ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1754/2013 от 11.12.2013 Тукаевского районного суда (Республика Татарстан)

по делу № 2-1754/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2013 года                                                                 г.Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Низамовой Ж.М.

при секретаре Латышевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района РТ, Набережночелнинскому межрегиональному представительству некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Кабинету Министров РТ, Министерству Финансов РТ об устранении нарушения жилищных прав,

установил:

       ФИО1 обратилась в Тукаевский районный суд с вышеназванным иском, указывая, что она является вдовой участника боевых действий в Афганистане ФИО2, матерью 9 детей, один из которых является инвалидом с детства, и их семья состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

      В ДД.ММ.ГГГГ ею был получен сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья с учетом 6 детей, с нормативом площади жилого помещения № метров, средней рыночной стоимостью № жилья <данные изъяты> рублей, на сумму субсидии <данные изъяты> рублей.

      Таким образом, не включены в программу приобретения жилья проживающие с ней трое детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

      ДД.ММ.ГГГГ ею и ее 6 детьми с некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан», социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее» заключен договор социальной ипотеки <данные изъяты>, согласно которому из данного договора исключены пункты 3.2.8 и 3.2.9., по которым, в случае после принятия на учет у семьи рождается ребенок, то она получает государственную поддержку на сумму <данные изъяты> рублей и что в случае рождения ребенка после выбора квартиры ей зачисляется на счет кооператива «Строим будущее» в счет оплаты жилья, исходя из нормы 18 кв. метров на каждого ребенка по начальной стоимости №. метра жилья.

       После постановки их семьи на учет, она родила сына ФИО5, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей данной компенсации, ответа до настоящего времени не получила.

       Более того, в настоящее время ей сообщили, что она должна доплатить за полученное жилье своих денежных средств в сумме <данные изъяты> рубля.

        Считает, что действия ответчика нарушают ее права, нарушается Конституция Российской Федерации, и в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации просит признать факт постоянного проживания с ней ее детей ФИО12, ФИО5 по адресу: <адрес>, признать ФИО12 и ФИО5 нуждающимися в улучшении жилищных условий путем получения субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан; признать за ней и ее 9 детьми право на улучшение жилищных условий путем приобретения благоустроенного жилого помещения площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке с использованием государственной субсидии по сертификату на приобретение жилья; признать за ней право на компенсацию по программе социальной ипотеки в размере <данные изъяты> рублей в связи с рождением ребенка ФИО5; обязать: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ произвести замену сертификата серии МС № о выделении ее семье субсидии на приобретение жилья, включив в сертификат, выданный в порядке замены, дополнительно в состав членов ее семьи ФИО6, включить в учетное дело в состав ее семьи всех ее 9 детей, перечислить в пользу некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан в счет оплаты стоимости приобретаемого по сертификату ею и членами ее семьи жилого помещения <данные изъяты> рублей в счет долей ФИО13 и ФИО5; 2) некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» внести изменения    в договор социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановив пункты 3.2.8 и 3.2.9; 3) Министерство финансов Республики Татарстан перечислить целевому государственному жилищному фонду при президенте Республики Татарстан в счет оплаты стоимости приобретаемого по сертификату ею и членами ее семьи жилого помещения <данные изъяты> рублей <данные изъяты> из средств бюджета Республики Татарстан в счет долей ФИО12, ФИО5; 4) исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ предоставить ее семье в составе 10 человек благоустроенное жилое помещение не ниже установленных норм во внеочередном порядке с использованием государственной субсидии по сертификату на приобретение жилья; а так же освободить ее от внесения личных денежных средств в счет оплаты стоимости приобретаемого по сертификату ею и членами ее семьи жилого помещения; взыскать с исполнительного комитета в ее пользу убытки в виде расходов, понесенных ею по оплате госпошлины при истребовании информации в органах государственной власти в сумме <данные изъяты> рублей; считать расторгнутым договор социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ.

      В судебное заседание не явились: представители Набережночелнинского Межрегионального представительства некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при президенте РТ», Министерства финансов РТ, Кабинета Министров Республики Татарстан, социально-ипотечного потребительского кооператива «Строим будущее», извещены.

      Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

      Истец иск поддержала, подтвердила изложенное в нем.

      Представитель истца ФИО7 иск поддержала, подтвердила изложенное в иске.

      Представитель ответчика исполкома Тукаевского муниципального района РТ ФИО8 иск не признал, поскольку право истца реализовано на получение субсидии, дети на регистрационном учете вместе с матерью не состояли.

      Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – ФИО9 иск не признала и пояснила, что истец, действительно состояла в очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по программе обеспечения жильем многодетных семей, которым предоставляется государственная поддержка за счет средств республиканского бюджета в соответствии с правилами, согласно которых жилищная субсидия рассчитывается только на тех детей, которые зарегистрированы и проживают вместе с матерью за вычетом тех квадратных метров, которые имеет семья в пользовании или на праве собственности и поскольку двое детей не были зарегистрированы в жилом помещении вместе с матерью, на них жилищная субсидия и не была рассчитана. Жилищный сертификат уже реализован, и был реализован до рождения девятого ребенка истца, поэтому жилищная субсидия на него и не могла быть рассчитана, в настоящее время какие-либо изменения в него внесены быть не могут. Договор социальной ипотеки не может быть расторгнут, поскольку не было направлено предложение о его расторжении. Фактически истец получила жилье не в рамках социальной ипотеки, а в рамках оказания государственной поддержки многодетным семьям.

      Выслушав участников процесса, изучив и огласив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

       В соответствии со статьей 7 и 40 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в редакции от 25 февраля 2003 года) правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года № УП-216 «О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей» установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений. При этом учитываются также дети, находящиеся на срочной военной службе, на учебе в высших, средних, профессионально - технических и иных учебных заведениях.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года № 326 утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 указанных Правил в редакции до ДД.ММ.ГГГГ право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.

Согласно пунктам 6, 7, 8, 27, 28, 33 этих же Правил размер субсидии, рассчитываемый Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в следующем размере:

по 18 кв. метров на каждого члена семьи - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил.

Размер субсидии определяется для многодетных семей - исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного пунктом 7 настоящих Правил, за вычетом общей площади жилого помещения, занимаемой многодетной семьей (в случае, если занимаемое ими жилое помещение соответствует санитарным нормам и правилам проживания), и средней стоимости № метра общей площади жилья в Республике Татарстан, утверждаемой Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на соответствующий период.

В случае высвобождения по каким-либо основаниям сертификатов, предусматриваемых к выдаче гражданам, включенным в списки получателей сертификатов, они подлежат выдаче гражданам, включенным в резерв на получение сертификата.

При наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в Министерство заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, и сертификат.

Владелец сертификата представляет сертификат в специализированную организацию и заключает договор на приобретение жилого помещения по форме, утвержденной специализированной организацией, а также направляет в Министерство заявление о перечислении средств субсидии на счет специализированной организации.

На основании статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

      В соответствии с пунктом 1.3 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № предоставление жилья по социальной ипотеке осуществляется: в порядке участия в выборе квартиры (по результатам конкурса); в порядке очередности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

      Материалами дела (<данные изъяты>) установлено, что истец является матерью девяти детей, в том числе ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), которые зарегистрированы одни и без взрослых по адресу в одной из комнат в <адрес> (<данные изъяты>).

      По сведениям истца данная комната находится в малосемейной квартире, дети остались там зарегистрированными после смерти их отца-участника Афганской войны, фактически дети проживают и проживали вместе с ней.

      Данное обстоятельство представителями ответчиков не опровергается.

      По сведениям общества с ограниченной ответственностью «Тукайжилсервис» (<данные изъяты>) истец вместе с детьми, за исключением ФИО13 и ФИО5, зарегистрированы в <адрес>.

     При таком положении вещей суд делает вывод о том, что дети истца-ФИО13, несмотря на регистрацию в вышеуказанном жилом помещении в силу своего несовершеннолетнего возраста проживали и проживают в настоящее время вместе с истцом, факт их регистрации в комнате общей площадью менее № кв. метров, по мнению суда, в данном конкретном случае не может быть являться основанием для лишения их государственной поддержки лишь по формальным основаниям, а потому суд полагает, что эти двое детей, так же как и другие дети, родившиеся до реализации жилищного сертификата вправе рассчитывать на государственную поддержку в виде получения жилищного сертификата, рассчитанного за вычетом стоимости площади этой комнаты.

