ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-175/18 от 28.06.2018 Каргасокского районного суда (Томская область)

Дело № 2-175/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2018 года

Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Фокина Р.А., при секретаре Майбах О.А.,

с участием представителя ответчика ОГКУ «Центр занятости населения Каргасокского района» ФИО1, действующей на основании приказа №8-л от 18.01.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок, Каргасокского района, Томской области гражданское дело по иску конкурсного управляющего публичного акционерного общества «Сибнефтегеофизика» ФИО2 к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Каргасокского района» о признании незаконными решений о сохранении среднего месячного заработка ФИО3 за четвертый, пятый и шестой месяц,

УСТАНОВИЛ:

Конкурсный управляющий ПАО «Сибнефтегеофизика» обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр занятости населения Каргасокского района» о признании незаконными решений о сохранении среднего месячного заработка ФИО3 за четвертый, пятый и шестой месяц. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО3 работал в ПАО «Сибнефтегеофизика» в должности с 2013 года, в должности с 2015 года в сейсморазведочной партии № 6, расположенной в г. Новосибирск. Приказом ПАО «Сибнефтегеофизика» от 12.09.2017 ФИО3 уволен с работы по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с 14.09.2017. в месячный срок со дня увольнения ФИО3 обратился в ОГКУ ЦЗН Каргасокского района с заявлением о содействии в поиске подходящей работы. Однако ФИО3 не был трудоустроен в течение 4, 5 и 6 месяцев со дня увольнения, что послужило основанием для принятия ОГКУ «ЦЗН Каргасокского района» решений о сохранении за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4, 5 и 6 месяцев со дня увольнения. Считает, что решения о сохранении за ФИО3 среднего месячного заработка являются незаконными, противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ПАО «Сибнефтегеофизика». Решения приняты без проверки совокупности условий, позволяющих применение ст. 318 ТК РФ, а именно: службой занятости не проверено наличие исключительного случая, связанного с социальной незащищенностью работника, отсутствием у него средств к существованию, наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 ТК РФ. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в течение 4, 5 и 6 месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ). Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение 4, 5 и 6 месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника. Таким образом, сохранение среднего заработка в течение 4, 5 и 6 месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях. Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Из оспариваемых решений не усматривается, что ответчиком при их вынесении обстоятельства исключительности проверялись бы и были установлены, как необходимый фактор для принятия соответствующих решений. Просит признать незаконными решения ОГКУ «Центр занятости населения Каргасокского района» от 15.01.2018 № 0150057/1806, от 15.02.2018 № 0460037/1806, от 19.03.2018 № 0780024/1806 о сохранении за ФИО3 среднего месячного заработка за 4, 5 6 месяцы.

Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, в котором указано следующее. ОГКУ ЦЗН, принимая решение о сохранении за конкретным работником среднего месячного заработка, устанавливает исключительность случая исходя из предоставленных ему полномочий. Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении з уволенным работником среднего месячного заработка со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты – своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. ФИО3 уволен ДД.ММ.ГГГГ из организации ПАО «Сибнефтегеофизика» по ст.81.1 ТК РФ (ликвидация организации). Работал вахтовым методом в должности в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. После увольнения ФИО3 06.10.2017 обратился в ОГКУ ЦЗН Каргасокского района по месту проживания (регистрации) в – консультационный пункт службы занятости в целях поиска подходящей работы. К будущей работе гражданин не требовал соискания аналогичной работы по предыдущему направлению в профессиональной деятельности, а готов был приступить к любой работе по рабочим профессиям по месту жительства. ОГКУ ЦЗН поиск подходящей работы производил по месту жительства в . Статус безработного ФИО3 не имел в связи с пенсионным возрастом. За период учета в ЦНЗ ФИО3 подходящей работы для него на территории Нововасюганского сельского поселения не было. По этой причине направления на работу не выдавались. Были предложены варианты работы вахтовым методом для ознакомления: вальщик леса – рабочее место в , подсобный рабочий – , разнорабочий – . От предложенной работы вынужден был отказаться в связи с высокой стоимостью проезда к месту собеседования и к месту работы. – отдаленный поселок Каргасокского района с сезонной транспортной доступностью. Пройти собеседование очень дорого, а гарантии трудоустройства нет. Работодателей на территории не много, вакансии по рабочим профессиям, особенно на постоянное место работы отсутствуют. В настоящее время ФИО3 проживает с супругой – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оба находятся на пенсии, дополнительных заработков не имеют. ФИО3 и ФИО4 имеют четверых взрослых детей, которые не находятся на иждивении родителей. Достижение уволенным работником пенсионного возраста, получение ими пенсии, не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения. Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством – невозможность признания его в качестве безработного. Кроме того, ограничение его прав, вытекающих из трудовых отношений, по мотивам достижения гражданином пенсионного возраста не согласуется с положениями ч.1 и ч.3 ст.37 Конституции РФ, противоречит ст.1 Конвенции МОТ от 25.06.1958 № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятости» в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, ст.ст.2, 3 ТК РФ и ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», гарантирующим свободу труда и равные возможности в реализации трудовых прав, а также свободный выбор занятости независимого от возраста и социального положения. Самостоятельно ФИО3 занимался активным поиском подходящей работы по месту жительства. ОГКУ ЦЗН была оказана услуга в составлении резюме и информировании по размещению резюме на интерактивном портале службы занятости населения Томской области и в общероссийской базе вакансий «Работа в России». Были обращения с резюме к работодателям на территории поселения, но на момент обращений вакансий свободных не было. Действия со стороны гражданина, возможности трудоустройства: территориальная расположенность поселения, где проживает уволенный работник, отсутствие вакансий от работодателей и небольшое количество работодателей на данной территории, район приравнен к району Крайнего Севера, активный поиск работы самого гражданина и желание трудоустроиться послужило основанием принятия решения о сохранении среднего заработка. От поиска работы ФИО3 отказался 18 мая 2018.

