ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-175/2013 от 04.09.2013 Тарумовского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2-175/2013г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Тарумовка      04 сентября 2013 года

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Л.А. Чалаевой, при секретаре Новохатской Л.В., с участием представителя заявителя помощника прокурора Тарумовского района РД Дибирова М.Г., рассмотрел гражданское дело по заявлению и.о.прокурора Тарумовского района РД Рамазанова М.Я. в интересах Российской Федерации к ФИО1 о запрете использования земельного участка не по целевому назначению, обязании устранить нарушения требований федерального законодательства,

установил:

    И.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан М.Я. Рамазанов обратился в Тарумовский районный суд РД с заявлением (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах Российской Федерации к ФИО1 о запрете использования земельного участка не по целевому назначению, обязании устранить нарушения требований федерального законодательства.

    В обосновании требований, указывая в заявлении на то, что по заданию прокуратуры Республики Дагестан прокуратурой района проводится проверка соблюдения требований федерального законодательства на объектах по производству кирпича, расположенных на поднадзорной территории. В ходе проверки установлено, что постановлением главы МО «Тарумовский район» от 19.10.2007 № 193 земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории МО «сельсовет ФИО2», в 3-х км. юго-восточнее с. Калиновка, вдоль сбросного коллектора Чилимный, предназначенный для использования в целях сельскохозяйственного производства, с ориентировочной площадью 5 га предоставлен гр. ФИО3 сроком на 15 лет. Вместе с тем, проверкой установлено, что на данном земельном участке ФИО3 организовано изготовление и реализация кирпичной продукции. Согласно Требованиям к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями).РД22-01-97, утвержденными АОЗ промышленный объект - предприятие, цех, участок, агрегат и другие производственные подразделения, используемые для осуществления промышленной деятельности. Производство кирпичной продукции является промышленной деятельностью.

Однако перевод вышеуказанного земельного участка до его передачи ФИО1 администрацией МО «Тарумовский район» в установленном законом порядке не проведен. Вышеуказанный земельный участок, используется ФИО1 для целей не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных либо иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Кроме того, в ходе проверки деятельности ФИО1 по изготовлению кирпичной продукции на вышеуказанном земельном участке прокуратурой района совместно с представителями контролирующих органов установлены иные нарушения требований федерального законодательства.

Из заключения руководителя Тарумовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 23.07.2013 следует, что в нарушение требований Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при осуществлении деятельности по изготовлению кирпичной продукции в деятельности данного цеха не ведется учет и отчетность об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных за учетный период отходах, представляющей собой лимит на размещение отходов, проект нормативов ПДВ и разрешение на выбросы в атмосферный воздух отсутствует, руководитель кирпичного цеха не состоит на учете в Росприроднадзоре по платежам, и не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду, программы и мероприятия по охране атмосферного воздуха не разработаны и не выполняются, не проводится инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, из-за конструктивной неприспособленности кирпичного цеха на проводится мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не ведется учет и производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не имеется сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кроме того, 11.07.2013 при осуществлении надзорных мероприятий, соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, проведенных прокуратурой района совместно с Главным государственным инспектором труда ФИО4 в деятельности кирпичного цех, расположенных на земельных участках МО «сельсовет ФИО2», в 3-х км. юго-восточнее с. Калиновка, вдоль сбросного коллектора Чилимный, принадлежащих индивидуальному предпринимателю ФИО3 выявлены нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, а также иных правовых актов в указанной области.

Нарушения трудового законодательства в деятельности кирпичного цеха создают угрозу повышенного производственного травматизма, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, каким является круг лиц, которые работают, либо могут работать в кирпичном цехе по трудовым договорам и должны приступить к работе в условиях, отвечающих требованиям охраны труда с первого дня работы.

Просит суд запретить ФИО5 использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории МО «сельсовет ФИО2», в 3-х км. юго-восточнее с. Калиновка, вдоль сбросного коллектора Чилимный, предназначенный для использования в целях сельскохозяйственного производства, с ориентировочной площадью 5 га не по целевому назначению.

В судебном заседании, помощник прокурора Тарумовского района РД Дибиров М.Г. требования, указанные в заявлении и.о. прокурора Тарумовского района РД поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Так как на сегодняшний момент нарушения не устранены ответчиком ФИО1   

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, с предъявленными требованиями и.о. прокурора Тарумовского района Р.Д Рамазанова М.Я. согласился и просил суд рассмотреть гоажданское дело в его отсутствие.

Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, находит заявленные требования и.о. прокурора Тарумовского района РД подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Производство кирпичной продукции является промышленной деятельностью.

