ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1758/15И от 15.07.2020 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД: 78RS0011-01-2020-001693-20

Дело № 2-1758\20 15 июля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Васильевой М.Ю.

при секретаре Малявине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханько Г.М. к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Ханько Г.М. обратилась в суд с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, взыскании судебных расходов, указывая, что она состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых до договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Санкт-Петербурга. ДД.ММ.ГГГГХанько Г.М. заключила с гражданами Суворов А.А., Антипова О.В., Сафронов В.К. договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 112. Оплата приобретенного жилого помещения произведена за счет собственных средств, а также часть денежных средств в размере 1 970 000 рублей выплачивается за счет кредитных средств, предоставленных ОАО «Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования». В это же день истица заключила с ОАО «Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования» договор займа №ДЗ\150\14, целью займа являлось приобретение указанной выше квартиры. Исполнение обязательств обеспечивалось залогом приобретаемой в счет заемных средств квартиры, зарегистрировано обременение (л.д. 57). ДД.ММ.ГГГГ была произведена государственная регистрация договора купли-продажи.

ДД.ММ.ГГГГХанько Г.М. подала в ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» заявление на участие в целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» о получении государственного содействия в форме социальной выплаты на оплату части стоимости приобретенного жилого помещения, а также другие необходимые документы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Жилищный Комитет Правительства Санкт – Петербурга в адрес Ханько Г.М. было сообщено, что поданные ею документы на участие в программе не могут быть зарегистрированы, а она, Ханько К.М., учтена в качестве участника программы, поскольку поданный им договор займа не является договором ипотечного кредитования, т.к. оказание государственного содействия в виде предоставления социальной выплаты на оплату основного долга и процентов по договорам займа не предусмотрено условиями Программы, со ссылкой на положения Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и постановление Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» о том, что социальная выплата может быть использована участниками программы на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, направленным на приобретение жилого помещения на территории Санкт-Петербурга и <адрес>. Полагая отказ Жилищного комитета в оказании содействия в форме предоставления социальной выплаты неправомерным, поскольку ни указанный Закон, ни постановление не содержит указания на то, что участники Программы обретают право на государственной содействие, только если жилищный кредит получен ими в банке или иной кредитной организации, получение истцами кредитных средств по договору с ОАО «Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования», приобретение жилого помещения и последующие погашение обязательств посредством направления социальной выплаты кредитору согласуется с целями Программы, направлено на ее правильную реализацию и не противоречит интересам государства, просили возложить на Жилищный комитет обязанность принять решение о предоставлении социальной выплаты истцам в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге в течение 15 календарных дней после вступления решения в законную силу, взыскать понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, доверила представление своих интересов представителю Задиров В.В., который в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик в лице представителя в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом путем направления судебной повестки, которая получена уполномоченным на получение корреспонденции, о чем в суд возвратилось обратное уведомление. О причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не подавал, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.

Третье лицо ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» в лице представителя в судебное заседание не явилось, извещено о слушании дела надлежащим образом путем направления судебной повестки, которая получена уполномоченным на получение корреспонденции, о чем в суд возвратилось обратное уведомление. О причинах неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не подавало, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие третьего лица.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ данного Положения к полномочиям Жилищного комитета Санкт-Петербурга относится предоставление в установленном порядке субсидии (социальные выплаты) для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Пунктом 1 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" от ДД.ММ.ГГГГ N 221-32, установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» утверждена целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге».

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» утверждены порядок и условия оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» (далее – Положение).

Судом установлено, что Ханько Г.М. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых до договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Санкт-Петербурга. ДД.ММ.ГГГГХанько Г.М. заключила с гражданами Суворов А.А., Антипова О.В., Сафронов В.К. договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 112. Оплата приобретенного жилого помещения произведена за счет собственных средств, а также часть денежных средств в размере 1 970 000 рублей выплачивается за счет кредитных средств, предоставленных ОАО «Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования». В это же день истица заключила с ОАО «Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования» договор займа №ДЗ\150\14, целью займа являлось приобретение указанной выше квартиры. Исполнение обязательств обеспечивалось залогом приобретаемой в счет заемных средств квартиры, зарегистрировано обременение (л.д. 57). ДД.ММ.ГГГГ была произведена государственная регистрация договора купли-продажи (л.д 59-60).

