15
Дело № 2-1753/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Казаковой И.А.
при секретаре Шупилко Д.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«21» апреля 2021 г.
гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Свои требования мотивировал тем, что ФИО1, **.**.**** обратился с заявлением о назначении досрочнойстраховой пенсии в Управление ПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное).
Однако, Управлением ПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) были приняты решения ### от **.**.****. и ### от **.**.**** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчиком не засчитаны в льготный страховой стаж следующие периоды работы:
- с **.**.**** по **.**.**** (04г. 09мес. 24дня) - ... т.к. из представленных документов не усматривается занятость работника в непосредственном управлении воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, что предусмотрено Списком №1 от 26.01.1991 №10, Перечнем от 26.09.1991,
- с **.**.**** по **.**.**** (10 лет 06 мес.) - ... т.к. из представленных документов не усматривается занятость работника в непосредственном управлении воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, что предусмотрено Списком №1 от 26.01.1991 №10, Перечнем от 26.09.1991.
Истец не согласен с решением ### от **.**.**** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как указывает истец, в указанные периоды он работал во вредных условиях, в режиме полного рабочего дня при полной рабочей неделе. Условия работы истца в спорные периоды в должности диспетчера соответствуют условиям работы, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В связи с чем, полагает, что имеет право на включение в льготный стаж указанных периодов работы для назначения досрочной страховой пенсии.
Считает, что размер льготного стажа на соответствующих видах работ по Списку №1 на момент обращения в Управление ПФР (**.**.****.) составляет более 10 лет, что дает право на досрочное назначение пенсии по достижении ... возраста.
В связи с изложенным просит признать незаконным решение Управления ПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) ### от **.**.****. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать Управление ПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
- с **.**.**** по **.**.**** (04г. 09мес. 24дня) - ...;
- с **.**.**** по **.**.**** (10 лет 06 мес.) - ...»,
обязать Управление ПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с **.**.**** (даты обращения).
В судебное заседание истец, извещенный о дате и времени его проведения надлежащим образом почтовым отправлением с уведомлением (конверт возвращен в суд в связи с истечением срока хранения), не явился, сведений о причинах неявки не сообщил, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 19.02.2921г. на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности № 9 от 11.01.2021г., против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в решениях.
С учетом мнения представителей сторон, суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона мужчинам до достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на этих работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, на один год за каждый полный год такой работы.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Списком №1 от 26.01.1991 №10 разделом XXI «Транспорт» кодом 12003000-17541 предусмотрены работники (диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов), осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.
В соответствии с Перечнем зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, утвержденным Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР от 26.09.1991 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсиипо старости по Списку №1 раздела XXI «Транспорт» кода 12003000-1754 засчитываются периоды работыграждан на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 до 16.01.1992г.
В соответствии с п. 6 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право надосрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н (далее - Порядок № 258н), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица заключение органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в нём данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 13 Порядка № 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Согласно данным, содержащимся в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащейся в пенсионном деле истца, ФИО1 был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования **.**.****.
Из решения ответчика и искового заявления следует, что спорные периоды относятся к периодам до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.
Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Судом установлено, что **.**.**** ФИО1 обратился с заявлением о назначении досрочнойстраховой пенсии в Управление ПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное).
Решением Управления ПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) ### от **.**.****. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013, т.к. отсутствует стаж на соответствующих видах работ (при требуемом - 05лет) и страховой стаж (в наличии 09 лет 02мес. 08дней, при требуемом 20лет).
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии не засчитаны следующие периоды работы:
- с **.**.**** по **.**.**** (04г. 09мес. 24дня) - ...,
- с **.**.**** по **.**.**** (06 мес. 14 дней) - ... т.к. отсутствует документальное подтверждение периодов работы в условиях, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно -диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, предусмотренное Списком №1 от 26.01.1991 №10, Перечнем от 26.09.1991.
В страховой стаж работы засчитаны следующие периоды работы:
- с **.**.**** та **.**.**** (10 мес. 02дня) - ...
- с **.**.**** по **.**.**** (02г. 10 мес. 24дня) - ...
- с **.**.**** по **.**.**** (08лет 04мес. 06 дней) - ...
Кроме того, в страховой стаж работы не засчитаны следующие периоды работы:
- **.**.**** по **.**.**** (10 лет 01мес. 01день) - диспетчер ... т.к. стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден, что предусмотрено ст.21 закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Правилами №884-н от 17.11.2014, Порядка от 31.03.2011 №258н, Порядка от 31.03.2011 №258н;
- с **.**.**** по **.**.**** (16 лет 01 день) - ... т.к. стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден, что предусмотрено ст.21 закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Правилами №884-н от 17.11.2014, Порядка от 31.03.2011 №258н, Порядка от 31.03.2011 №258н.
