Дело № 2-1755/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
с участием представителя истца ФИО6,
представителя ответчика Администрации МОГО "Инта" – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 11 июля 2014 года дело по иску ФИО8 к Администрации МОГО "Инта" о признании решения в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, незаконным, понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения от __.__.__ №__ в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, незаконным, понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет – __.__.__ с составом семьи <....> человек. В обоснование своих требований указала, что в __.__.__ ее отец ФИО1 был принят на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера, с составом семьи <....> человека: он сам, жена ФИО9, дочь ФИО8 и внучка – ФИО10 После смерти ФИО1 очередь перешла к ней, а так как она являлась <....>, то она была переведена в категорию "<....>" с составом семьи <....> человека: она сама, мать ФИО9, дочь ФИО11 В связи с увеличением состава семьи в __.__.__ ФИО8 обратилась в Интинский городской суд с иском о признании членами семьи ее зятя – ФИО12, и внучки – ФИО3 Решением Интинского городского суда от 23.06.2009 ее требования были удовлетворены в полном объеме. В __.__.__ по почте ФИО8 получила от администрации МОГО "Инта" уведомление о том, что согласно постановлению администрации МОГО "Инта" она и ее семья сняты с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. С постановлением она не согласна. Считает, что имеет право на получение жилищной субсидии на весь состав семьи с датой постановки на учет с __.__.__. С __.__.__ состав семьи ФИО8 увеличился и у нее родилась вторая внучка – ФИО3
Истица уточнила исковые требования и просила признать решение от __.__.__ №__ в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, незаконным, понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет – __.__.__ как члена семьи умершего ФИО1, состоявшего в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, с составом семьи <....> человек.
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием ее представителя – ФИО6
Представитель истца – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования и просила восстановить истицу в очереди как члена семьи умершего ФИО1 с __.__.__ по той же категории, по которой он имел право.
Третьи лица - ФИО9, ФИО11, ФИО12, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований ФИО8 Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц ФИО9, ФИО11, ФИО12
Представитель ответчика - администрации МОГО "Инта" ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме.
Представитель третьего лица – Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в свое отсутствие и указал, что с исковыми требованиями не согласны. Право на получение жилищных субсидий сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанный районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сформированные Минархстроем Республики Коми по пяти очередям, по состоянию на 01.01.2006, был включен ФИО1 (отец ФИО8) по категории "<....> с датой постановки на учет __.__.__. В 2007 году на основании заявления ФИО9 (супруги ФИО1) в связи со смертью ФИО1 администрация МОГО "Инта" перевела очередь на ФИО9 по причине смерти заявителя. В 2009 году на основании заявления ФИО8 (дочери ФИО9) администрация МОГО "Инта" осуществила перевод очереди со ФИО9 на ФИО8 в связи с наличием у ФИО8 <....> Данный перевод очереди со ФИО9 на ФИО8 был осуществлен в нарушение Федерального закона. Согласно копии трудовой книжки ФИО8 не имела стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на __.__.__ не менее 15 лет (стаж работы около года). ФИО8 не имеет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет и на сегодняшнюю дату, не является <....>, <....>. Поэтому требование о наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет при решении вопроса о постановке на учет обязательно. Заявление о переводе очереди по причине смерти в 2007 году подавала ФИО9 (супруга умершего). ФИО8 с заявлением о сохранении очереди за ней в администрации МОГО "Инта" в 2007 году не обращалась. ФИО1 состоял на учете на переселение по категории "<....>". Право состоять на учете на переселение членов семьи умершего может быть сохранено только по категории, в которой гражданин состоял до смерти. По мнению Минархстроя Республики Коми в ходе судебного разбирательства необходимо заслушать ФИО9 (супругу умершего ФИО1) по вопросу определения члена семьи умершего, изъявляющего желание состоять на учете на переселение как заявитель. Кроме того, ФИО1 умер до вступления в силу (01.01.2012) Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не содержит указания на то, что его нормы распространяются на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, закон обратной силы не имеет. К исковому заявлению не приложена справка о составе семьи ФИО1 на дату его смерти. В адрес Минархстроя Республики Коми поступило письмо ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Минрегиона России от 21.09.2012 № ЕР 10/8-1159, в котором обращается внимание на то, что в соответствии с абзацем 4 ст. 1 Федерального закона право на получение жилищной субсидии сохраняется за членами семьи, которые на момент смерти заявителя состояли в качестве членов семьи данного лица на учете имеющих право на получение жилищной субсидии, в том числе, признанные членами его семьи в судебном порядке. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 приходится отцом ФИО13, которой после заключения __.__.__ брака с ФИО2 присвоена фамилия – ФИО14.
