Дело №2-297/2022
76RS0008-01-2021-003300-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2022г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леонтьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переславского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа города Переславля-Залесского о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области, с учетом отказа от части исковых требований, просит обязать ответчика в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать надлежащее уличное освещение проезжей части на 2-ом Веськовском проезде городского округа г. Переславль-Залесский, путем строительства линии электропередач.
Требования мотивированы тем, что Переславской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращениям ФИО1, ФИО2 и ФИО3 по фактам отсутствия уличного освещения на территории городского округа город Переславль-Залесский, в ходе которой выявлены нарушения закона. 18.01.29021г. комиссией в составе сотрудников МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» проведено обследование воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ по адресу: <...> по результатам которого установлено, что вдоль проезжей части данной улицы объекты уличного освещения отсутствуют, для приведения равномерности освещенности дорожного покрытия улиц и проездов к существующим требованиям необходимо строительство линии уличного освещения. По фактам непринятия комплекса мер по организации надлежащего уличного освещения межрайонной прокуратурой 09.12.2020, 09.02.2021 и 24.05.2021 главе городского округа город Переславль-Залесский внесены представления, по результатам рассмотрения которых, до настоящего времени надлежащее уличное освещение по вышеуказанному адресу не организовано. Отсутствие надлежащего уличного освещения влечет нарушение прав граждан в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья, предупреждения противоправных посягательств третьих лиц на жизнь и здоровье граждан, круг который невозможно индивидуализировать.
В качестве правового обоснования требования указаны нормы Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила благоустройства территории города Переславля-Залесского, утвержденные решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.04.2018 №46.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора Киселева В.В. указанные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации городского округа город Переславля-Залесского по доверенности - ФИО4 оставила решение на усмотрение суда поясняла, что по 2-му Веськовскому проезду фонари уличного освещения установлены, но они находятся в границах земельных участков граждан.
Представитель третьего лица - МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» по доверенности – ФИО5 оставила решение на усмотрение суда, пояснила, что на проведение работ заключен муниципальный контракт от 30.03.2022г., техническая возможность по организации уличного освещения имеется.
Представитель третьего лица – Филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» в судебном заседании отсутствовал, извещены надлежащим образом, каких-либо заявлений в адрес суда не направили.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. п. 4 и 25 ч. 1 ст. 16, ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», куда входят СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение» (далее - СП 52.13330.2016).
В соответствии с п. 7.5.1.14 СП 52.13330.2016 средняя освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать таблице 7.11.. Таблицей 7.11 СП 52.13330.2016 установлены нормируемые показатели освещения улиц и дорог сельских населенных пунктов.
Таким образом, организация уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. 3.4, п. 3.10 ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт РФ. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.11.2013 № 1360-ст (далее - ГОСТ Р 55706-2013), улица - пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками. Утилитарное наружное освещение - стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.
Аналогичные требования закреплены в п. 3.04, п. 3.97 СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 № 777/пp и введенных в действие с 08.05.2017.
Решением Переславль-Залесской городской Думы от 24.09.2020 № 76 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области (далее - Местные нормативы градостроительного проектирования), в соответствии с п. 2.24 которых нормативы обеспеченности территории городского округа элементами благоустройства, элементами благоустройства улиц, дорог, площадей, объектами (средствами) наружного освещения, информационными конструкциями устанавливаются правилами благоустройства.
Решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.04.2018 № 46 (в редакции решения от 24.09.2020 № 77) утверждены Правила благоустройства территории города Переславля-Залесского, пунктом 2.20 которых определены требования к объектам (средствам) наружного освещения (осветительному оборудованию).
Так, при создании и благоустройстве освещения и осветительного оборудования учитываются принципы комфортной организации пешеходной среды, в том числе необходимость создания привлекательных и безопасных пешеходных маршрутов, а также обеспечение комфортной среды для общения в местах притяжения людей. Функциональное освещение (далее ? ФО) осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах. Установки ФО подразделяют на обычные, высокомачтовые, парапетные, газонные и встроенные. В обычных установках светильники располагаются на опорах (венчающие, консольные), подвесах или фасадах (бра, плафоны). Их рекомендуется применять в транспортных и пешеходных зонах как наиболее традиционные.
Судом установлено, что 18 января 2021 года комиссией в составе сотрудников МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» проведено обследование воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ по адресу: <...> по результатам которого установлено, что вдоль проезжей части данной улицы объекты уличного освещения отсутствуют, для приведения равномерности освещенности дорожного покрытия улиц и проездов к существующим требованиям необходимо строительство линии уличного освещения. (л.д.30)
По фактам непринятия комплекса мер по организации надлежащего уличного освещения межрайонной прокуратурой главе городского округа город Переславль-Залесский внесены представления, по результатам рассмотрения которых до настоящего времени надлежащее уличное освещение по вышеуказанному адресу не организовано. (л.д.22,45,58)
Таким образом, администрацией городского округа город Переславль-Залесский не обеспечивается достаточное уличное освещение на 2-ом Веськовском проезде городского округа город Переславль-Залесский, что является нарушением требований п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 3.4, п. 3.10 ГОСТ Р 55706-2013, п. 2.20 Правил благоустройства территории города Переславля-Залесского, утвержденных решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.04.2018 № 46.
Отсутствие надлежащего уличного освещения влечет нарушение прав граждан в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья, предупреждения противоправных посягательств третьих лиц на жизнь и здоровье граждан, круг который невозможно индивидуализировать.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Процессуальным истцом срок исполнения требований заявлен шесть месяцев.
Суд полагает, что заявленные процессуальным истцом требования могут быть совершены только ответчиком, в связи с чем, в силу ст. 206 ГПК РФ срок подлежит установлению судом.
Принимая во внимание характер и объем необходимых работ, суд полагает, что выявленные нарушения могут быть устранены в течение шести месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию городского округа города Переславля-Залесского в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда организовать надлежащее уличное освещение проезжей части по 2-му Веськовскому проезду.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья: Ю.И. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022г.