Отсутствуют сведения об уплате страховых взносов.
Пенсионным органом в рамках проведения проверки направлены запросы об истребовании справок, подтверждающих факт льготной работы за период с **.**.**** по настоящее время в Министерство труда и социальных вопросов Республики Армении.
На **.**.**** ответы на запросы не поступили.
Из представленных документов заявителя страховой стаж составил 09лет 02мес. 08дней, стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 отсутствует, в связи с чем ответчиком сделан вывод об отсутствии права на досрочное назначение страховой пенсии по старости у ФИО1 в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления ПФР г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) ### от **.**.****., принятым в дополнение к решению от 27.06.2018г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.к. отсутствует стаж на соответствующих видах работ (в наличии - отсутствует, при требуемом - 05лет).
Не засчитаны по Списку №1 от 26.01.1991 №10 следующие периоды работы:
- с **.**.**** по **.**.**** (04г. 09мес. 24дня) - ... т.к. из представленных документов не усматривается занятость работника в непосредственном управлении воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, что предусмотрено Списком №1 от 26.01.1991 №10, Перечнем от 26.09.1991,
- с **.**.**** по **.**.**** (10 лет 06 мес.) - ... т.к. из представленных документов не усматривается занятость работника в непосредственном управлении воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно - диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, что предусмотрено Списком №1 от 26.01.1991 №10, Перечнем от 26.09.1991.
В соответствии с записями в трудовой книжке в спорный период ФИО1:
**.**.**** принят во ...
**.**.**** переведен ...
**.**.**** присвоен ...
**.**.**** переведен на должность ...
**.**.**** переведен в ...
**.**.**** переведен ...
Приказом ### от **.**.**** Армянское управление ТА переименовано в Авиакомпанию «Армянские авиалинии».
**.**.****. назначен диспетчером ...
**.**.**** допущен к ...
**.**.****. присвоен ...
**.**.****. назначен ...
**.**.****. допущен к ...
**.**.**** служба ...
**.**.**** назначен ...
**.**.****. допущен к управлению ...
**.**.****. назначен ...
**.**.**** переведен в центр управления воздушным движением на должность ...
**.**.****. назначен на должность ...
**.**.****. допущен к ...
**.**.**** переведен на должность ...
Аналогичные сведения указаны в справке от **.**.****. ### дополнительно сообщено, что общий навигационный стаж составляет 34 (тридцать четыре) года, 7 (семь) месяцев и 21 (двадцать один) день, из которых стаж работы по непосредственному управлению воздушным движением составляет 31 (тридцать один) год 6 (шесть) месяцев и 19 (девятнадцать) дней. Справка выдана на основании приказов о зачислении на соответствующие должности, а также свидетельства ... отметкой о допусках на конкретные диспетчерские пункты, согласно Перечню зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью движения, расположенных на территории Республики Армения.
Согласно справке от **.**.****. ФИО1, **.**.****р., работал во ... (Пр. ###/л от **.**.****.) по **.**.**** (Пр. ###/л от **.**.****.), в указанные периоды ...
Справкой от **.**.****. ### подтверждается, что ФИО1, работнику ... с **.**.****. выплачена зарплата, из коих рассчитаны и отчислены социальные выплаты с **.**.****., рассчитан и отчислен подоходный налог с **.**.****., далее указаны исторические сведения о переименовании.
Кроме того, справкой ...» ###/к от **.**.****. сообщается, что ФИО1, ..., с **.**.****. был назначен на должность ...
Основание: ... - раздел 1, пункт 9.
Основание: ..., вместо отсутствующей соответственно записи в трудовой книжке ФИО1
По записям, сделанным в книжке ... «Продолжительность стажировки» / начало-окончание /, видно, что работа в качестве ... осуществлялась с **.**.**** по **.**.****. После отметки об окончании стажировки на ... продолжение записи находится в графе «Заключение по результатам стажировки» - фактически это разрешение к допуску к самостоятельной работе на том же диспетчерском пункте.
Основание: ... - раздел II Прохождение специальной подготовки, пункт 11. Прохождение стажировки.
С **.**.**** ФИО1 получил допуск к самостоятельной работе на том же ...
Основание: ...... - раздел III. Допуск к самостоятельной работе, пункт 15. Проверка специальных знаний.
... назначаются лица, окончившие специальные учебные заведения Гражданской авиации с дипломом по специальности управление воздушным движением. На стажировку назначаются также лица из числа уже работающих практических диспетчеров с целью получения допуска к работе на других диспетчерских пунктах с непосредственным управлением воздушным движением.
