11RS0002-01-2021-002245-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 12 октября 2021 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1759/2021 по иску Коновалова С.И. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, восстановлении в списке на получение государственного жилищного сертификата,
установил:
истец обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о признании незаконным решения об исключении Коновалова С.И. из списка граждан-получателей сертификатов в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», о восстановлении в очереди граждан-получателей сертификатов.
В обоснование требований указано, что истец с 18.03.2008 состоял на учёте для получения государственного жилищного сертификата. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО «Воркута» был снят с учёта в связи с наличием в собственности у бывшей жены, полученной в порядке наследования.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. До судебного заседания представил отзыв, суть которого сводится к тому, что у Ковалевой Л.В. и Ковалевой М.Е.. которых истец указывал в качестве членов своей семьи, имеются в собственности жилые помещения, находящиеся за пределами РКС, в связи с чем, истец обоснованно снят с учета в соответствии с п.21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (выявление в предоставленных документах несоответствующих действительности сведений).
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, истец согласно заявлению от 18.03.2008 был поставлен в очередь на получение жилья за пределами г.Воркуты с заявленным составом семьи 3 человека.
Согласно заявлению (рапорту) от 18.03.2008 Коновалов С.И. просил включить его в состав граждан имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения район средней полосы. На состав семьи из 3 человек. В заявлении указал, что в настоящее время он и члены ее семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов Российской Федерации не имеют. С условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в ее собственности или общей совместной собственности членов ее семьи, в государственную или муниципальную собственность ознакомлена и обязуется выполнять.
К заявлению приложил трудовую книжку, пенсионное удостоверение, а также поквартирную карточку и справки с адреса: <адрес>, копию своего паспорта и паспортов членов своей семьи. Согласно справке по адресу <адрес> указанном помещении с 14.09.1990 по 03.11.1995 были зарегистрированы: Ковалева Л.В. и ее дочь Ковалева М.Е., далее снялись с регистрационного учета и зарегистрировались по адресу: <адрес>. в соответствии с поквартирной карточкой по адресу <адрес> зарегистрированы: с 27.11.1995 Ковалева Л.В. и ее дочь Ковалева М.Е., с 04.04.2000 Коновалов С.И.
Из протокола № 10 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 19.03.2021, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Воркута» №322 от 23.03.2021 истец был снят с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет 18.03.2008 в соответствии с п.21 пп.«и» Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879, в связи с утратой им оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо со статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а именно наличие в собственности у Коноваловой Л.В. жилого помещения площадью 54,3 кв.м. общей долевой собственности (доля в праве 2/3) по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство от 08.09.1999; и жилого помещения общей площадью 91,0 кв.м. общей долевой собственности (доля в праве 2/3) по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство от 08.09.1999.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 25.10.2002 год № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных регионах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно записям в трудовой книжке истца, на дату постановки (18.03.2008) у Коновалова С.И. имелся необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 10 лет (непрерывная трудовая деятельности в г.Воркуте с 07.02.1983). С 01.06.2007 истец является пенсионером.
Исходя из анализа как статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, так и ранее действующего законодательства, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели, следует, что сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Действующее с 01.01.2003 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ряде случаев, включая такие как: и) в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо со статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.
Из представленных материалы выписок из ЕГРП на недвижимое имущество у Коноваловой Л.В. на основании свидетельства о праве на наследство от <дата> имеется в собственности жилое помещение площадью 54,3 кв.м. общей долевой собственности (доля в праве 2/3) по адресу: <адрес>; и жилое помещение общей площадью 91,0 кв.м. общей долевой собственности (доля в праве 2/3) по адресу: <адрес>.
Исходя из общих положений гражданского законодательства об основаниях приобретения права собственности следует, что граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса РФ).
В заявлении от 18.03.2008 о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» истец действительно указал в качестве членов своей семьи супругу Ковалева и ее дочь Ковалева М.Е.
Из материалов дела следует, что Коновалов С.И. и Ковалева Л.В. 14.01.2000 зарегистрировали брак, который прекращен 27.08.2019 на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия от 17.07.2019.
Согласно протоколу №7 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 26.02.2016, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Воркута» №429 от 09.03.2016 Ковалева М.Е. исключена из состава семьи Коновалова С.И., имеющую в собственности квартиру в г. Москве.
После прекращения брака с Ковалевой Л.В. истец указывал состав семьи 1 человек, то есть только себя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 ноября 1998 года № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (статья 36 Семейного кодекса РФ).
В статье 36 Семейного кодекса Российской Федерации, в целом соответствующей аналогичным положениям гражданского законодательства (пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса РФ), определены виды имущества, относящиеся к личной (раздельной) собственности супругов.
Во-первых, это имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак (добрачное имущество). Во-вторых, это имущество, полученное супругом во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (например, в результате бесплатной приватизации жилья).
Как уже указывалось выше, Ковалева Л.В. на основании свидетельства о праве на наследство от 08.09.1999 получала в порядке наследования жилое помещение площадью 54,3 кв.м. общей долевой собственности (доля в праве 2/3) по адресу: <адрес>; и жилое помещение общей площадью 91,0 кв.м. общей долевой собственности (доля в праве 2/3) по адресу: <адрес>.
Анализ исследованных в судебном заседании норм права, позволяет суду сделать вывод о том, что приобретенные бывшей супругой истца Ковалевой Л.В. объекты недвижимости в порядке наследования не являются общей совместной собственностью, а являются ее личным имуществом.
Основанием для снятия истца с учета граждан-получателей жилищных сертификатов послужило наличие у бывшей жены истца в собственности объектов недвижимости.
Необходимо учитывать, что снятие с учета в связи с утратой оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.
Администрация МО ГО «Воркута» проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.
При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
Норами статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и п.п. «з» п.5 Правил, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели. Т.е. сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако при рассмотрении настоящего дела суд приходит к выводу, что основания для постановки Коновалова С.И. на учет в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, не отпали, поскольку жилья за пределами РКС у истца как не имелось, так и не имеется. На основании вышеизложенного Коновалов С.И. подлежит восстановлению в списке граждан-получателей сертификатов в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты подачи заявления 18.03.2008.
В данном случае, суд полагает, что решение суда о признании права Коновалова С.И. состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения за счет федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет 18.03.2008, влечет полное восстановление права истца и признание незаконным снятие Коновалова С.И. с учета не требуется.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Коновалова С.И. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» восстановить Коновалова С.И. в списке граждан-получателей сертификатов в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты подачи заявления 18.03.2008.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда, то есть с 19.10.2021.
Председательствующий Е.В.Машковцева