ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1758/2021 от 23.08.2021 Минусинского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Минусинск 23 августа 2021г.

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шкарина Д.В.,

при секретаре Меляевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ:

Министерство социальной политики Красноярского края обратилась в Минусинский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании 67 786 рублей 36 копеек. Свои требования мотивировав тем, что ФИО1, зарегистрированная по адресу: <адрес>, на основании личного заявления от 23.05.2005, являлась получателем субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории "одиноко проживающий, неработающий пенсионер". Между тем, на основании сведений, предоставленных в УПФР РФ по Красноярскому краю, содержащих размер пенсии работающих пенсионеров, стало известно, что ответчик в период времени с 17.05.2006 по 09.03.2016 работала в ОАО «Минусинская геологоразведочная экспедиция», сведений о заработной плате истцу не предоставляла, в связи с чем ответчиком необоснованно получена субсидия за период с июля 2006 года по июнь 2016 года. Управление социальной политики населения администрации г. Минусинска ликвидировано 19.06.2020, с 31.12.2019 личные дела получателей мер социальной поддержки переданы в КГКУ «УСЗН», которое с 01.01.2020 осуществляет функции по обеспечению реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан на территории Красноярского края, а также осуществляет публичные обязательства перед физическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Красноярского края. В 2021 году территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по г. Минусинску и Минусинскому району произведен перерасчет субсидии с учетом доходов, полученных ответчиком по месту трудоустройства только за период с 2011 по 2016 годы, поскольку сведения за период до 2011 года в МНС России отсутствуют, сумма субсидии за период перерасчета составляет 0 рублей. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма 118 605 рублей 09 копеек. С ответчика удержана сумма 1 067 рублей 45 копеек, кроме того, ФИО1 добровольно возвращена сумма 49 751 руль 28 копеек (35 500 рублей +14 251 рубль 28 копеек). Таким образом, возврату подлежит сумма 67 786 рублей 36 копеек. Принимая во внимание, что в настоящее время ответчик не является получателем субсидии и добровольно возвратить оставшуюся сумму отказывается, истец просит взыскать с ответчика необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в вышеуказанной сумме (л.д. 5-7).

В судебном заседании представитель Министерства социальной политики Красноярского края по доверенности ФИО2 (л.д. 86), исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени ответчик денежные средства в полном объеме не возвратил.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 112), причины неявки суду не сообщила.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане - пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в разделе II регламентирован перечень документов, представляемых с заявлением о предоставлении субсидии, и порядок их рассмотрения. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

На основании п.п. "в" п. 60 Правил от 14.12.05 г. предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 61 Правил).

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Судом установлено, что на основании личного заявления от 23.05.2005 и предоставленных документов (л.д. 80) ответчику ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, УСЗН города Минусинска была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "одиноко проживающий, неработающий пенсионер". Субсидия назначалась ответчику автоматически, по предшествующему месяцу начисления за жилое помещение и коммунальные услуги, сроком на 6 месяцев, по истечению указанного срока, продлялась на тот же срок, без истребования документов (п.6, ст.14, ст.22 Закона). При назначении субсидии ответчик предоставила сведения о доходе и о том, что она является пенсионером, а также обязалась сообщать в УСЗН города Минусинска об обстоятельствах, влияющих на назначение субсидии. На основании представленных в УСЗН города Минусинска сведения отделением пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю, истцу стало известно о том, что ответчик с июня 2006 г. по июнь 2016 года работала в ОАО «Минусинская геологоразведочная экспедиция», имела доход, что подтверждено справками 2 НДФЛ. Таким образом, поскольку ответчик не предоставляла сведения о своем трудоустройстве в ОАО «Минусинская геологоразведочная экспедиция» в указанный период, ей незаконно была начислена и выплачена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На основании Протокола № 6 заседания комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с переплатами, возвратами и удержаниями с граждан на оплату жилья и коммунальных услуг от 31.03.2017 г., ФИО1 предложено возвратить необоснованно перечисленные денежные средства в размере 118 605 рублей 09 копеек в добровольном порядке. Денежные средства в добровольном порядке ответчиком частично возмещены в сумме 49 751 рубль 28 копеек, а также с ответчика удержана сумма 1 067 рублей 45 копеек. Управление социальной политики населения администрации г. Минусинска (УСЗН г. Минусинска) ликвидировано 19.06.2020, с 31.12.2019 личные дела получателей мер социальной поддержки переданы в КГКУ «УСЗН», которое с 01.01.2020года осуществляет функции по обеспечению реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан на территории Красноярского края, а также осуществляет публичные обязательства перед физическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Красноярского края. В настоящее время ответчик не является получателем субсидии и в добровольном порядке возвратить денежные средства отказывается, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию сумма 67 786 рублей 36 копеек (118 605,09 руб. – 1 067,45руб. – 49 751,28руб.).

Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом ответчика (л.д.81), заявлением ответчика о предоставлении жилищной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (л.д. 80), протоколами УСЗН г. Минусинска назначения ответчику жилищной субсидии за период с 2006 года по июнь 2016 года (л.д.8-75), информацией о сумме ежемесячных перечислений с января 2015 года по июнь 2016 года, с февраля 2006 по декабрь 2014 года (л.д.76,77-78), информацией о возврате ответчиком непременно выплаченных сумм и удержанных сумм ( л.д.79), копией трудовой книжки и вкладышем в трудовую книжку, подтверждающих о трудоустройстве в период с июнь 2006 по июнь 2016 года ( л.д.82,84-85), протоколом заседания комиссии № 6 от 31.03.2017года ( л.д.83), справками в ОАО «Минусинская геологоразведочная экспедиция» о заработной плате ответчика за период времени с 2006 г. по 2008г. (л.д.96-98), справками 2 НДФЛ за 2009- 2016г.г. ( л.д.99-106).

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, отсутствие возражений ответчика, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Министерства социальной политики Красноярского края.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так как при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 233 рубля 59 копеек, в доход местного бюджета.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании суммы - удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> в пользу Министерства социальной политики <адрес> необоснованно полученные в качестве субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг средства в размере 67 786 рублей 36 копеек, а также 2 233 рубля 59 копеек государственной пошлины в бюджет муниципального образования г. Минусинск.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение изготовлено 30 августа 2021 г.