Дело № 2-1756/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2017 года в г. Кировске Ленинградской области
Кировский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Ю.Г.
при секретаре судебного заседания Грачевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Траст лес» об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления,
У С Т А Н О В И Л:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Траст лес», в котором просил обязать ООО «Траст лес» провести мероприятия по очистке находящихся у него в аренде земель лесного фонда в северной части квартала 101 выдела 9 Мгинского участкового лесничества от захламления путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на этих землях, на лицензированный полигон ТБО в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-4).
Процессуальный истец Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, представитель 3-го лица Кировского лесничества – филиал «ЛОГКУ «Ленобллес» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, исковые требования поддержали письменными заявлениями и просили рассматривать дело в их отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Траст лес» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, письменные объяснения и дополнения к ним, в которых просил в иске отказать, поскольку организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Постановлением Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2016 г. № 85 создано Управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами, которое является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере обращения с отходами. Собственником отходов, оставленных неустановленными лицами, считает органы местного самоуправления. ООО «Траст лес» не подавало декларацию о заготовке древесины на заявленных в иске лесных участках, в связи с чем обязанность у него по уборке захламления лесов отсутствует. Представил письменные ходатайства об истребовании информации о двойном учёте лесных участков; о проведении химической экспертизы почв в целях установления загрязнения или иного негативного воздействия на лесной участок; о проведении совместного обследования с участием истца, ответчика и Комитета по природным ресурсам Ленинградской области с составлением акта лесопатологического обследования; о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами. В удовлетворении перечисленных ходатайств ответчику отказано, поскольку требования истцом заявлены к ООО «Траст лес», основания для привлечения соответчика, предусмотренные ст. 40 ГПК РФ, отсутствуют, остальные испрашиваемые ходатайства не направлены на рассмотрение спора по существу, а истребуемые сведения не имеют правового значения для разрешения спора.
Представитель привлечённого определением суда к участию в деле для дачи заключения в порядке ст. 47 ГПК РФ Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что на основании договора аренды № от 24 декабря 2014 года квартал 101 выдела 9 Мгинского участкового лесничества (северная часть) передан в аренду (временное владение и пользование) ООО «Траст лес» до 1 октября 2058 года (л.д. 12-25).
В соответствии с п. 19 указанного договора арендатор обязался использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, требования Правил пожарной безопасности в лесах РФ.
Согласно акту о лесонарушении № 46 от 21 августа 2017 с приложениями: объяснительной и справкой лесничего, схемой места самовольного загрязнения ТБО и фототаблицей (л.д. 7-11) в северной части квартала 101 выдела 9 Мгинского участкового лесничества обнаружены отходы на почве в объеме 20 куб.м площадью 80 кв.м.
Из материалов дела следует, что спорные лесные участки не находятся в границах территории какого-либо населенного пункта и не являются территорией зон отдыха населения (рекреационной).
На основании ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
В силу положений п. 14, п. 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса. Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках.
Вышеуказанными нормативными актами обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке (в том числе очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) возложена именно на арендатора соответствующего лесного участка.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территориях, арендуемых ответчиком, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, проводимых ООО «Траст лес».
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Правовые основания для освобождения ООО «Траст лес» от обязанности проведения мероприятий по очистке земель лесного фонда, находящихся у общества на праве аренды, и возложения соответствующей обязанности на органы местного самоуправления и/или органы исполнительной власти субъекта РФ, иных юридических лиц, отсутствуют.
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что мероприятия по вывозу мусора с земель лесного фонда должны осуществляться органами местного самоуправления, суд считает неубедительным, поскольку они не наделены отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении спорных лесных участков.
Довод представителя ответчика о том, что ООО «Траст лес» не подавало декларацию о заготовке древесины на заявленных в иске лесных участках, суд находит несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что указанные лесные участки являются предметом договора аренды лесного участка № от 24 декабря 2014 года, заключенного между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Траст лес».
В силу п. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая вышеприведенную норму права, суд устанавливает срок для исполнения решения суда – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Кировского муниципального района Ленинградской области в размере 300 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Траст лес» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся в аренде у ООО «Траст лес», от захламления путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в северной части квартала 101 выдела 9 Мгинского участкового лесничества на лицензированный полигон ТБО.
Взыскать с ООО «Траст лес» в доход бюджета Кировского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано посредством подачи апелляционной жалобы, прокурором – принесения представления, в Ленинградский областной суд через Кировский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: