Дело № 2-1754 (2016)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2016 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
Председательствующего Сухоруковой Л.В.
При секретаре Аверкиной О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно - коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждению к совершению действий, взыскании судебных расходов, морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Брянской городской администрации Комитету по жилищно – коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о признании незаконными действий по размещению контейнерной площадки для сбора бытовых отходов и мусора по <адрес>, напротив жилых домов по <адрес>, переносе контейнерной площадки, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указали на нарушение органами местного самоуправления прав истцов на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции РФ, нарушение требований СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» при размещении контейнерной площадки для сбора ТБО, что подтверждается заключением МУП «Брянский городской водоканал». Коллективные обращения граждан индивидуальных жилых домов по <адрес> о незаконной установке мусорных контейнеров и их переносе, не разрешены.
Ссылаясь на требования ст. ст. 151, 152, 402, 1101 ГК РФ, истцы просили суд обязать ответчиков в соответствии с требованиями ст. 42 Конституции РФ, СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» убрать мусорные баки от вышеуказанных домов, взыскать с ответчиков в пользу истцов судебные издержки в размере 20000 рублей, компенсацию морального вреда, в том числе и членам семьи, 50000 рублей.
10.06.2016 года истец ФИО2 уточнил исковые требования. Просил суд обязать ответчиков ликвидировать свалку мусора, организованную по ул. Металлургов, на газоне со стороны МКД по <адрес>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился. Уведомлен надлежащим образом. Причина неявки суду не сообщена.
В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца по доверенности ФИО3 уточнили исковые требования. Просили суд обязать ответчиков перенести контейнерную площадку и ликвидировать свалку мусора на газоне со стороны МКД по <адрес>. напротив частных жилых домов по <адрес> Полагали, что в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение обстоятельства принадлежности земельного участка, на котором расположены мусорные контейнеры и мусорная свалка, муниципальному образованию «город Брянск». В связи с чем, ответственность за организацию контейнерной площадки и отсутствие контроля за регулярным вывозом бытовых отходов возложена на ответчиков в пределах предоставленных законом полномочий. Нарушение СП, СанПин при размещение контейнерной площадки подтверждается заключением МУП «Брянскгорводоканал», обращением МУП о переносе мусорной площадки. 11.03.2016 года ФИО2 рядом со свалкой мусора покусала бездомная собака, что подтверждается ОТО ГАУЗ БГБ №1.
Представитель Брянской городской администрации в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом. Причина неявки суду не сообщена.
Представитель Комитета ЖКХ по доверенности Калуга Е.А. исковые требования не признал, полагая, что органы местного самоуправления являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям, т.к. обязанность по установке и надлежащему содержанию мусорных контейнеров возложена по закону на управляющую компанию МКД, на земельном участке которого расположена спорная контейнерная мусорная площадка. Места сбора твердых бытовых отходов определяет администрация района, ей же принадлежит право составления протокола об административном правонарушении за нарушение правил благоустройства, чистоты и порядка на территории г. Брянска. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица МБУ «Дорожное управление Советского района» г. Брянска по доверенности ФИО4 рассмотрение заявленных требований оставила на усмотрение суда, пояснила, что МБУ ДУ Советского района г. Брянска не обслуживает указанную территорию в рамках муниципального задания.
Представители третьих лиц ТКО ООО «Арктика Сити», ООО УК «МКС – Брянск», Бежицкой районной администрации г. Брянска, МБУ «Дорожное управление Бежицкого района» г. Брянска, прокурора Бежицкого района г. Брянска в судебное заседание не явились. Уведомлены надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщены.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика, третьих лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 указанного Федерального закона также предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Уставом г. Брянска также предусмотрено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, является вопросом местного значения (п. 23 ст. 9 Устава).
В соответствии с п. 2.4. Положения о Комитете по жилищно – коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, утв. Решением Брянского городского Совета народных депутатов 28.04.2006 № 403 (в редакции 26.02.2014), основными задачами Комитета ЖКХ являются в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктами 2.1, 3.7, 3.8, 8.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска, утв. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.06.2006 № 460, необходимый уровень благоустройства и обеспечения чистоты в городе Брянске поддерживается всеми гражданами, постоянно или временно проживающими на территории города Брянска, юридическими, должностными лицами, владеющими (пользующимися) земельными участками, муниципальными предприятиями специализированного назначения, другими организациями и хозяйствующими субъектами.
Организации (иные лица), осуществляющие управление многоквартирными домами, обеспечивают уборку придомовых и дворовых территорий в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
Уборку незакрепленных территорий города Брянска, а также территорий, прилегающих к водным объектам, организуют районные администрации города Брянска не менее чем один раз в десять дней.
Районные администрации города Брянска не реже одного раза в квартал обязаны производить инвентаризацию незакрепленных территорий с последующим внесением предложений в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о включении указанных территорий в перечень объектов текущего содержания, утверждаемый постановлением Главы городской администрации.
Контроль за соблюдением юридическими, должностными лицами и гражданами настоящих Правил осуществляют районные администрации города Брянска в соответствии с Положениями о районных администрациях города Брянска.
В соответствии с пунктами 2.13, 2.13.1, 2.13.2, 2.13.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, утв. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.10.2009 № 170, обязанности по организации сбора и вывоза коммунальных отходов от граждан, проживающих в многоквартирных домах, в места размещения отходов возлагаются на организации, обеспечивающие эксплуатацию многоквартирных домов. Обязанности по организации сбора и вывоза коммунальных отходов от граждан, проживающих в индивидуальных домах, возлагаются на собственников индивидуальных домов.
В целях эффективной организации деятельности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору и вывозу отходов на территории города Брянска действует городская система по организации деятельности в области обращения с отходами, участниками которой являются:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации:
- несет ответственность за организацию непрерывного функционирования городской системы по организации деятельности в области обращения с отходами;
- осуществляет проведение организационных мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, образованных на территории районов города Брянска;
- проводит разъяснительную работу с гражданами, председателями уличных комитетов, гаражных и садоводческих обществ, руководителями организаций, обеспечивающих эксплуатацию многоквартирных домов, руководителями предприятий и учреждений, расположенных на территории районов города Брянска, о порядке сбора и вывоза отходов на территории города Брянска.
Районные администрации города Брянска осуществляют контроль за соблюдением настоящих Правил гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организациями, обеспечивающими эксплуатацию многоквартирных домов, и предприятиями, осуществляющими сбор и вывоз отходов.
Организации, обеспечивающие эксплуатацию многоквартирных домов, независимо от организационно-правовых форм, ответственные за:
- устройство и содержание контейнерных площадок и площадок для бункеров-накопителей для сбора коммунальных отходов в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также за установку необходимого количества контейнеров (бункеров-накопителей) и обеспечение своевременного вывоза коммунальных отходов с целью недопущения переполнения контейнеров (самостоятельно либо путем заключения договора с предприятием, осуществляющим сбор и вывоз отходов);
- уборку территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории (а также прилегающей территории к бункерам-накопителям).
Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 проживают по <адрес>
Как подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, на земельном участке кадастровый №..., по <адрес> между МКД №№... и №... (напротив индивидуального жилого дома <адрес>) размещена контейнерная площадка для сбора бытовых отходов, вокруг которой находится свалка мусора.
Как следует из ответа Брянской городской администрации от 06.04.2016 года, земельный участок площадью 44 кв.м, кадастровый №..., расположенный по <адрес>, разрешенное использование: для размещения контейнерных площадок для сбора бытовых отходов, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Дорожное управление Советского района» г. Брянска. Контейнеры для сбора ТКО принадлежат перевозчику ТКО ООО «Арктика Сити».
Между тем, согласно Постановления Брянской городской администрации от 27.03.2015 № 862-П, МБУ «Дорожное управление Бежицкого района» г. Брянска предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Брянска, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения контейнерных площадок для сбора бытовых отходов площадью 44 кв.м., с к.н. №..., по <адрес>.
Истцы ФИО1, ФИО2 неоднократно обращались к Губернатору Брянской области, Брянскую городскую администрацию, прокуратуру Бежицкого района г. Брянска, Управление Роспотребнадзора по Брянской области, МУП «Брянский городской водоканал», по вопросу переноса контейнерной площадки для сбора бытовых отходов, в связи с непосредственной близостью к индивидуальным жилым домам и водопроводу.
Как следует из материалов проверки по обращению ФИО1 по вопросу установки мусорных контейнеров вблизи уличного водопровода, проведенной МУП «Брянский городской водоканал» от 13.11.2015 года, при обследовании представителями МУП и Бежицкой районной администрации установлено, что по ул. Металлургов, на газоне со стороны МКД №№... и №... (напротив индивидуального жилого дома <адрес>) размещены контейнерная площадка, контейнер для крупногабаритного мусора и организована свалка бытового мусора жителями частного сектора. Указанная контейнерная площадка размещена: на канализационной сети Д=200мм, транспортирующей хозяйственно – бытовые стоки МКД №... в городской канализационный коллектор по ул. Металлургов; на расстоянии пяти метров от водопроводной сети Д=100мм по ул. Металлургов (В районе размещения контейнерной площадки по проезжей части автодороги ул. Металлургов проходит трасса уличных водопроводов Д=100 и 200 мм). Указанная контейнерная площадка размещена без соблюдения СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Председателю Комитета ЖКХ Брянской городской администрации, И.о. главы Бежицкой районной администрации предложено рассмотреть возможность переноса данной контейнерной площадки.
