ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1759/18 от 28.06.2018 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-1759/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«28» июня 2018 года город Иваново

Фрунзенский районный суд города Иваново

в составе председательствующего судьи Чайки М.В.,

при секретаре Бровкиной Ю.Л.,

с участием истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет. Исковое заявление мотивировано следующими доводами. 16 мая 2018 года ФИО1, был уведомлен о том, что в ходе проверки его пенсионного дела была выявлена ошибка, а именно в календарную выслугу лет для исчисления пенсии с районным коэффициентом был включен период испытательного срока в качестве стажера по должности командира отделения взвода по конвоированию осужденных роты розыска, конвоирования и обеспечения УИН УВД Мурманской области с 21 января 1997 года по 27 апреля 1997 года. При исключении указанного периода продолжительность его службы в районах Крайнего севера составляет 14 лет 10 месяцев 27 дней, и соответственно, пенсия должна выплачиваться без учета районного коэффициента. С указанным отказом истец не согласен и считает, что он является незаконным, поскольку ему необоснованно из его стажа, необходимого для установления районного коэффициента, был исключен период работы с 21 января 1997 года по 27 апреля 1997 года в качестве стажера по должности командира отделения взвода по конвоированию осужденных роты розыска, конвоирования и обеспечения УИН УВД Мурманской области. Срок службы истца в районах Крайнего Севера составляет 15 календарных лет и ему должна сохраняться пенсия с учетом районного коэффициента. Как следует из пенсионного дела, истец проходил службу на территории, которая отнесена к районам Крайнего Севера, в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029. Выслуга истца на момент увольнения составляла: в календарном исчислении 17 лет, в льготном исчислении 25 лет, что подтверждается справкой УМВД Администрации Мурманской области от 23 февраля 1999 года. В указанный период входит период работы с 21 января 1991 года по 27 апреля 1997 года в качестве стажера по должности командира отделения взвода по конвоированию осужденных роты розыска, конвоирования и обеспечения УИН УВД Мурманской области. В настоящее время, истец переехал на постоянное место жительства в г. Шуя Ивановской области и до проведения проверки у него сохранялся размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пенсионное законодательство каких-либо исключений, предусматривающих, что период службы в должности стажёра не засчитывается в календарную выслугу лет (стаж службы), необходимую для сохранения районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, не содержит. На основании вышеизложенного, истец просит суд: признать за ФИО1, право на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет при переезде из районов Крайнего Севера и постоянное место жительства в г. Шуя Ивановской области; обязать УМВД РФ по Ивановской области произвести выплату назначенной ФИО1, пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента как лицу, прослужившему в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в 1997г. после службы во Флоте трудоустроился в систему МВД. Действительно, три месяца он числился стажером, но это была формальность, так как его обязанности на протяжении всего периода службы не менялись. При назначении ему пенсии спорный период был включен в стаж, следовательно, и в настоящее время пенсия должна выплачивать с учетом районного коэффициента.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснила, что в ходе проверки пенсионного дела ФИО1 сотрудником отдела пенсионного обслуживания УМВД России по Ивановской области была выявлена ошибка: в календарную выслугу лет для исчисления пенсии с районным коэффициентом включен период испытательного срока в качестве стажера по должности командира отделения взвода по конвоированию осужденных роты розыска, конвоирования и обеспечения УИН УВД Мурманской области с 21.01.1997 по 27.04.1997. Учеба и какие-либо другие виды деятельности (в том числе работы до присвоения специального звания на должностях рядового и начальствующего состава, в частности, в период стажерства), включаемые в выслугу лет для назначения пенсии, не могут быть учтены в службу, дающую право на сохранении пенсии, назначенной с учетом соответствующего коэффициента. 13.04.2018г. ОПО УМВД был направлен запрос в УМВД России по Мурманской области о разъяснении законности сохранения выплаты пенсии ФИО1 с учетом районного коэффициента. Согласно полученного ответа, продолжительность службы ФИО1 в районных Крайнего Севера составила 14 лет 10 месяцев 27 дней, в связи с чем, пенсия должна выплачиваться без учета районного коэффициента.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании поддержал позицию, озвученную представителем ФИО2 и просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно справке УВД Администрации Мурманской области от 23.02.1999г. ФИО1 является пенсионером МВД Российской Федерации с 03.03.1998г. Выслуга лет на момент увольнения составила: в календарном исчислении 17 лет, в льготном исчислении 25 лет.

Судом установлено, что ФИО1 в период с 27.01.1997г. по 27.04.1997г. проходил испытательный срок в качестве стажера по должности командира отделения взвода по конвоированию осужденных роты розыска, конвоирования и обеспечения УИН УВД Мурманской области и данный период был включен в стаж при назначении пенсии по выслуге лет.

В соответствии с калькуляцией сроков выслуги от 25.02.1998г.стаж составлял: в календарном исчислении 17 лет 7 месяцев 21 день, в льготном исчислении 25 дней 1 месяц 5 дней.

По состоянию на 01.01.2018 сумма пенсии ФИО1 с учетом надбавок и повышений составляла 17944,09 рублей, районный коэффициент составлял 40,00%.

Согласно справке УФВД России по Ивановской области от 23.05.2018г. ФИО1 получает пенсию по линии МВД России за выслугу лет с 03.03.1998г. За период с 01.12.2017 по 31.05.2018 произведены выплаты в общем размере 106974,40 рублей. Среднемесячный размере выплат составил 17829,07 рублей.

Письмом от 16.05.2018г. УМВД России по Ивановской области сообщило ФИО1, что в ходе проверки пенсионного дела была выявлена ошибка: в календарную выслугу лет для исчисления пенсии с районным коэффициентом включен период испытательного срока в качестве стажера по должности командира отделения взвода по конвоированию осужденных роты розыска, конвоирования и обеспечения УИН УВД Мурманской области с 21.01.1997 по 27.04.1997. 13.04.2018г. был направлен запрос в УМВД России по Мурманской области о разъяснении законности сохранения выплаты пенсии с учетом районного коэффициента. В полученном ответе указано, что продолжительность службы в районах Крайнего Севера составила 14 лет 10 месяцев 27 дней, пенсия должна выплачиваться без учета районного коэффициента.

По состоянию на 01.06.2018 сумма пенсии с учетом надбавок и повышений составила 12817,21 рубль.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).

В заявленные для исчисления в льготном порядке периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе).

Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.

Поскольку в период с 21.01.1997г. по 27.04.1997г. истец ФИО1 не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанный период он не являлся.

Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.

Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.

В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).

В силу подпунктов "в" и "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются на льготных условиях периоды службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

Таким образом, оснований для включения периода службы ФИО1 в качестве стажера по должности командира отделения взвода по конвоированию осужденных роты розыска, конвоирования и обеспечения УИН УВД Мурманской области в выслугу лет в льготном исчислении не имеется.

Периоды службы в качестве стажера по соответствующим должностям могут быть включены в выслугу лет только в календарном исчислении (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

При таких обстоятельствах суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о признании права на сохранение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Чайка

Полный текст решения изготовлен 03 июля 2018 года.

Председательствующий М.В. Чайка