№ 2-1757/2019
50RS0033-01-2019-002002-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2019 года г. Орехово-Зуево
Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Щипанова И.Н., при секретаре Ивченко Н.П., с участием истца ФИО1 и ее адвоката Азовцевой Е.Г., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области ФИО2,
представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора – МБОУ «Ликино-Дулевская общеобразовательная школа № 3» ФИО3 и МОУ «Мисцевская основная общеобразовательная школа № 1» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, уточнив требования, обратилась в суд в связи с вынесением решения ГУ - УПФ РФ № 24 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности.
В обоснование иска указано, что ответчик необоснованно не включил в ее специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в <данные изъяты> школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя коррекционного класса с дополнительной нагрузкой учителя ОПТ – 6 часов в неделю, учителя истории - 6 часов в неделю. Также ответчик незаконно не включил в специальный стаж периоды работы в МОУ «Мисцевская основная общеобразовательная школа №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по безопасности с дополнительной учебной нагрузкой: в <данные изъяты> учителя истории, учителя обществознания, учителя литературы, учителя права, учителя ДКП – 21 час в неделю; в <данные изъяты> – учителя истории, учителя обществознания, учителя литературы, учителя права, учителя ДКП – 18 часов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагог-организатор по спортивной работе с дополнительной нагрузкой учитель начальных классов с 1 по 3 класс – 27 часов в неделю; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с дополнительной учительской нагрузкой – 18 часов в неделю.
Просит обязать ответчика включить указанные выше периоды в ее специальный стаж и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области Управления пенсионного фонда – ФИО2 - заявленные требования не признала, считает отказ в назначении пенсии обоснованным, т.к. у истца документально не подтвержден специальный стаж требуемой продолжительности. Письменный отзыв на иск поддержала. При этом также пояснила, что в спорный период работы пионервожатой, когда действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 № 1397, у истца отсутствовал необходимый педагогический стаж, поэтому он также не может быть включен в ее специальный стаж.
Представители третьих лиц – МБОУ «Ликино-Дулевская общеобразовательная школа № 3» ФИО3 и МОУ «Мисцевская основная общеобразовательная школа № 1» ФИО4 - в судебном заседании поддержали заявленные стороной истца требования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.
В связи со вступлением в законную силу 1 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Переходными положениями ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в 2015 году установлена величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пунктом «м» ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Кроме того, согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29октября 2002 г. № 781.
При исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.;
- постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. № 781).
Из трудовой книжки истца, материалов дела и материалов пенсионного дела следует, что истец ФИО1 работала в <данные изъяты> школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя коррекционного класса с дополнительной нагрузкой учителя ОПТ – 6 часов в неделю, учителя истории - 6 часов в неделю.
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в силу указанных выше нормативных положений, применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (подлежащего применению к периоду работы ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В разделе «Наименование учреждений» Списка от 6 сентября 1991 г. № 463 в числе учреждений указаны школы и школы-интернаты всех типов и наименований, а в разделе «Наименование должностей» этого же списка - должность воспитателя.
Таким образом указанный период общей продолжительностью 1 год подлежит зачету в специальный педагогический стаж истицы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии.
Также ответчик не включил в специальный стаж истца ФИО1 ряд периодов ее работы в МОУ <данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в указанном учреждении в должности педагог-организатор по спортивной работе с дополнительной нагрузкой учитель начальных классов с <данные изъяты> – 27 часов в неделю;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя директора по безопасности с дополнительной учебной нагрузкой: в 2010 году – учителя истории, учителя обществознания, учителя литературы, учителя права, учителя ДКП – 21 час в неделю; в 2011 году – учителя истории, учителя обществознания, учителя литературы, учителя права, учителя ДКП – 18 часов;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с дополнительной учительской нагрузкой – 18 часов в неделю. Рассматривая заявленные требования о включении в специальный педагогический стаж указанных периодов, суд считает необходимым учесть следующее.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность, т.е. учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. При этом периоды их работы после ДД.ММ.ГГГГ по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ№). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт «б» пункта 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ№).