      Более того, согласно вышеназванному Указу президента Республики Татарстан к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений отнесены многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без ссылки на то, что обязательным условием является наличие регистрации детей вместе с детьми.

     Так же суд обращает внимание на то, в официальном бланке сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья, разработанного и утвержденного в соответствии с этим же Указом, отсутствует ссылка на регистрацию членов семьи, указано, что субсидия предоставляется с учетом совместно проживающих с получателем субсидии членов семьи.

      При этом суд отмечает, что факт регистрации в силу Законодательства Российской Федерации является лишь административно-правовым актом, отсутствие которой не может являться основанием для ограничения прав граждан.

      При этом суд полагает, что в данном случае необходимо было более подробно истцу разъяснить правовые последствия регистрации ее детей отдельно от нее.

      Согласно сертификату о выделении субсидии на приобретение жилья (<данные изъяты>) истцу ДД.ММ.ГГГГ    в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлена за счет средств республиканского бюджета субсидия в сумме <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения, рассчитанная с учетом 6 совместно проживающих (а не зарегистрированных) с ней членов семьи, а именно дочерей: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, А.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, С.М.,ДД.ММ.ГГГГ рождения, М.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, то есть без учета двоих несовершеннолетних детей: ФИО13, по нормативу общей площади жилого помещения № кв. метров, исходя из рыночной стоимости <данные изъяты> рублей, при имеющейся общей площади жилого помещения № кв. метров.

     Из договора социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) следует, что истцом от себя лично и в интересах несовершеннолетних детей, указанных в сертификате на получение субсидии, и специализированной некоммерческой организацией – некоммерческой организацией «Негосударственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан» заключен договор участия гражданина «в выборе будущей собственной квартиры».

      Из предварительного протокола участия и выбора будущей собственной квартиры (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по итогам выбора определена и передана будущая следующая квартира истцу по адресу: <адрес>, площадь которых составляет № кв. метров, из них по нормативу № кв. метров, сверхнорматива-0 кв. метров.

      Согласно выписке оплаченных сертификатов (<данные изъяты>) стоимость приобретенного жилого помещения истца составляет <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей оплачено за счет средств республиканского бюджета, а <данные изъяты> рублей должны быть оплачены за счет собственных средств истца.

     Из свидетельств о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО13     являются сособственниками комнаты № общей площадью № кв. метров кв. метров по адресу: <адрес>, в равных долях по ? за каждым.

    Таким образом, недостающая жилая площадь, на которую должен был быть рассчитан жилищный сертификат, составляет № кв. метра, исходя из следующего расчета: (№ кв. метров х 2) -№ кв. метров (общая площадь комнаты) на сумму <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> руб. - стоимость одного квадратного метра жилья на момент предоставления субсидии), которая должна быть перечислена за счет средств республиканского бюджета в пользу некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в счет оплаты стоимости приобретаемых ФИО1 вышеназванных квартир в счет погашения их стоимости.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что ответчиками суду не предоставлено доказательств того, что на выбор истца были предложены квартиры, из которых она могла бы приобрести одну, а не две двухкомнатные квартиры на одной лестничной клетке, квартиру без дополнительных вложений в рамках стоимости жилищного сертификата.

Тогда как из пояснений истца, которые не опровергнуты представителями ответчиков, следует, что ей сразу же было предложено две двухкомнатные квартиры с дополнительной оплатой, поскольку не было трехкомнатных, на что она согласилась, поскольку доплата была озвучена в сумме не больше <данные изъяты> тысяч рублей, а при подписании договора социальной ипотеки, оказалось, что должна оплатить более <данные изъяты> рублей, что для нее неподъемная сумма.

При таком положении вещей суд полагает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично и необходимо ФИО12 признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, признать за ними право на    улучшение жилищных условий путем получения сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения» и обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ перечислить за счет средств республиканского бюджета    в пользу некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в счет оплаты стоимости приобретаемых ФИО1 квартир № и № по <адрес> денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей по договору социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ней и специализированной некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».

     При этом суд исходит из принципа социальной справедливости и того, что Российская Федерация является социальным государством и гарантирует государственную поддержку многодетным семьям.

