ДЕЛО № 2-1753/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 12 апреля 2013 г.
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего Варсанофьевой С.Г.
при секретаре Смирновой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Шунгенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении разрешения использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м в н.<адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> для дачного строительства и просит обязать администрацию Шунгенского сельского поселения вынести на публичные слушания вопрос по его заявлению о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования «для дачного строительства».
Мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о разрешении использования земельного участка сельскохозяйственного назначения без изменения категории земли, принадлежащего ему на праве собственности, общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося рядом с поселением, для дачного строительства. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано. Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельхозназначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Приказом Росреестра от 12.10.2011 № П/389 установлен классификатор видов использования земель. Под кодами 1410010000000 - 1410010000 предусмотрены виды для использования сельскохозяйственного производства и в качестве сельскохозяйственных угодий. Под кодом 141006000000 установлен вид использования земель для дачного строительства. Статьей 79 ЗК РФ предусмотрено, что запрет на использование в иных целях земельных участков из земель с/х назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных с/х угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району. Согласно ст.81 ЗК РФ гражданам для ведения дачного хозяйства могут предоставляться земельные участки из земель с/х назначения. Земельный участок, собственником которого он являетсяЮ к ценным с/х угодьям не относится, каких-либо правовых ограничений в отношении его участка не имеется. Администрация Шунгенского с/п незаконно ограничивает его права на землю. Статьей 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, изменения одного вида разрешенного использования на другой выносятся на публичные слушания. По его заявлению администрация вопрос на публичные слушания не выносила.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, в том числе по основаниям, изложенным в дополнительных письменных пояснениях.
Представители администрации Шунгенского сельского поселения ФИО3 и ФИО4 считают заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что речь идет о земельном участке категории сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - сельхозугодья, перевод с одного разрешенного вида использования на другой без изменения категории земельного участка не возможен.
Представитель комитета имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района ФИО5 заявление считает не подлежащим удовлетворению по изложенным в письменном отзыве основаниям.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственные угодья), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> по направлению на юго-запад от ориентира ОМЗ № (н.<адрес>), кадастровый номер <данные изъяты> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением на имя Главы Шунгенского сельского поселения о предоставлении разрешения на использование, без изменения категории земли, принадлежащего ему земельного участка для дачного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 Главой администрации Шунгенского сельского поселения дан ответ за номером 518 (л.д.10) об отказе в предоставлении разрешения на использование указанного земельного участка для дачного строительства по тем основаниям, что изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 37 того же Кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
В силу пункта 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 39 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
На основании заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.
В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, являющегося сельскохозяйственными угодьями, с вида "для ведения сельскохозяйственного хозяйства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства (ведения дачного хозяйства)" на землях сельскохозяйственного назначения означает вывод таких земельных участков из-под действия Федерального закона N 101-ФЗ и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.
Между тем, поскольку одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ), дачное строительство недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования "для дачного строительства" невозможно без изменения категории земель.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, спорный земельный участок относятся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и не входят в состав границ какого-либо населенного пункта Шунгенского сельского поселения.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Законом N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и согласно положениям статей 2, 3 этого Федерального закона вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что изменение разрешенного использования земельного участка заявителя, относящегося к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данный участок находится, противоречит вышеприведенным нормам закона.
Поскольку у главы Шунгенского сельского поселения не было предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия постановления об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка на разрешенное использование для дачного строительства вне зависимости от результатов публичных слушаний, не вынесение данного вопроса на публичные слушания не нарушает прав и интересов заявителя и не дает оснований для удовлетворения его заявления.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным решения органа местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца.
Федеральный судья Варсанофьева С.Г.