Третьи лица Департамент труда и занятости населения Томской области, ФИО3, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменном отзыве представитель Департамента труда и занятости населения Томской области ФИО5 указала, что ОГКУ ЦЗН, принимая решение о сохранении за конкретным работником среднего месячного заработка, устанавливает исключительность случая исходя их предоставленных ему полномочий. ОГКУ ЦЗН оказывает гражданам государственные услуги в сфере содействия занятости населения, предусмотренные подп. 8 п. 1 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг, регулируются федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (ст. 7 Закона № 210-ФЗ). Исчерпывающий перечень документов, предъявляемых гражданином в орган службы занятости населения, установлен п. 2 ст. 3 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в российской Федерации». В этой связи ОГКУ ЦЗН, действуя в пределах предоставленных полномочий, осуществляет регистрационный учет граждан, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников организации, и оказывает данным гражданам государственные услуги в соответствии с законом № 210-ФЗ и иными правовыми актами. При выдаче гражданину решения о сохранении среднего месячного заработка за соответствующий месяц, ОГКУ ЦЗН учитывает своевременность его обращения, а также причины, по которым гражданин не был трудоустроен: отсутствие подходящих гражданину вакансий; отказы работодателей в приеме гражданина на работу, зафиксированные в направлениях, выданных ОГКУ ЦЗН в установленном законодательством порядке; уважительность причин отказа гражданина от предлагаемых ему вариантов работы. Также учитываются иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Например: меры, принимаемые гражданином по самостоятельному поиску работы, имеющие документальное отражение в листе самостоятельного поиска работы, который гражданин обязан предъявить в ОГКУ ЦЗН и который включает не менее пяти работодателей, посещенных гражданином лично, и не менее пяти телефонных звонков работодателям с целью трудоустройства на имеющиеся вакантные рабочие места; прохождение гражданином перерегистрации в установленные ОГКУ ЦЗН сроки. Гражданину, не явившемуся для прохождения перерегистрации без уважительных причин, решение о сохранении среднего месячного заработка не выдается. Исключительные случаи, в связи с которыми гражданину выдается решение о сохранении среднего месячного заработка, связана с объективным отсутствием возможности гражданина реализовать свое право на труд и получение заработной платы согласно ст. 37 Конституции РФ. Юридически значимые обстоятельства, которые по мнению истца подлежат установлению при принятии решения об исключительности случая. Не могут быть установлены ОГКУ ЦЗН ввиду отсутствия подтверждающих документов, а также критериев их установления. Требование о предоставлении гражданами – получателями государственных услуг документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с представлением государственных услуг, является нарушением Закона № 210-ФЗ. Кроме того, отсутствие установленного законом перечня исключительных случаев и критериев признания жизненных обстоятельств конкретного гражданина исключительными, может привести к неограниченной свободе усмотрения, права на которую у ОГКУ ЦЗН отсутствуют. Установление указанных обстоятельств отнесено к компетенции судов в случае, если работодатель обжалует решение органа службы занятости в судебном порядке.

Выслушав представителя ответчика, определив на основании ч. 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Указанный спор возник в сфере трудовых правоотношений, сложившихся между бывшим работником и работодателем в связи с расторжением трудового договора и возникшей в результате этого обязанностью работодателя представить гарантии и компенсации работнику по сохранению среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.

В связи с этим, суд рассматривает требования конкурсного управляющего ПАО «Сибнефтегеофизика» в порядке гражданского судопроизводства, как направленные на защиту нарушенных прав субъектов трудовых отношений и связанные с реализацией гражданами социальных прав.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 с 28.10.2015 по 14.09.2017 работал в ПАО «Сибнефтегеофизика» в должности . Место работы ФИО3 находилось в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

На основании приказа № 203 от 12.09.2017 ФИО3 был уволен из ПАО «Сибнефтегеофизика» 14.09.2017 в связи с расторжением трудового договора вследствие ликвидации предприятия – п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Также из материалов дела усматривается, что после расторжения трудового договора ФИО3 06.10.2017 обратился в службу занятости населения Каргасокского района. Впоследствии, ОГКУ «ЦЗН Каргасокского района» выдало решения от 15.01.2018 № 0150057/1806, от 15.02.2018 № 0460037/1806, от 19.03.2018 № 0780024/1806 о сохранении за ФИО3 средней заработной платы соответственно на период трудоустройства в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения. ОГКУ «ЦЗН Каргасокского района» мотивировало свои решения от 15.01.2018 № 0150057/1806, от 15.02.2018 № 0460037/1806, от 19.03.2018 № 0780024/1806 тем, что ФИО3 в месячный срок со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в установленные законом сроки.

Социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан в сфере труда.

Конституция Российской Федерации, относя к числу конституционных прав в данной сфере право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3), исходит из того, что стабильная занятость является необходимым условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).

Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 ТК РФ). Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)).

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о наличии исключительных обстоятельств, а следовательно, законных оснований для принятия ОГКУ «ЦЗН Каргасокского района» решений о сохранении за ФИО3 среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения.

Как указано выше, обстоятельства своевременного обращения уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства сами по себе не свидетельствуют о наличии указанных в законе исключительных обстоятельств. В качестве критериев исключительности случая, касающегося уволенного работника, рассматриваются факт его социальной незащищенности, отсутствия у него средств к существованию, наличия у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобное.

В ходе судебного разбирательства документы, свидетельствующие об исключительности случая касающегося уволенного работника, ответчиком, третьим лицом представлены не были.

Как следует из справки о составе семьи от 22.06.2018 ФИО3 проживает совместно с супругой О. (л.д. 218). Других членов семьи, совместно проживающих с ФИО3 и находящихся на его иждивении, не имеется.

Согласно справок, выданных УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) ФИО3 и О. являются получателями страховой пенсии по старости. Размер пенсии ФИО3 с 01.01.2018 составляет . Размер пенсии супруги ФИО4 с 01.01.2018 составляет (л.д. 201, 202).

Размер страховой пенсии ФИО3 () значительно превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров за 1 квартал 2018 года, установленную Распоряжением Губернатора Томской области от 11.05.2018 N 130-р в размере 9 269 рублей, что не свидетельствует о социальной незащищенности ФИО3

Статья 256 Гражданского кодекса РФ указывает, что имущество, нажитое супругами по время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

В силу ч. 2 ст. 37 Семейного кодекса РФ к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Таким образом, совокупный доход семьи ФИО3, получаемый ими в виде пенсий, составляет в месяц. На каждого в месяц приходится более , что превышает установленный Распоряжением Губернатора Томской области от 11.05.2018 N 130-р размер прожиточного минимума на душу населения в Северной части Томской области на 1 квартал 2018 года.

При указанных обстоятельствах судом не установлено наличие у ФИО3 социальной незащищенности, отсутствие средств к существованию, нахождение на иждивении нетрудоспособных членов семьи или иных исключительных обстоятельств.

Таким образом, поскольку доказательств, подтверждающих наличие у ФИО3 исключительных обстоятельств, при наличии которых он не имел бы средств к существованию, либо иных обстоятельств исключительного характера дающих основание для выплаты ему среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы, в материалы дела не представлено, суд находит требования конкурсного управляющего ПАО «Сибнефтегеофизика» о признании незаконными решений ОГКУ «ЦЗН Карагсокского района» о сохранении за ФИО3 средней месячной заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования конкурсного управляющего публичного акционерного общества «Сибнефтегеофизика» ФИО2 к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Каргасокского района» о признании незаконными решений о сохранении среднего месячного заработка ФИО3 за четвертый, пятый и шестой месяц, удовлетворить.

Признать незаконными решения областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Каргасокского района» от 15.01.2018 № 0150057/1806, от 15.02.2018 № 0460037/1806, от 19.03.2018 № 0780024/1806 о сохранении за ФИО3 средней месячной заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы соответственно со дня увольнения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.А. Фокин