Дело № 2-175/2019 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Завгородней Т.Н., при секретаре Галицковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области к ФИО1 о взыскании денежных средств по договору о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта), процентов за пользование чужими денежными средствами, УСТАНОВИЛ: Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании денежных средств по договору о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта), процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что в соответствии с договором от 15.07.2011 г. № 156 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии (гранта), между Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1, были перечислены бюджетные средства в форме субсидии в сумме 300 000 руб. в целях возмещения затрат на финансирование проекта «Химчистка ковров, мягкой мебели, салона автомобилей в п.г.т. Новоспасское». Указанные денежные средства были перечислены Министерством экономики Ульяновской области заявкой на оплату расходов от 25.07.2011 № 661. В соответствии с подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 договора, индивидуальный предприниматель ФИО1 приняла на себя обязательство в срок с 01 августа 2011 года по 01 августа 2014 года обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, осуществить финансирование проекта за счёт собственных средств в размере не менее 102 500 руб. Согласно условиям бизнес-плана с последующими изменениями, внесенными на основании заявления ответчика: финансовый прогноз обоснования проекта, составляет 59 месяцев. Согласно финансовому прогнозу порог возврата бюджетных средств в качестве уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации путём реализации проекта, должен быть достигнут в июне 2015 года, а именно, в размере - 303 317 руб. 46 коп.; предусмотрено создание 4 рабочих мест. Ответчиком представлены документы подтверждающие уплату налоговых платежей всего лишь на сумму 210 153 руб. 29 коп., вместо 303 317 руб. 46 коп. Рабочих мест ответчиком не было создано. Таким образом, условия предоставления субсидии не исполнены в полном объёме. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 01.03.2019. До настоящего времени денежные средства не возвращены. Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области просит взыскать с ФИО1 в свою пользу сумму основного долга в размере 300 000 рублей; сумму процентов за пользование чужими денежными средствами – 33 392 рубля 47 копеек. Представитель истца Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области ФИО2, действующая на основании доверенности № 6 от 09.01.2019 г., в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства. Представила возражения на отзыв, аналогичные по содержанию исковому заявлению, дополнительно указав, что доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности являются несостоятельными, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 01.03.2019 г. В соответствии с п. 10.5 раздела 10 Договора, стороны обязаны оповещать друг друга в письменной форме обо всех происходящих изменениях их статуса и реквизитов в течение 10 календарных дней со дня такого изменения. Соответствующего оповещения о прекращении деятельности от ответчика не поступало. Ответчик ФИО1 в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие. Представила письменные возражения на исковое заявление, в которых с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что договором от 15.07.2011 г. № 156 определен срок выполнения ИП ФИО1 комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, с 01.08.2011 г. по 01.08.2014 г. В связи с тем, что действующим законодательством РФ обязанность по возврату предоставленной субсидии на развитие малого предпринимательства при невыполнении предпринимателем бизнес-проекта законом возложена на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, однако своевременно истец в суд с настоящим иском не обратился, полагает, что истец пропустил срок исковой давности, в связи с чем, исковые требования о взыскании субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства, а также процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ). В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 года № 8/125-П (далее – Постановление №8/125-П) Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющим содействие развитию конкуренции в Ульяновской области, оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, развитие инвестиционной, инновационной деятельности на территории Ульяновской области, развитие государственно-частного партнерства на территории Ульяновской области, развитие предпринимательства в Ульяновской области, развитие цифровой экономики на территории Ульяновской области, устанавливающим подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов). В сфере развития предпринимательской деятельности на территории Ульяновской области Министерство разрабатывает концепцию региональной политики в сфере развития предпринимательства, определяет ее цели, задачи и приоритеты; разрабатывает и обеспечивает реализацию государственных программ Ульяновской области, комплексов мероприятий и проектов по вопросам развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; обеспечивает участие субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации областных и федеральных программ и проектов, направленных на развитие предпринимательства; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области (п. 2.11 Постановления № 8/125-П). В соответствии с Постановлением № 8/125-П Министерство является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Ульяновской области и средств федерального бюджета, поступающих в установленном порядке (п.2.17). Постановлением Губернатора Ульяновской области от 03.04.2013 г. № 60 «О Министерстве экономики и планирования Ульяновской области» Министерство экономики Ульяновской области переименовано в Министерство экономики и планирования Ульяновской области с 15.04.2013 г. Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.01.2014 г. № 52-пр «О реорганизации Министерства экономики и планирования Ульяновской области» Министерство экономики и планирования Ульяновской области реорганизовано в форме присоединения Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области и переименовано в Министерство экономического развития Ульяновской области. В соответствии с постановлением Губернатора Ульяновской области от 26.02.2016 г. № 17 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство экономического развития Ульяновской области переименовано в Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области с 01.05.2016 г. Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 14.12.2018 г. № 117 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области переименовано в Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области. Из материалов дела следует и установлено судом, что 15.07.2011 г. между Министерством экономики Ульяновской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор № 156 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) (далее по тексту договор № 156) в размере 300 000 рублей на финансирование проекта «Химчистка ковров, мягкой мебели, салона автомобилей в п.г.т. Новоспасское». Согласно пункту 3.1.1 договора № 156 Министерство обязуется предоставить организации (ИП) бюджетные средства в форме субсидии в сумме 300 000 руб. на осуществление организацией (ИП) расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом. Указанные средства были перечислены Министерством экономики Ульяновской области заявкой на оплату расходов от 25.07.2011 № 661. Согласно п. 3.2.3 договора № 156 ИП ФИО1 обязуется обеспечить в срок с 01 августа 2011 года по 01 августа 2014 года выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование проекта за счет собственных средств в размере не менее 102 500 рублей. Согласно условиям бизнес-плана с последующими изменениями, внесенными на основании заявления Ответчика: финансовый прогноз обоснования проекта составляет 59 месяцев. Согласно финансовому прогнозу порог возврата бюджетных средств в качестве уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации путём реализации проекта, должен быть достигнут в июне 2015 года, а именно, в размере - 303 317 руб. 46 коп.; предусмотрено создание 4 рабочих мест. В соответствии с п.5.3 Договора ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Организация (ИП) представляет Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом (возможно представление заверенных копий). Отчет представляется Организацией (ИП) до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана. По представленным платежным документам в бюджетную систему Российской Федерации налоговых платежей поступило 210 153 руб. 29 коп. 10.11.2017 г. в адрес ответчика направлено требование о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 01.03.2019 г. В ходе судебного разбирательства ФИО1 было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. На основании ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав. Таким образом, действовавшее и действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо, в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права. В соответствии с п. 8.3, 8.4 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 г. № 120-П, действовавшим на момент заключения договора № 156, субъект малого предпринимательства обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта ненадлежащего исполнения договора. Министерство несет ответственность за неправомерное, нецелевое, неэффективное использование средств, выделенных из областного бюджета Ульяновской области. В случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования. Как указывалось выше, договором от 15.07.2011 г. № 156 определен срок выполнения ИП ФИО1 комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, с 01 августа 2011 года по 01 августа 2014 года. Определяя начало течения срока исковой давности, суд исходит из того, что о наличии фактов нарушения ответчиком обязательств по договору истцу должно было быть известно в августе 2014 года, поскольку по условиям договора истец должен был в течение трех лет контролировать исполнение ответчиком условий договора. При этом, требование о возврате бюджетных средств истец направил ответчику только 10.11.2017 г., а с настоящим иском в суд обратился 24.07.2019 г. Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности, истцом не представлено. При этом, ссылка в исковом заявлении на решения районных судов г. Ульяновска в подтверждение заявленных требований не может быть принята во внимание судом, поскольку в Российской Федерации отсутствует институт прецедентного права, каждое решение выносится судом с учетом конкретных обстоятельств каждого спора и в пределах заявленных требований. Довод стороны истца, что срок исковой давности необходимо исчислять с момента прекращении ответчиком статуса индивидуального предпринимателя, несостоятелен, поскольку условия договора такого положения не содержат. Кроме того, находясь в статусе индивидуального предпринимателя, после истечения срока договора, ответчик так же не исполнял условия договора. Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, в связи с пропуском истцом трехгодичного срока исковой давности, о чем было заявлено ответчиком. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области к ФИО1 о взыскании денежных средств по договору о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта), процентов за пользование чужими денежными средствами, оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 02.09.2019 г. Судья Т.Н. Завгородняя |