При прохождении стажировки ... непосредственно управляет воздушным движением.
При прохождении стажировки за ... сохраняется его рабочее место, согласно штатному расписанию. ... оплачивается равносильно диспетчеру по управлению воздушным движением и за ним сохраняются все льготные выплаты, предусмотренные для диспетчера УВД, а именно - надбавка за работу в ночное время и дополнительная оплата за выслугу лет в системе Гражданской авиации.
В ответ на запрос ГУ УПФ РФ по г. Кемерово Кемеровской области Маштоцкий территориальный отдел аппарата государственной службы социального обеспечения республики Армения от **.**.****. ### направил справки о стаже работы, переименовании организации, о заработной плате истца, согласно которым ФИО1 после окончания учебы в ... начал работу в системе Гражданской авиации с **.**.****, последовательно занимая должности ...
Сведения о его трудовой деятельности с **.**.**** по настоящее время, согласно записям занимаемых должностей в его трудовой книжке верны, подлинность которых подтверждается актом проверки ### от **.**.****
В материалах дела имеется архивная справка от **.**.****., выданная Национальным архивом Армении, содержание которой о периодах работах и занимаемых должностях соответствует сведениям, указанным в трудовой книжке истца.
Таким образом, представленными в материалах дела трудовой книжкой, справками ...», Главного управления гражданской авиации при Правительстве РА, архивными справками, книжкой диспетчера службы движения гражданской авиации, должностной инструкцией ..., справками Маштоцкого территориального отдела аппарата государственной службы социального обеспечения республики Армения, копиями лицевых счетов подтверждается выполнение истцом в спорные периоды работы в системе по непосредственному управлению воздушным движением гражданской авиации Республики Армения в качестве ..., с **.**.**** - .... Сведения, содержащиеся в представленных документах ответчиком не опровергнуты.
В архивной справке от **.**.****. № ### приведены сведения о заработной плате истца в период с **.**.**** также указано, что со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Фонд социального страхования полностью.
Кроме того, согласно сведениям, предоставленным ...» в Республике Армения были приняты законы о пенсионном обеспечении граждан №-###### от **.**.****., где были учтены положения из документа СССР (перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения), утвержденным 26.09.1991г. во исполнение постановления Кабинета Министров СССР №257 от 17.05.1991г., который дает право диспетчеру выйти на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях с 50-ти лет. Также подтверждено, что ФИО1, с **.**.****. и с **.**.**** работал в системе по непосредственному управлению воздушным движением гражданской авиации Республики Армения в качестве диспетчера управления воздушным движением и с **.**.****. по настоящее время работает руководителем полетов.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г. Из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Указанным Соглашением гарантировано право на установление пенсий, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения, что нашло свое правовое закрепление в Решении Экономического суда СНГ от 07.04.2005 г. № 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.»
Как указано в статье 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Аналогичный порядок включения периодов работы в страховой стаж был предусмотрен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 9 этого Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, осуществляющих управление воздушным движением, подтверждаются трудовой книжкой, а также на основании свидетельства диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением на конкретные диспетчерские пункты; справок работодателя с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, заисключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Армения) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Согласно Письму ПФ РФ от 09.04.2008 № ЛЧ-25-25/3283 «О направлении информации» органом Армении, ранее входившего в состав СССР, в компетенцию которых входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) является Государственная служба социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения.
В справках ###, ### от **.**.**** представленных Министерством труда и социальных вопросов Республики Армения указаны периоды, за которые перечислена социальная выплата (с **.**.**** по **.**.****, с **.**.****).
Таким образом, судом установлено, что за ФИО1 за работу в спорный период осуществлялись обязательные взносы.
В связи с чем, суд считает необходимым признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) ### от **.**.**** об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы ФИО1, **.**.**** года рождения:
с **.**.**** по **.**.**** (04 г. 09 мес. 24 дня) - ...
с **.**.**** по **.**.**** (10 лет 06 мес.) - ...
В соответствии с положениями п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом принятого судом решения истец по состоянию на дату обращения за пенсией (28.03.2018г.) имел необходимую продолжительность трудовой деятельности на вредных условиях труда, в связи с чем суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2012 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения за указанной пенсией, т.е. с **.**.****.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) ### от **.**.**** об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы ФИО1, **.**.**** года рождения:
с **.**.**** по **.**.**** (04 г. 09 мес. 24 дня) - ...
с **.**.**** по **.**.**** (10 лет 06 мес.) - ...
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с **.**.****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Кемерово.
В мотивированной форме решение изготовлено 23.04.2021 г.
Судья: И.А. Казакова