Таким образом, Правилами от ДД.ММ.ГГГГ№ определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от ДД.ММ.ГГГГ№:
для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы,
для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (действовало в спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и 20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю; периоды работы в должности учителя 1 - 4 классов в общеобразовательных учреждениях – 20 часов в неделю; работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Должность «заместитель директора школы по безопасности» действительно не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О Трудовых пенсиях в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.
Однако из представленных документов следует, что в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 работала в должности заместителя директора по безопасности с дополнительной учебной нагрузкой: в <данные изъяты> – учителя истории, учителя обществознания, учителя литературы, учителя права, учителя ДКП – 21 час в неделю<данные изъяты> – учителя истории, учителя обществознания, учителя литературы, учителя права, учителя ДКП – 18 часов в неделю. То есть истец имела педагогическую нагрузку по должности учителя, совмещая непосредственно педагогическую деятельность с осуществлением работы по должности заместителя директора, при этом, объем педагогической нагрузки истца соответствовал и превышал нормы, установленные за ставку заработной платы.
Кроме того, рассматривая указанные выше спорные периоды работы истца в МОУ «Мисцевская основная общеобразовательная школа №», суд признает заслуживающими ее доводы о том, что указанное общеобразовательное учреждение находится в сельской местности, поэтому должен применяться п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В материалах дела имеется справка Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ФИО1 состоит на учете в Орехово-Зуевском районном управлении социальной защиты населения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и является получателем льгот, как педагогические работники, работающие на селе.
В силу п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г № 781 работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В судебном заседании установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 работы в <данные изъяты>№», занималась педагогической деятельностью, что подтверждается трудовой книжкой истца, справками о заработной плате, приказами по учреждению, классными журналами, исследованными в судебном заседании и не доверять которым у суда оснований не имеется. Поэтому само по себе отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета истца сведений о ее педагогическом стаже за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в этой части не является, так как именно на работодателя возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов, а не отчисление работодателем взносов не может влиять на пенсионные права истца, что согласуется с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
При таких обстоятельствах периоды работы истицы в МОУ «Мисцевская основная общеобразовательная школа №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 2 месяца) также подлежат зачету в специальный педагогический стаж истца ФИО1
Рассматривая требований истца о включении в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы в Ликинской неполной средней школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой, суд исходит из того, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Абзацем 4 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего в спорный период до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатый» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатый».
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
При этом 2/3 стажа такой работы (16 лет и 8 месяцев) должно приходиться на дату обращения лица за пенсией, а не на дату действия указанного Положения. Указанная правовая позиции отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года.
Других условий для включения периода работы в должности пионервожатым данная правовая позиция не содержит.
Согласно оспариваемому решению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 на дату обращения за пенсией имеет педагогический стаж 22 года 6 месяцев 19 дней (12 лет 10 мес. 19 дней – неоспариваемый ответчиком специальный стаж, указан в решении + 9 лет 8 месяцев – указанные выше периоды работы истца, подлежащие зачету в ее специальный стаж), что больше чем 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
При этом доводы ответчика о том, что в период, когда действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, у истца отсутствовал необходимый педагогический стаж, суд отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм материального права. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах период работы истца ФИО1 в <данные изъяты>№ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой (3 года) также подлежит зачету в ее специальный педагогический стаж.
Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выработал необходимый стаж, предусмотренный подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ суд считает возможным удовлетворить исковые требования и возложить на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 195-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в установлении пенсии признать недействительным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы в <данные изъяты>№:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя коррекционного класса с дополнительной нагрузкой учителя ОПТ – 6 часов в неделю, учителя истории - 6 часов в неделю.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № 24 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж ФИО1, периоды работы в МОУ «<данные изъяты>№»:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по безопасности с дополнительной учебной нагрузкой: в <данные изъяты> – учителя истории, учителя обществознания, учителя литературы, учителя права, учителя ДКП – 21 час в неделю; в <данные изъяты> году – учителя истории, учителя обществознания, учителя литературы, учителя права, учителя ДКП – 18 часов;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагог-организатор по спортивной работе с дополнительной нагрузкой учитель начальных классов с 1 по 3 класс – 27 часов в неделю;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с дополнительной учительской нагрузкой – 18 часов в неделю.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.Н. Щипанов
Мотивированное решение составлено 24 мая 2019 года