__.__.__ отец истицы ФИО1 был поставлен на учет в администрацию МОГО "Инта" как желающий получить жилищную субсидию на переселение из районов Крайнего Севера в Среднюю полосу с составом семьи <....> человека. Данный факт ответчиком не оспаривается.
__.__.__ ФИО1 умер.
Постановлением Администрации МОГО "Инта" от __.__.__ №__ признана заявителем ФИО9 в связи со смертью мужа ФИО1, дата перевода – __.__.__, в категорию "<....>", дата постановки на учет – __.__.__ категория "<....>" с составом семьи <....> человек, адрес места жительства – ____.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ____, находится в муниципальной собственности, с ФИО8 заключен __.__.__ договор №__ социального найма жилого помещения (л.д. 16-19). В жилом помещении по месту жительства зарегистрированы: ФИО8 с __.__.__, ФИО9 с __.__.__, ФИО4 с __.__.__, ФИО12 с __.__.__, ФИО3, __.__.__ года рождения с __.__.__ и ФИО3, __.__.__ года рождения с __.__.__.
ФИО8 согласно копии трудовой книжки работала с __.__.__ по __.__.__ в <....>. С __.__.__ работала в <....>, __.__.__ уволена в связи с выходом на пенсию по <....> Других записей о трудовом стаже нет (л.д. 9).
ФИО8 является <....> с __.__.__, нетрудоспособна, с __.__.__ установлена <....>.
Постановлением Администрации МОГО "Инта" от __.__.__ №__ признана заявителем ФИО8 – <....>, дата перевода – __.__.__ в категорию "<....>", дата постановки на учет – __.__.__ категория "<....>" с составом семьи <....> человек, адрес места жительства – ____.
Решением Интинского городского суда №__ от __.__.__ признаны членами семьи ФИО8 ее зять ФИО12 и внучка ФИО3, __.__.__ года рождения. Решение суда вступило в законную силу __.__.__ (л.д. 8).
Постановлением администрации МОГО "Инта" от __.__.__ №__ на основании ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002, ФИО8, категория "<....>", с составом семьи <....> человек была снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России, в связи с отсутствием необходимого 10-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера на дату постановки – __.__.__.
Статьёй 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ) определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 01.01.2012 (ст. 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учёте в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 01.01.2012, так же как и члены семей граждан, состоявших на учёте на получение жилищных субсидий, но умерших после 01.01.2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объёме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, установлен Положением "О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.
Согласно п. 20 указанного Положения в случае изменения оснований в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Указанная правовая норма регламентирует возможность установления очередности по дате подачи первоначального заявления только при изменении оснований постановки на учет данного гражданина (то есть в случае возникновения иного основания получения социальной выплаты), при этом перевода права одного гражданина на другого не предусматривает. Право на указанный вид субсидирования неразрывно связано с личностью гражданина, обратившегося за его получением.
Суду не представлено доказательств того, что на момент смерти ФИО1 его дочь ФИО8 проживала с ним по одному месту жительства, была признана в установленном законом порядке членом его семьи. Кроме того, установлено, что с заявлением о признании за ней права на получение жилищной субсидии вместо умершего отца - ФИО1, по категории "<....>" истица в Администрацию МОГО "Инта" не обращалась, Администрацией МОГО "Инта" был осуществлен перевод очереди с ее матери на нее из категории "<....>" в категорию "<....>" с датой постановки - __.__.__, в связи с чем ФИО8 была обоснованно и на законных основаниях снята с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по категории "<....>".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО8
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО8 в иске к Администрации МОГО "Инта" о признании решения от __.__.__ №__ в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, незаконным, и понуждении восстановить в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет – __.__.__ по категории "<....>" как члена семьи умершего ФИО1, состоявшего в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, с составом семьи <....> человек: ФИО8, ФИО9, ФИО4, ФИО12, ФИО3, ФИО5.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2014 в 17 час.
Судья
И.М.Румянцева
<....>
<....>
<....>