Заключение МУП «Брянский городской водоканал» о нарушении СП, СанПин при размещении контейнерной площадки, ответчиками не оспаривалось.
До настоящего времени контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и свалка бытового мусора не перенесена и не ликвидирована.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы истцов, что размещение контейнерной площадки для сбора ТБО на указанной территории вблизи индивидуальных жилых домов по <адрес> и расположенная рядом с ней свалка ТБО, нарушает их права на благоприятную окружающую среду, как жителей ИЖД по <адрес>.
Проверив доводы ответчиков в обоснование возражений на исковые требования, заявленные, по их мнению, к ненадлежащим лицам, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, управление многоквартирными домами, рядом с которыми расположена контейнерная площадка, осуществляется ООО УК «МКС – Брянск». Требованиями ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в МКД, к содержанию общего имущества многоквартирного дома отнесено также и содержание придомовой территории (уборка, озеленение, благоустройство земельного участка).
Вместе с тем, ответчиками не представлены доказательства формирования земельных участков, государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены указанные многоквартирные дома. Следовательно, в силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок не является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирных домах. В связи с чем, суд приходит к выводу, что земельный участок, на котором расположена спорная контейнерная площадка, является собственностью органа местного самоуправления.
Доказательств передачи в обслуживание ООО УК «МКС – Брянск» спорной территории к многоквартирным домам также не представлено. Таким образом, в полномочия органа местного самоуправления муниципального образования «город Брянск» входит обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с указанной территории.
Доводы ответчика о том, что обустройством контейнерных площадок обязанность органа местного самоуправления исполнена, являются неправильными.
Требования к МБУ «Дорожное управление Бежицкого района» г. Брянска, Бежицкой районной администрации г. Брянска истцами не уточнялись.
Сторонами по делу не оспаривается, что мусор из контейнера на указанной территории вывозится ТКО ООО «Арктика Сити» в соответствии с условиями заключенных договоров.
Как пояснил в судебном заседании 02.06.2016 года представитель ООО «Арктика Сити» ФИО5, обществу принадлежат контейнеры на указанной площадке для сбора ТБО. Возможность переноса контейнерной площадки, в соответствии с требованиями СП, СанПин имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, требований закона, суд полагает, что возложение обязанности по переносу контейнерной площадки и ликвидации свалки мусора с территории, находящейся в бессрочном пользовании Муниципального бюджетного учреждения «ДУ Бежицкого района» г. Брянска, и не относящейся к придомовой территории многоквартирных домов, на управляющую организацию МКД, не соответствует требованиям ЖК РФ, условиям договоров управления. Следовательно, данная обязанность сохраняется за органом местного самоуправления муниципального образования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по рассматриваемому делу являются Брянская городская администрация, Комитет ЖКХ Брянской городской администрации в пределах предоставленных законом полномочий.
В связи с чем, требования истцов о переносе контейнерной площадки и ликвидации мусорной свалки на указанной территории суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 1099, 1100 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Требования истцов о взыскании компенсации морального вреда в их пользу и в пользу членов семьи, суд находит не подлежащими удовлетворению, т.к. заявленные требования не связаны с нарушением имущественных прав истцов, и не основаны на законе.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, взысканию с ответчиков в пользу истцов подлежат понесенные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в сумме 300 рублей, которые подтверждаются чеком-ордером СБ РФ от 17.12.2015 года. Оснований для освобождения ответчиков от возмещения истцам понесенных судебных расходов, судом не установлено.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно- коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждению к совершению действий, взыскании судебных расходов, морального вреда, удовлетворить частично.
Брянской городской администрации, Комитету по жилищно – коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в пределах предоставленных законом полномочий ликвидировать свалку бытовых отходов и перенести контейнерную площадку для бытовых отходов и мусора, организованную по ул. Металлургов на газоне со стороны многоквартирных домов по <адрес> напротив частных жилых домов, расположенных по <адрес>.
Взыскать в солидарном порядке с Брянской городской администрации, Комитета по жилищно – коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в пользу ФИО1, ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 21 июня 2016 года.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 июня 2016 года.
Судья Л.В. Сухорукова