При этом в соответствии со ст.1 Земельного Кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства относятся в том числе, и деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, земель занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Частью 1 ст. 7 ЗК РФ установлены категории земель, в числе которых указана и категория земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ч. 2 данной статьи земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.На основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 87 ЗК РФ определено, что земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 названного Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (п.1); особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 названного Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий (п.2).

Статьей 88 ЗК РФ установлено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1).

В силу п.п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 № 45 «О земле» перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Республики Дагестан, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности осуществляется Правительством Республики Дагестан.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Статья 42 ЗК РФ закрепляет обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Из заключения руководителя Тарумовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 23.07.2013 следует, что в нарушение требований Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при осуществлении деятельности по изготовлению кирпичной продукции в деятельности данного цеха не ведется учет и отчетность об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных за учетный период отходах, представляющей собой лимит на размещение отходов, проект нормативов ПДВ и разрешение на выбросы в атмосферный воздух отсутствует, руководитель кирпичного цеха не состоит на учете в Росприроднадзоре по платежам, и не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду, программы и мероприятия по охране атмосферного воздуха не разработаны и не выполняются, не проводится инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, из-за конструктивной неприспособленности кирпичного цеха на проводится мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не ведется учет и производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не имеется сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Актом проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 11.07.2013 № 47 МИШ08 установлено, что в деятельности данных кирпичных цехов в нарушение требований действующего законодательства:

Работодатель ФИО3 не прошел обучение по охране труда и
проверку знаний требований безопасности при производстве работ и оказании услуг в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 225 ТК РФ); трудовые договора, заключенные с работниками кирпичного цеха (12чел.) не соответствуют по содержанию и форме требованиям ТК РФ – не указывается место заключения трудового договора, трудовая функция работника, режим рабочего времени и времени отдыха и т.п. (ст. 57 ТК РФ); нарушаются сроки выплаты заработной платы. Не производится начисление заработной платы в установленном порядке (формаТ-49)(ст.136ТК РФ);    в нарушение постановления Госстандарта РФ от 03.05.2000 № 25 «Об утверждении документа «Правила сертификации производственного оборудования», а также ч. 1 ст. 215 ТК РФ отсутствует декларация о соответствии и (или) сертификат соответствия нормативным требованиям в области охраны труда на производственное оборудование(смесители глины, пресс транспортеры и вспомогательное оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников). Производственные объекты фактически эксплуатируются без заключения соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора в указанной сфере деятельности (отсутствуют заключения о допуске к эксплуатации оборудования по изготовлению кирпича); на оборудовании отсутствует устройство экстренной остановки (торможения) при аварийных ситуациях во избежание несчастных случаев(ст.212 ТК РФ, ГОСТ 12.2.003-91); на вращающихся и двигающихся частях оборудования кирпичного цеха (пресс, смеситель) отсутствуют ограждающие устройства, исключающие возможность прикосновения к ним работающего, оборудование не окрашено в сигнальный свет (ст. 212 ТК РФ, ГОСТ 12.2.003-91); на производстве используется ленточный конвейер не заводского изготовления, без ограждающих устройств, переднего натяжного и концевого барабана, отсутствует тросовой выключатель, не заземлен на раме конвейера(ст. 212 ТК РФ, постановление ФИО6 от 23.07.2001 г. № 80); работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты, согласно установленных норм (ст. 221 ТК РФ).

Перевод земельного участка до его передачи ФИО1 администрацией МО «Тарумовский район» в установленном законом порядке не переведен. Вышеуказанный земельный участок, используется ФИО1 для целей не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных либо иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Из постановления №159 от 19.10.2007 года администрации МО «Тарумовский район» видно, что ФИО1 предоставлено 5 га земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях сельскохозяйственного производства.

Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению наносит вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, нарушает интересы Российской Федерации, поскольку невыполнение требований федерального законодательства противоречит требованиям ст. 15 Конституции Российской Федерации

Как установлено на данном земельном участке сельскохозяйственного назначения, ФИО1 организовано изготовление и реализация кирпичной продукции.

Требования и.о. прокурора Тарумовского района РД об устранении нарушений земельного законодательства подлежат удовлетворению.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

    Заявление и.о. прокурора Тарумовского района РД к ФИО1 удовлетворить.

Запретить ФИО1 использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории МО «сельсовет ФИО2», в 3-х км. юго-восточнее с. Калиновка, вдоль сбросного коллектора Чилимный, предназначенный для использования в целях сельскохозяйственного производства, с ориентировочной площадью 5 га не по целевому назначению

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение 30 дней со дня его провозглашения.

Председательствующий: