ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-175/20 от 05.01.2019 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

№ 2-175/2020

УИД: 55RS0005-01-2019-005060-11

Решение

Именем Российской Федерации

29 января 2020 года г. Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Казарян Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению БТГ, КЕС к Администрации Центрального АО г. Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о сохранении объекта недвижимости в реконструированном виде,

установил:

БТГ, КЕС обратились в суд с названным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что им на праве общей долевой собственности (по ? доли у каждого) принадлежат жилой (двухквартирный) дом , расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с современными пристройками, а также земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования для жилищных нужд под строение, расположенный по указанному адресу. С целью улучшения жилищных условий со временем ими были осуществлены пристройки к жилому дому, а именно: в ДД.ММ.ГГГГ году литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м; в ДД.ММ.ГГГГ году - литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м; в ДД.ММ.ГГГГ году - литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м; в ДД.ММ.ГГГГ году - литера <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. Для получения разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства они обратились в Администрацию Центрального АО г.Омска, где в выдаче такого разрешения им отказали, с указанием на несоответствие параметров объекта капитального строительства установленным градостроительным регламентам, несоблюдением минимального отступа от границ смежных земельных участков до здания менее 3 м, расположение объекта за пределами красной линии, а также на расположение земельного участка в границах двух территориальных зон: в зоне городского неземного транспорта ИТ2 и зоне жилой застройки высокой этажности Ж4-1529.

Считают, что указанные жилые пристройки представляют собой жилые строения с необходимыми конструктивными элементами и инженерными коммуникациями как объекты завершенного строительства и отвечают требованиям градостроительных, строительно-технических, санитарно-гигиенических требований, с возможностью круглогодичной эксплуатации и проживания. Реконструированный жилой дом не затрагивает интересы соседей, требованиям пожарной безопасности, помещения жилого дома не создают угрозу жизни и здоровью людей, могут использоваться по назначению, интересов третьих лиц и государства не нарушают.

Просят сохранить в реконструированном состоянии жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> литеры <данные изъяты>, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, подсобной площадью <данные изъяты> кв.м, состоящего из помещений квартиры : литер <данные изъяты> – жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, коридор площадью <данные изъяты> кв.м, литер <данные изъяты> – кухни площадью <данные изъяты> кв.м, литер <данные изъяты> - котельная площадью <данные изъяты> кв.м, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, подсобной площадью <данные изъяты> кв.м за КЕС.; состоящую из помещений квартиры № : литер <данные изъяты> - жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, литер <данные изъяты> – кухня площадью <данные изъяты> кв.м, коридор площадью <данные изъяты> кв. м, санузел площадью <данные изъяты> кв.м, гардероб площадью <данные изъяты> кв.м, коридор; <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, коридор площадью <данные изъяты> кв.м, литер <данные изъяты> – электрощитовая площадью <данные изъяты> кв.м, кухня-столовая площадью <данные изъяты> кв.м, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, подсобной площадью <данные изъяты> кв.м за БТГ

Определением судьи Первомайского районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены собственники смежных участков КЕВ, КДВ, КЛД, КАД, КАД, КНА, ЛЕС, МА

Истцы БТГ, КЕС их представителя ГНВ, КТН, действующие на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержали по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Центрального АО г. Омска в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Омской области, будучи надлежащим образом, извещенным о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представили отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что в рассматриваемом жилом доме имеются признаки реконструкции здания. Полагают, что с целью приведения в соответствие в ЕГРН сведений кадастра недвижимости и сведений реестра прав о спорных объектах, истцам следует уточнить требования на требования о сохранении в реконструированном виде указанного жилого дома и указанных жилых помещений, о признании жилого дома многоквартирным жилым домом, о признании права собственности на спорные жилые помещения. Поскольку имеет место реконструкция жилого дома, которая влечет изменение характеристик этого здания, то одновременно должен быть осуществлен кадастровый учет изменений объекта недвижимости.

Представитель третьего лица департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, третьи лица КЕВ, КДВ, КЛД, КАД, КАД, КНА, ЛЕС, МА в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.

Выслушав истцов, их представителей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.

Пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (часть 2 статьи 260).

Согласно подпункту 2 пункту 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Понятие «реконструкция» дано в части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которой это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (этажность), площади, показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-технического обеспечения.

Согласно части 9 статьи 36 ГрК РФ реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.

Из материалов дела следует, что БТГ, К (до брака Ж) ЕС являются собственниками на праве общей долевой собственности (по ? доле за каждым) жилого дома, с кадастровым номером , общей площадью: квартира <данные изъяты> кв.м (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ), квартира <данные изъяты> кв.м (на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 19,20).

Право собственности на указанный жилой дом с кадастровым номером в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Согласно выписке из ЕГРН за БТГ, КЕС зарегистрировано право общей долевой собственности по ? доли за каждым на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для жилищных нужд под строение, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>

С целью улучшения жилищных условий истцы возвели ряд пристроек к жилому дому, а именно: в ДД.ММ.ГГГГ году – литера <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, в ДД.ММ.ГГГГ году - литера <данные изъяты> номер помещения <данные изъяты> комнаты <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м (что следует из пояснений истца БТГ в ДД.ММ.ГГГГ году - литера <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, в ДД.ММ.ГГГГ году – литера <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м (из пояснений истца КЕС следует, что пристройка возведена примерно в ДД.ММ.ГГГГ году), в ДД.ММ.ГГГГ году - литера <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, что подтверждается данными технического паспорта на жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и пояснениями истцов.

В результате действий истцов изменились параметры объекта капитального строительства - жилого дома, а именно его площадь, количество помещений, объем инженерно-технического обеспечения.

Вместе с тем, разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, не выдавалось.

БТГ обращался в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство (т. 1 л.д. 82).

Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска в ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК Российской Федерации. Кроме того, отсутствует информация о планируемых видах работ по реконструкции объекта капитального строительства. Дополнительно указано, что согласно п. 2 градостроительного плана земельный участок расположен в границах территориальной зоны жилой застройки высокой этажности Ж4-1529, территориальной зоны городского наземного транспорта ИТ2. В случае строительства многоквартирного жилого дома малой этажности (1 этаж, 2-4 этажа), являющегося условно разрешенным видом в территориальной зоне Ж4, необходимо получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (т. 1 л.д. 33-34).

ДД.ММ.ГГГГБТГ обратился в Администрацию Центрального АО г.Омска с уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Центрального АО г.Омска было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, а именно параметры объекта капитального строительства не соответствуют установленным градостростроительным регламентам, минимальный отступ от границ смежных земельных участков до здания менее 3 м, объект расположен за пределами красной линии, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах двух территориальных зон: зоне городского наземного транспорта ИТ2, где видами разрешенного использования земельного участка размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено, и зоне жилой застройки высокой этажности Ж4-1529 (т. 1 л.д.234).

В обоснование доводов о соответствии жилого дома градостроительным и строительным нормам и правилам, а также об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, истцами представлены ряд экспертных заключений, в частности заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» о соответствии требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил (т. 1 л.д. 110-115), ООО «Компания Омсервис» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии нарушений обязательных требований пожарной безопасности с расчетом параметров воздействия тепловых потоков от возможных пожаров на здание и сооружение по адресу: <адрес>, и здания и сооружения, расположенные по адресу: <адрес>; заключение ООО «Жилищная строительно-техническая экспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 155-213).

В соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположен в границах территориальной зоны жилой застройки высокой этажности Ж4-1529, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения высотных многоквартирных жилых домов, условно разрешённым видом использования земельного участка является многоквартирные жилые дома малой этажности (1 этаж, 2 - 4 этажа); а также частично в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ2, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов (том 1 л.д. 117-124).

Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на запрос суда следует, что согласно Карте градостроительного зонирования территорий г.Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельный участок с кадастровым номером , расположен в территориальной зоне жилой застройки высокой этажности Ж4-1529 и территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ2. Территориальная зона Ж4-1529 в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена с момента утверждения Правил.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст.1 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу положений пункта 3 статьи 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ.

Согласно пункту 7 статье 1 ГрК РФ территориальные зоны есть зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1, 2 статьи 37 ГрК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со статьей 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

С учетом приведенных норм использование земельного участка его правообладателем в любом случае предопределяется требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится спорный земельный участок.

Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области (далее - Правила), включившие в себя карту градостроительного зонирования территорий города Омска, а также градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила действуют на всей территории в границах города Омска (п. 1 ст. 3 Правил).

Согласно п. 1 ст. 10 Правил, для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.

Градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно чертежу градостроительного плана земельного участка, спорное строение полностью расположено в части земельного участка, относящегося к территориальной зоне ИТ-2 (т. 1 л.д. 119).

Как усматривается из видов разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства в территориальных зонах г.Омска, приведенных в ст. 42 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201, индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками не относятся к виду разрешенного использования зоны ИТ-2, следовательно, их возведение на земельных участках, отнесенных к указанным зонам, не допускается.

Какие-либо изменения на день рассмотрения спора в названные Правила относительно указанного земельного участка не вносились.

Согласно пункту 3.1 статьи 3 названных Правил, их действие не распространяется на отношения по приобретению в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти земельные участки, при условии, что соответствующие здания, строения, сооружения не являются самовольными постройками и были введены в эксплуатацию до вступления в силу данных Правил.

Между тем истцами осуществлена реконструкция жилого дома уже после вступления в силу указанных Правил.

Таким образом, спорная постройка принадлежащая истцам, расположена на земельном участке, который входит в территориальную зону: «зона городского наземного транспорта» ИТ-2, в которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области размещение индивидуального жилого дома с прилегающими земельными участками является запрещенным видом использования.

В силу ч. 4 ст. 85 ЗК РФ, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Однако изложенное относится лишь к случаям, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов, что имеет место в настоящем деле, соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно.

Истцами была осуществлена реконструкция ранее существующего жилого дома, в результате которой фактически возник новый объект, возведение которого требовало соблюдения градостроительных норм и правил.

Согласно ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ).

Материалами дела установлено, истцы БТГ, КЕС с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), расположенного по адресу: <адрес> в Администрацию Центрального АО г.Омска до начала и в период строительства не обращались, а обратились только ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В силу статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (часть 1).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (часть 3).

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГрК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что признание права собственности на самовольный объект недвижимости в судебном порядке законодатель связывает с исключительными обстоятельствами, в силу которых он может быть вовлечен в гражданско-правовой оборот, препятствующими в административном порядке получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект капитального строительства.

Федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.

В указанной связи, вследствие реконструкции и увеличения площади дома (до 163,4 кв. м) возник новый объект, являющийся самовольной постройкой, так как разрешения на реконструкцию истцами не получалось, нормам градостроительного законодательства такая реконструкция не соответствует.

При этом суд отмечает, что информация о расположении земельного участка в территориальной зоне ИТ-2 носит общедоступный характер.

Таким образом, поскольку реконструированный жилой дом не соответствует правилами землепользования и застройки, узаконение самовольной постройки при существенном нарушении градостроительных норм невозможно.

Доводы стороны истцов о соответствии построек строительным нормам, правилам противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим показателям не подтверждает возможность узаконения самовольной постройки, возведенной с существенным нарушением градостроительного законодательства (часть 9 статьи 36 ГрК РФ).

При таких обстоятельствах исковые требования о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований БТГ, КЕС к Администрации Центрального АО г. Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о сохранении объекта недвижимости в реконструированном виде отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд города Омска.

Мотивированное решение составлено 5 февраля 2020 года

Судья Решение суда не вступило в законную силу