

Пунктом 2 ч.13 ст.30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо, чтобы в них были устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Указанный закон вступил в силу с 30 июня 2010 года.

В соответствии с ч.1 ст.42 упомянутого Федерального закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

При этом следует отметить, что здание детского сада введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем согласно представленным в материалы дела документам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по заказу администрации Петрозаводского городского округа в МБДОУ «Детский сад №93» проводился капитальный ремонт, о чем свидетельствует справка о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ, счет от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в период проведения капитального ремонта здания образовательного учреждения работы по оборудованию здания системой видеонаблюдения не выполнялись.

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 29.12.2014 № 6610 утверждена муниципальная программа Петрозаводского городского округа «Защита населения Петрозаводского городского округа и его территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей», в соответствии с которой установка в МДОУ «Детский сад №93» системы видеонаблюдения намечено на ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о принятии органом местного самоуправления мер по соблюдению требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Однако ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ принято постановление «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Названным постановлением Правительства РФ установлено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения (п.23).

При таких обстоятельствах, начиная с ДД.ММ.ГГГГ наличие системы видеонаблюдения в МДОУ «Детский сад №93» является обязательным.

Как установлено актом обследования МДОУ «Детский сад №93» как объекта с базовым уровнем антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГ в общеобразовательном учреждении отсутствует организация системы видеонаблюдения территории и помещений объекта.

Доводы стороны ответчика, свидетельствующие о том, что, поскольку указанный акт предписаний к установке системы видеонаблюдения не содержит, то оснований для возложения соответствующей обязанности на ответчиков у суда не имеется, судом отклоняются. Указанный акт составлен ДД.ММ.ГГГГ в день публикации на официальном интернет-портале правовой информации постановления Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» и до его вступления в законную силу. Таким образом, положения указанного нормативного акта не могли быть учтены контролирующим органом при составлении акта от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Уставом МДОУ «Детский сад №93», утвержденным постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, учреждение является некоммерческой организацией, учредителем и собственном которого является Петрозаводский городской округ. Функции и полномочия учредителя и собственника учреждения осуществляет администрация Петрозаводского городского округа.

В соответствии с п.4.13 Устава финансовое обеспечение деятельности МДОУ осуществляется за счет средств, выделенных учреждению в виде субсидий, на основании муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденных в порядке, установленном учредителем.

Согласно п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В данном случае, установив нарушение закона, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Учитывая, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность, при этом особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних и работников в образовательном учреждении, суд полагает, что требования прокурора заявлены обосновано.

Поскольку в ходе рассмотрения дела, истцом документально не подтверждено необходимое количество видеокамер для оборудования системы видеонаблюдения, обеспечивающей безопасность образовательного учреждения, суд полагает, что в данном случае исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать администрацию Петрозаводского городского округа выделить МДОУ «Детский сад №93», расположенному по адресу: <адрес>, денежные средства в размере, необходимом для установки системы видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, а также внутри здания, обеспечивающую безопасность образовательного учреждения.

Обязать МДОУ «Детский сад №93» после выделения администрацией Петрозаводского городского округа денежных средств оборудовать систему видеонаблюдения, обеспечивающую безопасность образовательного учреждения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Л. Курчавова

Мотивированное решение изготовлено 29 февраля 2016 года.