ДД.ММ.ГГГГХанько Г.М. подала в ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» заявление на участие в целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» о получении государственного содействия в форме социальной выплаты на оплату части стоимости приобретенного жилого помещения, а также другие необходимые документы, в том числе договор купли-продажи, договор займа также были предоставлены истицей, договор займа, заключенный с ОАО «Ленинградской областное жилищное агентство ипотечного кредитования», который был зарегистрирован в Управлении Росреестра равно как и обременение в виде ипотеки в силу закона.

При этом договором займа предусматривалось обеспечение исполнения обязательств в виде залога (ипотеки) приобретенного имущества (п. 1.3 договора – л.д. 50).

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение истицы Жилищный комитет Санкт-Петербурга разъяснил невозможность оказания государственного содействия в виде предоставления социальной выплаты в рамках программы в виду несоответствия установленным требованиям, не соответствие договора займа договору жилищного кредита (л.д.58).

Согласно п.1.4 Положения о порядке и условиях оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» Жилищный комитет в установленном действующим законодательством порядке заключает с оператором Программы договор, предусматривающий прием заявлений граждан и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных выплат в рамках Программы, в том числе в случаях подачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных услуг или в электронной форме, формирование в отношении каждого заявителя учетного дела, подготовку проектов решений о предоставлении социальных выплат и расчета размера социальных выплат, информирование заявителей о принятом Жилищным комитетом решении о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты, формирование списка граждан - участников Программы, которым планируется предоставление социальных выплат в пределах средств бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных на финансирование Программы, консультирование граждан по вопросам предоставления социальных выплат и расчета их размера.

Пункт 3.2. указанного Положения предусматривает, что Оператор программы принимает от граждан и рассматривает документы, указанные в пункте 3.1 настоящего Положения (далее - документы заявителей); разъясняет заявителю условия и порядок участия в Программе; осуществляет учет заявителей в качестве участников Программы в порядке, установленном Жилищным комитетом; ежегодно в течение 15 рабочих дней после вступления в силу закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год исходя из данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, наличия первоочередного права на участие в программе, объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год на финансирование Программы, и заявлений граждан об оказании содействия формирует сводные списки граждан на предоставление социальных выплат (далее в настоящем разделе - Сводные списки) и направляет их для утверждения в Жилищный комитет.

В соответствии с пунктом 3.6. данного Положения вопрос о предоставлении заявителю социальной выплаты рассматривается Жилищным комитетом.

Оператором программы является ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья», который уполномочен принимать решения о признании или непризнании заявителя участником программы, вопрос о предоставлении заявителю социальной выплаты рассматривается Жилищным комитетом Санкт-Петербурга.

Истцы оператором программы в качестве участников программы не были признаны.

Согласно пункта 3 Целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» в рамках Программы под участниками Программы понимаются: одинокие граждане, являющиеся заемщиками по кредитному договору, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; супруг, супруга, являющиеся заемщиками (созаемщиками) по кредитному договору, а также их несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; неполные семьи, в которых один из членов семьи является заемщиком по кредитному договору, а также его несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Данный перечень является исчерпывающим.

Истица отвечает требованиям предъявляемым к участникам программы, является заемщиком по договору займа, признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Основанием для отказа в признании истицы участником Программы послужило то обстоятельство, что договор займа №ДЗ\150\14 от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный ею, не является договором ипотечного кредитования, в связи с чем не соответствует требованиям и условиям Программы.

Разделом 4 Положения под ипотечным жилищным кредитом понимается кредит, предоставляемый гражданину банковской или иной кредитной организацией в целях приобретения в собственность гражданина жилого помещения под залог приобретаемого или иного жилого помещения на срок не менее трех лет.

Истицей денежные средства по договору займа на приобретение жилья с последующим с залогом были предоставлены ОАО «Ленинградской областное жилищное агентство ипотечного кредитования», не являющейся кредитной организацией, что не оспаривается истцом, однако заключенный им с истицей договор соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующее ипотеку.

Заключенный договор займа предусматривает целевое использование заемных средств – приобретение квартиры.

Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик при рассмотрении заявления Ханиной Г.М. о предоставлении социальной выплаты руководствовался принятым в развитие Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» была утверждена целевая программа Санкт-Петербург «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» Положением, которым предусматривалось, что ипотечный жилищный кредит в целях данной Программы может быть предоставлен только банковской или иной кредитной организацией. В связи с чем действовал в соответствии с положениями Программы предусмотренной Санкт-Петербургом.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» основной целью Программы является повышение уровня доступности получения долгосрочных ипотечных жилищных кредитов гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основными мероприятиями Программы являются государственное содействие, осуществляемое в период с 2004 по 2020 год за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в виде предоставления участникам Программы субсидий или социальных выплат на оплату части стоимости жилого помещения, приобретаемого с использованием средств долгосрочного ипотечного жилищного кредита, в размере не более 30% от стоимости жилого помещения.

Социальная выплата может быть использована участниками Программы на погашение основной суммы долга и уплате процентов жилого помещения на территории Санкт-Петербурга и <адрес> (пункт 6.10 Положения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» одобрена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.

Данная Концепция была рекомендована органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления к разработке на ее основе региональных программ ипотечного жилищного кредитования и дает понятие долгосрочного ипотечного жилищного кредита - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

На рынке долгосрочного ипотечного жилищного кредитования действуют следующие основные участники:

1) заемщики - физические лица, граждане Российской Федерации, заключившие кредитные договоры с банками (кредитными организациями) или договоры займа с юридическими лицами (некредитными организациями), по условиям которых полученные в виде кредита средства используются для приобретения жилья. Обеспечением исполнения обязательств по договорам служит залог приобретаемого жилья (ипотека);

2) продавцы жилья - физические и юридические лица, продающие жилые помещения, находящиеся в их собственности или принадлежащие другим физическим и юридическим лицам, по их поручению;

3) кредиторы - банки (кредитные организации) и иные юридические лица, предоставляющие заемщикам в установленном законом порядке ипотечные кредиты (займы).

Основными функциями кредитора являются: предоставление ипотечного кредита на основе оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщика в соответствии с требованиями и условиями кредитования; оформление кредитного договора (договора займа) и договора об ипотеке; обслуживание выданных ипотечных кредитов.

По договору об ипотеке жилья кредитор становится залогодержателем, что дает ему возможность в случае неисполнения заемщиком обязательств по кредитному договору получить удовлетворение своих денежных требований к должнику из стоимости заложенного жилого помещения преимущественно перед другими кредиторами залогодателя;

Также Данная Концепция устанавливает, что государство определяет концепцию развития системы ипотечного жилищного кредитования и формирует правовую базу для надежного и эффективного функционирования системы ипотечного кредитования, создает механизм социальной защиты заемщиков, проводит налоговую политику, стимулирующую участников рынка ипотечного кредитования, создает необходимые институты для организации рынка и участвует в управлении ими, указывает, что помимо коммерческих банков определенную роль в формировании дополнительного платежеспособного спроса на жилье могут сыграть другие организации, создаваемые в настоящее время в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в качестве кредиторов (фонды поддержки и развития жилищного строительства, кредитные союзы и др.). Указанные организации за счет собственных и привлеченных средств предоставляют населению займы на строительство и приобретение готового жилья в рамках создаваемых паевых капиталов или фондов. Они не являются кредитными организациями, и для осуществления ими деятельности по предоставлению ипотечных займов им не требуется получения лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты истцам противоречит основным целям Программы и ставит истцов в неравное положение с другими участниками Программы, которые имеют кредитный договор с банковской организацией, что недопустимо в соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что ни Закон Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге», ни Положение принятое в его развитие не содержит прямого указания на то, что право на получение государственного содействия в виде предоставления социальной выплаты гражданин приобретает если жилищный кредит был получен им в банке или иной кредитной организации, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истица приобрела право на получение социальной выплаты в рамках Целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию решения о ее предоставлении.

А в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

Также в пользу истицы с ответчика, нарушившего право истицы, подлежат взысканию понесенные ею судебные расходы на оплату юридических услуг в соответствии с договором об оказании услуг в сумме 30 000 рублей (л.д.65), поскольку такие расходы для истицы явились вынужденными и были связаны с нарушением прав со стороны ответчика.

Руководствуясь положениями ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ханько Г.М. удовлетворить.

Обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении социальной выплаты Ханько Г.М. в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге в течение 15 календарных дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья