Дело № 2–232/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года город Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Слепуховой Н.А.,
при секретаре Моргуновой Т.Ю.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочную пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указав, что имеет необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж работы, однако ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж периоды работы в Эстонской республике с 23 декабря 1980 года по 22 декабря 1981 года, с 23 декабря 1981 года по 19 сентября 1992 года. В связи с изложенным ФИО1 просил суд признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включить в страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 23 декабря 1980 года по 22 декабря 1981 года, с 23 декабря 1981 года по 16 сентября 1992 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Брянском муниципальном районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.30 ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в РФ» с 4 октября 2016 года.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ в Брянском муниципальном районе Брянской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 23 декабря 1980 года ФИО1 зачислен курсантом в группу матросов в Таллинскую мореходную школу. 23 декабря 1981 года окончил школу и направлен на работу в объединение «Эстрыбпром». С 23 декабря 1981 года принят на работу по направлению Таллинской мореходной школы матросом 1 класса в плавсостав на промысловые суда по добыче и обработке рыбы. 16 сентября 1992 года трудовой договор расторгнут по сокращению численности работников п.3 ст.86 Закона Эстонской республики о трудовых договорах.
ФИО1 обратился в ГУ УПФ в Брянском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400 –ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в Российской Федерации.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13 апреля 2017 года, по результатам рассмотрения заявления ФИО1, комиссией рекомендовано для определения права на страховую пенсию по старости по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в РФ» включить в страховой стаж периоды работы ФИО1 с 23 декабря 1980 по 22 декабря 1981 года и с 23 декабря 1981 года по 16 сентября 1992 года как работу на территории Эстонской республики.
Истец ФИО1 обратился с настоящим иском в суд.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 указанного Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности или на определенной должности или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации, обязанность же исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской республики, возлагается на Эстонскую республику.
6 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).
Согласно данным формуляра о пенсионном стаже ФИО1 от 16.09.2015 г. N 12/5494, выданного Департаментом социального страхования Эстонской Республики, Эстонская Республика признает право истца на назначение и выплату части пенсии за счет средств Эстонской Республики за страховой стаж, приобретенный ФИО1 на ее территории, продолжительностью 11 лет 8 месяцев 25 дней, с 23 декабря 1980 г. по 16 сентября 1992 года.
При этом, исходя из протокола заседании комиссии ГУ УПФ в Брянском муниципальном районе, периоды работы ФИО1 с 23 декабря 1980 года по 22 декабря 1981 года, с 23 декабря 1981 года по 19 сентября 1992 года включены в его страховой стаж как работа на территории иностранного государства, - Эстонской республики.
При таких обстоятельствах, учитывая полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Брянском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочную пенсию по старости, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Брянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 5 февраля 2018 года.
Судья Н.А.Слепухова