     Вместе с тем по остальным исковым требованиям необходимо отказать по ниже следующим основаниям.

     В иске о признании факта постоянного проживания с истцом ее детей ФИО12, ФИО5 по адресу: <адрес> связи с отсутствием предмета спора, поскольку данное обстоятельство ответчиками не оспаривается, представители ответчиков полагают, что проживание ФИО12 без регистрации по месту регистрации истца лишает их права на государственную поддержку по вышеназванной программе, а ФИО5 до выдачи сертификата не родился, следовательно, факт его проживания или не проживания в указанной квартире правового значения для разрешения спора не имеет; о признании ФИО5 нуждающимся в улучшении жилищных условий путем получения субсидии на приобретение жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан, поскольку на момент обращения с заявлением о предоставлении сертификата о выделении субсидии ФИО5 еще не родился; о признании за истцом и 6 детьми, за исключением ФИО12 и ФИО5,    право на улучшение жилищных условий путем приобретения благоустроенного жилого помещения площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке с использованием государственной субсидии по сертификату на приобретение жилья, поскольку это право истцом и ее 6 детьми уже реализовано; о признании за истцом права на компенсацию по программе социальной ипотеки в размере <данные изъяты> рублей в связи с рождением ребенка ФИО5, поскольку истец и ее дети не являются участниками программы предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке; о возложении обязанности на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ произвести замену сертификата серии МС № о выделении ее семье субсидии на приобретение жилья, включив в сертификат, выданный в порядке замены, дополнительно в состав членов ее семьи ФИО6, включить в учетное дело в состав ее семьи всех ее 9 детей, поскольку жилищный сертификат уже реализован; и обязанности по перечислению в пользу некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при президенте Республики Татарстан в счет оплаты стоимости приобретаемого по сертификату ею и членами ее семьи жилого помещения <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей в счет доли ФИО5, поскольку такого права у истца по основаниям вышеизложенным нет; о возложении обязанности на некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» внести изменения в договор социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановив пункты 3.2.8 и 3.2.9, о том, что если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку в сумме <данные изъяты> рублей, поскольку истец не является участником программы предоставления жилья по социальной ипотеке; о возложении обязанности на Министерство финансов Республики Татарстан перечислить целевому государственному жилищному фонду при президенте Республики Татарстан в счет оплаты стоимости приобретаемого по сертификату ею и членами ее семьи жилого помещения <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>) из средств бюджета Республики Татарстан в счет долей ФИО12, ФИО5, поскольку это не входит в их компетенцию; о возложении обязанности на исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ предоставить семье истца в составе 10 человек благоустроенное жилое помещение не ниже установленных норм во внеочередном порядке с использованием государственной субсидии по сертификату на приобретение жилья, поскольку предоставление жилья по этой программе не относится к полномочиям органов местного самоуправления; об освобождении истца от внесения личных денежных средств в счет оплаты стоимости приобретаемого по сертификату ею и членами ее семьи жилого помещения, поскольку это не предусмотрено вышеназванными Правилами; о взыскании с исполнительного комитета в пользу истца убытков в виде расходов, понесенных ею по оплате госпошлины при истребовании информации в органах государственной власти в сумме <данные изъяты> рублей в связи с недоказанностью расходов; в иске о расторжении договора социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такой договор с истцом не заключен, заключенный с истцом договор является лишь формой реализации субсидии, то есть предмета спора нет.

     Таким образом, исковые требования ФИО1 необходимо удовлетворить частично.

      Истец от уплаты госпошлины освобождена при подаче иска, иск удовлетворен частично, ответчики освобождены от уплаты госпошлины в силу закона, следовательно, госпошлину необходимо отнести за счет средств бюджета.

      На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

      исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

      Признать ФИО3 и ФИО4 нуждающимися в улучшении жилищных условий, признать за ними право на    улучшение жилищных условий путем получения сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №» О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения».

     Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ перечислить за счет средств республиканского бюджета    в пользу некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в счет оплаты стоимости приобретаемых ФИО1 квартир № и № по <адрес> денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей по договору социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1 и специализированной некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан».

     В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

     Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд РТ путем подачи апелляционной жалобы через Тукаевский районный суд РТ.

    Судья: