ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1756/17 от 30.11.2017 Кировского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-1756/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017 года в г. Кировске Ленинградской области

Кировский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Ю.Г.

при секретаре судебного заседания Грачевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Траст лес» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления,

У С Т А Н О В И Л:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Траст лес», в котором просил обязать ООО «Траст лес» провести мероприятия по очистке находящихся у него в аренде земель лесного фонда в северной части квартала 101 выдела 9 Мгинского участкового лесничества от захламления путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на этих землях, на лицензированный полигон ТБО в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-4).

Процессуальный истец Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, представитель 3-го лица Кировского лесничества – филиал «ЛОГКУ «Ленобллес» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, исковые требования поддержали письменными заявлениями и просили рассматривать дело в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Траст лес» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, письменные объяснения и дополнения к ним, в которых просил в иске отказать, поскольку организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Постановлением Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2016 г. № 85 создано Управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами, которое является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере обращения с отходами. Собственником отходов, оставленных неустановленными лицами, считает органы местного самоуправления. ООО «Траст лес» не подавало декларацию о заготовке древесины на заявленных в иске лесных участках, в связи с чем обязанность у него по уборке захламления лесов отсутствует. Представил письменные ходатайства об истребовании информации о двойном учёте лесных участков; о проведении химической экспертизы почв в целях установления загрязнения или иного негативного воздействия на лесной участок; о проведении совместного обследования с участием истца, ответчика и Комитета по природным ресурсам Ленинградской области с составлением акта лесопатологического обследования; о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами. В удовлетворении перечисленных ходатайств ответчику отказано, поскольку требования истцом заявлены к ООО «Траст лес», основания для привлечения соответчика, предусмотренные ст. 40 ГПК РФ, отсутствуют, остальные испрашиваемые ходатайства не направлены на рассмотрение спора по существу, а истребуемые сведения не имеют правового значения для разрешения спора.

Представитель привлечённого определением суда к участию в деле для дачи заключения в порядке ст. 47 ГПК РФ Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что на основании договора аренды от 24 декабря 2014 года квартал 101 выдела 9 Мгинского участкового лесничества (северная часть) передан в аренду (временное владение и пользование) ООО «Траст лес» до 1 октября 2058 года (л.д. 12-25).

В соответствии с п. 19 указанного договора арендатор обязался использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, требования Правил пожарной безопасности в лесах РФ.

Согласно акту о лесонарушении № 46 от 21 августа 2017 с приложениями: объяснительной и справкой лесничего, схемой места самовольного загрязнения ТБО и фототаблицей (л.д. 7-11) в северной части квартала 101 выдела 9 Мгинского участкового лесничества обнаружены отходы на почве в объеме 20 куб.м площадью 80 кв.м.

Из материалов дела следует, что спорные лесные участки не находятся в границах территории какого-либо населенного пункта и не являются территорией зон отдыха населения (рекреационной).

На основании ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.

В силу положений п. 14, п. 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса. Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках.

Вышеуказанными нормативными актами обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке (в том числе очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) возложена именно на арендатора соответствующего лесного участка.

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территориях, арендуемых ответчиком, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, проводимых ООО «Траст лес».

При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.

Правовые основания для освобождения ООО «Траст лес» от обязанности проведения мероприятий по очистке земель лесного фонда, находящихся у общества на праве аренды, и возложения соответствующей обязанности на органы местного самоуправления и/или органы исполнительной власти субъекта РФ, иных юридических лиц, отсутствуют.

При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что мероприятия по вывозу мусора с земель лесного фонда должны осуществляться органами местного самоуправления, суд считает неубедительным, поскольку они не наделены отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении спорных лесных участков.

Довод представителя ответчика о том, что ООО «Траст лес» не подавало декларацию о заготовке древесины на заявленных в иске лесных участках, суд находит несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что указанные лесные участки являются предметом договора аренды лесного участка от 24 декабря 2014 года, заключенного между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Траст лес».

В силу п. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая вышеприведенную норму права, суд устанавливает срок для исполнения решения суда – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Кировского муниципального района Ленинградской области в размере 300 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Траст лес» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся в аренде у ООО «Траст лес», от захламления путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в северной части квартала 101 выдела 9 Мгинского участкового лесничества на лицензированный полигон ТБО.

Взыскать с ООО «Траст лес» в доход бюджета Кировского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано посредством подачи апелляционной жалобы, прокурором – принесения представления, в Ленинградский областной суд через Кировский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: