Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2018 года город Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ильина С.М.,
с участием прокурора Кисловой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Пономаревой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1756/2018 по иску Воскресенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области о признании автомобильной дороги муниципальной собственностью, обязании органа местного самоуправления произвести ремонт автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Воскресенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Воскресенский городской суд с иском к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области о признании автомобильной дороги муниципальной собственностью, обязании органа местного самоуправления произвести ремонт автомобильной дороги, в котором просит: признать право собственности муниципального образования «Воскресенский муниципальный район» Московской области на подъездную дорогу к СНТ «Дружба», протяженностью 801 м, расположенную на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес> пгт, с местом положения согласно техническому плану сооружения, подготовленному кадастровым инженером ФИО6 28.06.2018 года; обязать администрацию Воскресенского муниципального района Московской области произвести ремонт подъездной дороги к СНТ «Дружба», протяженностью 801 м, расположенной на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес>, с местом положения согласно техническому плану сооружения, подготовленному 28.06.2018г. кадастровым инженером ФИО6
Требования мотивированы тем, что Воскресенской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности администрацией Воскресенского муниципального района Московской области, по результатам которой в адрес ответчика 24.01.2018 направлялось представление прокурора, в котором указывалось на допущенные нарушения порядка содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения. Установлено, что подъездная дорога к СНТ «Дружба», протяженностью 801 м, расположенная на земельном участке с кадастровым №, находится в границах Воскресенского муниципального района Московской области, то есть является автомобильной дорогой местного значения. Указанной автодорогой пользуется неопределенный круг лиц, что относит ее к дорогам общего пользования. Нахождение указанной дороги в границах Воскресенского муниципального района Московской области подтверждается геодезическими данными границы района, утвержденными в соответствии с Законом Московской области № 199/2004-ОЗ «О статусе и границах Воскресенского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».
Фактическое состояние указанной дороги не соответствует предъявляемым требованиям, что отражено в акте комиссии от 26.06.2018г.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели и др.
В статье 3 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 15 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления дорожной деятельности, содержания и ремонта автомобильной дороги ответчик обязан в установленном законом порядке произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости. Однако до настоящего времени право муниципальной собственности на указанную в иске автомобильную дорогу не оформлено.
Подъездная дорога к СНТ «Дружба» не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», а также в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 № 653/26 «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области». Данные об указанной дороге в Едином государственном реестре автомобильных дорог отсутствуют.
Подъездная дорога к СНТ «Дружба» является дорогой общего пользования местного значения в рамках классификации, установленной Законом № 257-ФЗ, находится в границах Воскресенского муниципального района Московской области, не включена и не может быть включена в состав имущества иных, кроме МО «Воскресенский муниципальный район», правообладателей, относится к собственности МО «Воскресенский муниципальный район», в связи с чем, ответчик обязан осуществлять в отношении нее дорожную деятельность, в том числе ремонт указанной дороги.
Кроме того, спорная дорога, являясь частью инженерной инфраструктуры муниципального района, находится в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования. Данный вывод сделан на основании следующего.
В соответствии со ст.212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.1 ст.3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» проведено разграничение государственной собственности Российской Федерации и определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 данного Постановления закреплено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, в частности, объекты инженерной инфраструктуры (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятии» разъяснено, что объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо оттого, оформлено ли это в установленном порядке или нет.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Г11К РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящий иск прокурора подан в защиту прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, охрану жизни и здоровья граждан при использовании автомобильной дороги местного значения, для устранения препятствий при исполнении органом местного самоуправления обязанностей в сфере дорожной деятельности. (л.д. 3-9).
Прокурор в судебном заедании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации Воскресенского муниципального района Московской области Архипова Ксения Геннадьевна, действующая на основании доверенности (копия на л.д.27), в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, признание иска принято судом.
Представитель третьего лица СНТ «Дружба» Махлин Владимир Анатольевич в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц ФГБУ «ФКП Росреестра по МО», Министерства имущественных отношений Московской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени судебного заседания, возражений по иску не представили. Суд, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, дав оценку установленным обстоятельствам и собранным доказательствам, суд считает исковые требования Воскресенского городского прокурора Московской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Закон).
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели и др.
В статье 3 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 15 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уведомлению ФГБУ «ФКП Росреестра по Московской области» от 03.07.2018 г. (л.д.24), в ЕГРН отсутствуют сведения на объект: сооружение дорожного транспорта, подъездная дорога в СНТ «Дружба». Номера кадастровых кварталов, в пределах которых расположен объект ОН №, кадастровый номер, адрес: <адрес>, площадь 801,00 кв.м. Таким образом, право собственности на указанный объект не зарегистрировано, и для осуществления дорожной деятельности, содержания и ремонта автомобильной дороги ответчик обязан в установленном законом порядке произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Согласно ст. 5 Закона 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Автомобильными дорогами общего пользования федерального назначения могут быть автомобильные дороги: соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации; являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное назначение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения; являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Согласно ст. 6 Закона № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что подъездная дорога к СНТ «Победа» не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», а также в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 № 653/26 «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области». Данные об указанной дороге в Едином государственном реестре автомобильных дорог отсутствуют.
Подъездная дорога к СНТ «Дружба» является дорогой общего пользования местного значения в рамках классификации, установленной Законом № 257-ФЗ, находится в границах Воскресенского муниципального района Московской области, что подтверждено Техническим планом сооружения Кадастрового инженера ФИО7 (л.д. 10-23), не включена и не может быть включена в состав имущества иных, кроме Муниципального образования «Воскресенский муниципальный район», относится к собственности МО «Воскресенский муниципальный район», в связи с чем ответчик обязан осуществлять в отношении нее дорожную деятельность, в том числе, ее ремонт.
Спорная дорога, являясь частью инженерной инфраструктуры муниципального района, находится в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» проведено разграничение государственной собственности Российской Федерации и определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 данного Постановления закреплено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, в частности, объекты инженерной инфраструктуры (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятии» разъяснено, что объекты, указанные в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо оттого, оформлено ли это в установленном порядке или нет.
Исковые требования представителем ответчика признаны в полном объеме. Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд определил принять признание иска ответчиком.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать право собственности муниципального образования «Воскресенский муниципальный район» Московской области на подъездную дорогу к СНТ «Дружба», протяженностью 801 м, расположенную на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес>, с местом положения согласно техническому плану сооружения, подготовленному кадастровым инженером ФИО6<дата>.
Обязать администрацию Воскресенского муниципального района Московской области произвести ремонт подъездной дороги к СНТ «Дружба», протяженностью 801 м, расположенной на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес> с местом положения согласно техническому плану сооружения, подготовленному кадастровым инженером ФИО6<дата> года
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Воскресенский городской суд Московской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 13.08.2018года.
Судья С.М. Ильин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>