ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-175/2013 от 04.02.2013 Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Шаховцева В.В.,

при секретаре Ивановой А.Э.,

с участием:

представителя заявителя ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2,

представителя ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3,

рассмотрев в здании № 2 Пролетарского районного суда г. Тулы в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-175/2013 по заявлению (жалобе) ФИО1 на бездействие Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с данным заявлением, указывая, что в техническом паспорте БТИ от ДД.ММ.ГГГГ на её домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, на ситуационном плане обозначены все выстроенные строения без разрешения, то есть самовольные. Согласно закона «О дачной амнистии», если земельный участок находится в собственности гражданина, то все строения на нем также признаются собственностью. На этом основании ТОРЦ выдал ей свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Но Тульский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (далее – БТИ) по этому свидетельству отказывается вносить изменения в технический паспорт с целью удаления обозначения самовольных строений.

На её (ФИО1) заявление от ДД.ММ.ГГГГ о письменном разъяснении этого вопроса был ответ, в котором не затрагивается сложившаяся ситуация. Было только указано, что штамп в техническом паспорте «Разрешение на строительство не предъявлено» носит информативный характер, фиксирует факт отсутствия в инвентарном деле разрешения на строительство данного объекта. Юридического обоснования требовать дополнительный к свидетельству о государственной регистрации права собственности судебный акт БТИ не представлено.

ФИО1 обращает внимание суда, что в соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, сооружение или другое имущество.. . созданное без получения на это необходимых разрешений. Таким образом, наличие штампа в техническом паспорте с записью «Разрешение на строительство не предъявлено» информирует заинтересованные организации, что строения всё ещё числятся, как самовольные, несмотря на имеющееся свидетельство о государственной регистрации права собственности на них. БТИ устраняет такой штамп только по решению суда об оставлении на месте выстроенных строений.

Так как данные строения по закону «О дачной амнистии» уже признаны собственностью ФИО1 согласно свидетельству о государственной регистрации право собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Управлением Росресстра по Тульской области, следовательно, они уже оставлены на месте,и для этого не требуется дополнительный судебный документ.

ФИО1 считает, что БТИ должно признавать нормативно-правовые документы и без дополнительных решений суда, в соответствии с законом «О дачной амнистии» устранять такие записи в техническом паспорте на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на все выстроенные строения.

ФИО1 просит:

- признать незаконным бездействие Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в части неустранения без предоставления судебного решения штампа о техническом паспорте на жилой дом по адресу: <адрес> наличии самовольно возведенных строений на литеры: А, А1, над А, а, над а, под а;

- обязать Тульский филиал «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в технический паспорт на жилой <адрес>, исключив штамп о наличии самовольных построек «Разрешение на строительство не предъявлено» на литеры: А, А1, над А, а, над а, под а.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, представила заявление, в котором просило рассмотреть дело в её отсутствие, указав, что её интересы будет представлять по доверенности ФИО2

Управление Росреестра по Тульской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

Суд на основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ счел необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержала доводы и основании своего заявления, просила его удовлетворить. Пояснила, что ФИО1 на основании Закона РФ «О дачной амнистии» получила свидетельство о регистрации права собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. После получения данного свидетельства никакого строительства не вела. Считает, что государство легализовало данное домовладение, признав в порядке амнистии, то есть прощения, право собственности на него, предоставив возможность зарегистрировать право собственности в упрощенном порядке. Полагает, что признание государством права собственности влечет за собой возможность свободного владения, пользования и распоряжения домовладением. Она (ФИО2), как представитель ФИО1, получив свидетельство о государственной регистрации, обратилась в Тульский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» с просьбой внести изменения в технический паспорт на жилой <адрес>, исключив штамп о наличии самовольных построек «Разрешение на строительство не предъявлено» на литеры: А, А1, над А, а, над а, под а. Она готова оплатить любые работы БТИ по внесению изменений в техническом паспорте (аннулирование существующей записи, выдача нового технического паспорта без данного штампа).

Однако работники БТИ отказались это делать, объяснив, что, несмотря на наличие свидетельства о государственной регистрации права собственности, ей необходимо обратиться в суд с иском об оставлении на месте домовладения, которое уже признано собственностью ФИО1 Работники БТИ пояснили, что без решения суда о признании права собственности на объект недвижимости за ФИО1 исключать данный штамп БТИ не будет.

Она не понимает, почему, имея свидетельство о регистрации права собственности, ФИО1 должна обращаться в суд с иском об оставлении на месте того, на что право собственности уже признано государством, или с иском о признании права собственности. Государство хотело сделать как лучше, упростить жизнь граждан, сделать так, чтобы граждане меньше бегали по различным инстанциям, чтобы было меньше бюрократизма. А выходит наоборот, по логике БТИ создана лишняя ступень: сначала надо обратиться в Управление Росресстра, получить свидетельство о государственной регистрации права собственности, а затем обращаться в суд с иском об оставлении домовладения на месте или о признании судом права собственности на то домовладение, на которое государством уже признано право собственности, терять время и деньги на уплату пошлины и оплату услуг представителя.

Штамп в техническом паспорте «Разрешение на строительство не предъявлено» означает, что домовладение выстроено самовольно и в силу ст. 222 ГК РФ юридически не существует. ФИО1 желает, чтобы все её документы отвечали требованиям законодательства, это её право. Однако ФИО1 не может распорядиться своей собственностью, так как при наличии указанного штампа в техническом паспорте нотариусы отказываются удостоверять сделки с недвижимостью, покупатели считают, что домовладение выстроено незаконно. Отказ БТИ исключать из технического паспорта штамп «Разрешение на строительство не предъявлено» нарушает право ФИО1 свободно распоряжаться имуществом, право собственности на которое признано государством в лице Управления Россреестра. Также считает, что технический паспорт является техническим документом, производным от свидетельства о государственной регистрации права собственности, и не может противоречить ему. БТИ обязано привести технические документы в соответствие со свидетельством о государственной регистрации права собственности. Лицо является либо собственником либо субъектом самовольного строительства, которое в силу ст. 222 ГК РФ не порождает никаких прав на объект недвижимости. Позиция БТИ о том, что ФИО1 является собственником самовольно выстроенного домовладения противоречит действующему законодательству, так как нет такого понятия как «собственник самовольно выстроенного строения», которым оперирует БТИ.

Также обратила внимание суда, что в государстве не может быть такой ситуации, что одна рука (ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ») не ведает и не признает, что делает вторая рука (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области), так как законы едины на всей территории Российской Федерации. Считает, что бездействием БТИ, отказывающейся исключить штамп о самовольных постройках, нарушаются права ФИО1, от которой требуют обращаться в суд с иском об оставлении на месте строения, право собственности на которое уже признано государством. Полагает, что БТИ следует не бездействовать, аргументируя это тем, что они исправляют пробелы законодателя и требовать решение суда, а приводить технические документы в соответствие со свидетельством о государственной регистрации права собственности.

Представитель ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по доверенности ФИО3 считала, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Пояснила, что представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 действительно обращалась в БТИ с просьбой внести изменения в технический паспорт на жилой <адрес>, исключив штамп о наличии самовольных построек «Разрешение на строительство не предъявлено», предъявляла свидетельство о государственной регистрации права собственности на домовладение. Так как данная просьба не могла быть удовлетворена, ФИО2 было отказано и рекомендовано обратиться в суд с иском о признании права собственности на самовольно возведенное строение. Ранее была практика, что граждане, получив свидетельство о государственной регистрации по Закону «О дачной амнистии», предъявляли иски об оставлении строения на месте, на данная формулировка не совсем корректна.

Считает, что Закон «О дачной амнистии» дает возможность гражданам зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, но не изменяет характер самовольной постройки, то есть при наличии свидетельства о государственной регистрации права собственности домовладение продолжает оставаться самовольной постройкой, о чем и свидетельствует соответствующий штамп в техническом паспорте. Она согласна с тем, что государство легализовало самовольно выстроенный объект недвижимости, в результате чего ФИО1 стала собственником самовольной постройки. При предъявлении свидетельства о государственной регистрации права собственности в техническом паспорте в графе «Сведения о правообладателях объекта» будет указано, что собственником домовладения является ФИО1, но штамп «Разрешение на строительство на предъявлено» БТИ оставит. Данный штамп означает, что домовладение выстроено самовольно. Получается, что есть собственники, есть не собственники и есть лица, осуществившие самовольное строительство, каковой и является ФИО1 Это вид собственности, полученный в результате применения Закона «О дачной амнистии». Она, как юрист, понимает, что это неправильно, но это законодательное противоречие (казус), и БТИ вынуждено подправлять недоработки законодателя. Считает, что вина ФИО1 заключается в том, что она не получила разрешение на строительство.

Также представитель ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по доверенности ФИО3 считает, что единственный выход из создавшейся ситуации – это обращение ФИО1 в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку, несмотря на наличие свидетельства о государственной регистрации права собственности. Если такое решение суда будет, БТИ выдаст ФИО1 за плату новый технический паспорт, в котором не будет штампа «Разрешение на строительство не предъявлено».

БТИ оспаривать в судебном порядке свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимости или требовать сноса построек, которые согласно технического паспорта выстроены самовольно, не будет, но и штамп о наличии самовольных построек без судебного решения аннулировать не будет.

Пояснила, что срок изготовления технического паспорта составляет один месяц.

Также представила письменные возражения, из которых следует, что согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, осматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).

ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»» по своей организационно-правовой форме является государственным унитарным предприятием, строит свои отношения с заявителями - юридическими и физическим лицами на договорной основе. Согласно действующему гражданскому законодательству РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Директор Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» действует на основании доверенности, выданной на общее руководство деятельностью филиала, с правом передоверия штатным сотрудникам.

Все специалисты и руководители структурных подразделений филиала действуют на основании доверенностей, выданных директором филиала в порядке передоверия на выполнение определенных полномочий.

Исходя из изложенного, принимая во внимание порядок, определенный действующим законодательством Российской Федерации, представитель ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» считает, что ФИО1 выбран ненадлежащий способ защиты права, а ее обращение в суд должно быть осуществлено в порядке искового производства.

Также указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона РФ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до 01 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Однако, действующим законодательством Российской Федерации не установлено, что для создания объектов индивидуального жилищного строительства не требуется получение разрешение на строительство.

Согласно п.1, абз. 2 п. 3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В соответствии с инструкцией «О проведении учета жилищного фонда в
Российской Федерации», утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1997 № 37, выявленные при текущей инвентаризации самовольно возведенные законченные
строительством здания (части зданий) подлежат технической инвентаризации с
включением их в учетно-технические материалы по общим правилам. При наличии
самовольных построек на оригиналах инвентаризационных планов (земельного участка и поэтажных), технических паспортов и копиях этих документов на свободном от записей месте, с лицевой стороны проставляются штампы установленного образца: «На возведение или переоборудование разрешение не предъявлено».

Таким образом, согласно материалам инвентарного дела на домовладение, расположенное по адресу: <адрес> при проведении технической инвентаризации домовладения ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано и отражено в техническом паспорте, что на земельном участке возведены пристройки лит. А1 и лит. а, светелка над лит. А, над а - терраса, кроме того, в лит. А проведена перепланировка. Разрешение на строительство на все вновь возведенные строения, в том числе на лит. А. не предъявлено.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы при рассмотрении заявления (ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации) проводят проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, выдаче разрешения на строительство предшествует экспертиза документов на соответствие строительства установленным нормам и правилам уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления.

В целях упрощения оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества, Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ (ред. от 28.02.2012) были внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

Так, согласно п. 4. ст. 25.3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ, для целей регистрации прав документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Необходимо отметить, что согласно п. 5. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска о сносе этого объекта как самовольной постройки. Также, согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.

Учитывая разъяснения судов, проведение государственной регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства не изменяет статус постройки в качестве созданной без получения на это необходимых разрешений. В процессе регистрации не проводится проверка соответствия строительства объекта градостроительным и строительным нормам и правилам.

В отношении внесения в техническую документацию сведений об объекте необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (ред. от 21.08.2010) "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", технический паспорт объекта капитального строительства оформляется по результатам технической инвентаризации и является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства. Статус правоустанавливающего (правоподтверждающего) документа на объект капитального строительства для данного документа действующим законодательством не установлен.

Представитель ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» приходит к выводу, что наличие в технической документации на объект отметки о том, что разрешение на его строительство не предъявлено, в данном случае носит информативный характер, отражая факт отсутствия данного конкретного документа во второй группе документов инвентарного дела на объект капитального строительства.

Данное примечание не противоречит наличию регистрации права на данный объект, так как нормативными актами Российской Федерации не установлено, что возможность регистрации права собственности на объект в упрощенном порядке отменяет установленную Градостроительным Кодексом Российской Федерации необходимость получения заинтересованным лицом разрешения на его строительство, подтверждающего соответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, либо требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В дополнение представитель ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» отмечает, что заявитель в жалобе в обоснование своих доводов не привела нормы материального права, обязывающих в связи с проведением государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке на индивидуальный жилой дом, исключить из технической документации примечание, указывающее на самовольный характер возведенных построек.

Выслушав представителя заявителя и представителя ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Пункт 1 ст. 254 ГПК РФ устанавливает, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 10 Постановления «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов.

Из п. 1.1 Устава Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» следует, что оно создано в соответствии с приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ. Предприятие реорганизовано га основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ-р в форме присоединения к нему Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» и является его правопреемником в соответствии с передаточным актом, утвержденным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от ДД.ММ.ГГГГ. Предприятие находится в ведомственном подчинении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р). Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. (п. 1.4 Устава).

Суд считает, что в данном случае ФИО1 вправе оспорить бездействие

ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в порядке главы 25 ГПК РФ, так как выбранный ФИО1 способ защиты своих прав не противоречит действующему законодательству, оснований для отказа в рассмотрении заявления ФИО1, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, не имеется.

Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 является собственником двухэтажного индивидуального жилого дома, состоящего из литер А, А1, над А, под А, а, над а по адресу: <адрес>.

Документами основаниями являются:

- кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Пролетарским городским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростеинвентаризация – Федеральное БТИ»;

- Постановление Главы Администрации Пролетарского района Управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- Постановление Главы администрации Пролетарского района г<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- Решение исполкома Пролетарского районного Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного <адрес> регистрационным центром ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 800 кв.м на землях населенных пунктов для строительства индивидуального жилого дома усадебного типа с надворными постройками по адресу: <адрес>.

Таким образом, ФИО1 является собственником как жилого дома, так и земельного участка, на котором дом расположен.

В силу пункта 2 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Пункты 1, 2 статьи 35 Конституции РФ устанавливают, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Пункт 2 статьи 8 ГК РФ определяет, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

ФИО1 зарегистрировала свое право собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке.

Однако из ситуационного плана в техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданного Тульским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», следует, что разрешение на строительство лит. А - 2-х этажного жилого дома по адресу: <адрес> не предъявлено. Из графы 3 технического паспорта «Сведения о правообладателях объекта» следует, что право собственности не зарегистрировано.

Таким образом, из технического паспорта однозначно следует, что двухэтажный индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является самовольной постройкой. Подтвердила данный вывод и представитель ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по доверенности ФИО3

Статья 222 ГК РФ содержит правило о том, что самовольной постройкой является жилой дом, созданный без получения на это необходимых разрешений. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счет.

Таким образом, в настоящий момент понятие "самовольная постройка" в первую очередь рассматривается как понятие негативное. Обусловлено это главным образом тем, что создание постройки при наличии установленных ст. 222 ГК РФ признаков самовольности приводит к невозможности возникновения на нее права собственности у лица, осуществившего самовольную постройку. Это связано с тем, что такое лицо не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой.

Государством была предусмотрена возможность легализации самовольной постройки и возникновения на неё права собственности.

В 2006 году в рамках программы так называемой дачной амнистии в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ и Гражданский кодекс Российской Федерации были внесены изменения, которые должны были существенно упростить процедуру регистрации прав граждан на ряд объектов недвижимости (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"). Законодатель с помощью данного закона стремился облегчить регистрацию права собственности ранее построенных с нарушением установленных процедур домов. Ключевая задача вышеуказанного Закона РФ (так называемого Закона «О дачной амнистии") - предельно сориентировать граждан к регистрации права собственности на земельные участки или на расположенные на данных земельных участках постройки, если они по тем или иным причинам не успели этого сделать.

Инструкция «О проведении учета жилищного фонда в
Российской Федерации», утвержденная Приказом Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, (то есть изданная до принятия Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"), на которую ссылается представитель ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не может являться основанием для умаления прав ФИО1, как собственницы объекта недвижимости.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 8 Федерального Закона РФ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Из заявления ФИО1 в Тульский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она просит исключить обозначение о самовольных строениях в техническом паспорте БТИ.

Из ответа Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № ф-71/12029 от ДД.ММ.ГГГГ, именуемого «О самовольных постройках», подписанного главным инженером, на заявление ФИО1 следует, что штамп «Разрешение на строительство не предъявлено» носит информативный характер. Ответа по существу вопроса, заданного ФИО1, не имеется.

Таким образом, ФИО1, обладая единственным доказательством существования зарегистрированного права – свидетельством о регистрации права собственности на объект недвижимости, не имеет возможности привести в соответствие с данным документом по вине Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» технический паспорт, носящий производный характер от свидетельства о регистрации права собственности.

Трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ для обращения в суд, ФИО1 не пропущен.

Суд считает, что бездействие Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», заключающееся в том, что ФИО1, получившей свидетельство о регистрации права собственности, для того, чтобы исключить штамп в техническом паспорте о наличии самовольных строений, по мнению БТИ следует обращаться в суд с иском об оставлении строения на месте или о признании права собственности на то, что государство в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии уже признало собственностью ФИО1, не только противоречит законодательству, но нарушает права и свободы ФИО1 на распоряжение принадлежащим ей объектом недвижимости, создает препятствия к осуществлению прав ФИО1, как собственницы домовладения.

Следовательно, заявление ФИО1 является обоснованным.

Часть 1 ст. 258 ГПК РФ содержит правило о том, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина или устранить препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из чеков – ордеров от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 уплачена государственная пошлина при подаче заявления в размере 400 рублей (по 200 рублей за каждое требование).

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к к каковым ч. 1 ст. 88 ГПК РФ относит государственную пошлину.

В связи с тем, что решение вынесено в пользу ФИО1, уплаченная ей государственная пошлина подлежит взысканию с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в части неустранения без предоставления судебного решения штампа о техническом паспорте на жилой дом по адресу: <адрес> наличии самовольно возведенных строений на литеры: А, А1, над А, а, над а, под а.

Обязать Тульский филиал «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в технический паспорт на жилой <адрес>, исключив штамп о наличии самовольных построек «Разрешение на строительство не предъявлено» на литеры: А, А1, над А, а, над а, под а.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: