ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-175/2013 от 18.11.2013 Баевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-175/2013 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Баевский районный суд Алтайского края в составе председательствующего

судьи Ващенко В.А.

при секретаре Ратушиной Н.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баевского района в интересах ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Баевского района» о признании бездействия незаконным.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Баевского района в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании бездействия Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Баевского района". Свои требования мотивировал тем, что ФИО1, 02 сентября 2013 года обратилась в "Центр занятости населения Баевского района" по вопросу предоставления гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. При обращении она представила весь необходимый пакет документов, за исключением справки о среднем заработке за последние три месяца работы, которую она не смогла представить в связи с тем, что АКГУП «Колос» являвшегося ее последним местом работы и откуда она была уволена 31.05.2010 года, 28.07.2012 года решением Арбитражного суда Алтайского края признано банкротом, вся документация по личному составу передана на хранение в архивный отдел администрации Баевского района. Ею была представлена справка из архивного отдела администрации муниципального образования Баевский район, согласно которой указан размер заработной платы за три месяца предшествующему увольнению, а именно за февраль, марта, апрель 2010 года. По результатам рассмотрения заявления, ФИО1 поставлена на регистрационный учет в «Центр занятости населения Баевского района» как гражданин ищущий работу. Однако после регистрации ее, в качестве ищущей работу ответчик продолжает нарушать Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не регистрируя ее в качестве безработного, притом, что отсутствие справки о заработной плате не препятствует принятию решения о признании ее безработной с назначением пособия по безработице в минимальном размере. На основании изложенного прокурор Баевского района просил суд, признать незаконным бездействие Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Баевского района», выразившееся в не представлении ФИО1 статуса безработного. Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Баевского района» поставить ФИО1 на учет в качестве безработной, установив пособие по безработице с момента обращения для постановки на учет в Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Баевского района», с 02 сентября 2013 года.

В судебном заседании помощник прокурора Баевского района Гайдамакин Е.А. на исковых требованиях настаивает просит, признать незаконным бездействие Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Баевского района», выразившееся в не представлении ФИО1 статуса безработного.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Баевского района» поставить ФИО1 на учет в качестве безработной, установив пособие по безработице с момента обращения для постановки на учет в Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Баевского района», с 02 сентября 2013 года. Пояснив что представление справки о заработной плате является правом, а не обязанностью заявителя.

Истица ФИО1 исковые требования прокурора Баевского района поддержала.

В судебном заседании представитель Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Баевского района» по доверенности ФИО2, исковые требования не признал в полном объеме. Подтвердив свою позицию изложенную в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что предъявление справки о заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы является обязательным для принятия решения о признании гражданина безработным.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

Как следует из материалов дела, 02 сентября 2013 года ФИО1 обратилась в КГКУ "Центр занятости населения Баевского района" (далее по тексту - Центр занятости) с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Согласно трудовой книжки и карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, последним местом работы ФИО1 является АКГУП «Колос», откуда она была уволена 31.05.2010 года по основанию п 2 ст.81 ТК РФ.

По договору о безвозмездной передачи документов по личному составу АКГУП «Колос» от 17.11.2010 года и акту приема-передачи документов на хранение № 11 от 17.11.2010 года документы переданы на хранение в архивный отдел администрации Баевского района Алтайского края.

Решение о признании ФИО1 безработной либо об отказе в признании Центром занятости до настоящего времени не принял.

Статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании (пункты 1, 2).

В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 года N 847н, решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; документа об образовании.

Приведенные нормативные положения необходимость предъявления справки о среднем заработке за последние три месяца ставят в зависимость от категории, к которой относится гражданин, обратившийся в службу занятости населения.

Из отзыва на исковое заявление Центра занятости от 28.10.2013 года следует, что решение о признании ФИО1 безработной не может быть принято по причине не предоставления ей справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Наличие справки о заработке по последнему месту работы влияет на определение размера пособия по безработице, о чем указано в ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Суд находит данное требование органа службы занятости населения неправомерным.

В ст. 1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" занятость определена через деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

Действующим законодательством регламентирована процедура признания граждан безработными, которая подлежит соблюдению как самими гражданами, ищущими работу, так и государственным учреждением службы занятости населения.

Так, из содержания приведенных выше положений законодательства (ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", пункта 3 Порядка регистрации безработных граждан) следует, что для принятия решения о признании гражданина безработным данный гражданин должен быть первоначально зарегистрирован в органе службы занятости в целях подходящей работы.

Как установлено из материалов дела, 02 сентября 2013 года ФИО1 была зарегистрирована в качестве ищущего работу.

Исходя из содержания вышеуказанных правовых актов, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Поскольку все установленные законодательством документы были представлены ФИО1 02 сентября 2013 года, Центр занятости должен был не позднее 13 сентября 2013 года принять решение о признании заявителя безработным либо об отказе в признании таковым при наличии оснований, установленных п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", что Центром занятости сделано не было.

При таких обстоятельствах доводы прокурора Баевского района о незаконности бездействия Центра занятости суд признает обоснованными.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Баевского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Баевского района», выразившееся в не представлении ФИО1 статуса безработного.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Баевского района» поставить ФИО1 на учет в качестве безработной, установив пособие по безработице с момента обращения для постановки на учет в Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Баевского района», с 02 сентября 2013 года.

Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Баевского района» в доход местного бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца через Баевский районный суд, со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу изготовлено 22 ноября 2013 года.

Судья Баевского районного суда

Алтайского края В.А.Ващенко

Копия верна В.А.Ващенко