ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-175/2016 от 06.05.2016 Усть-ишимского районного суда (Омская область)

Дело № 2-175/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим «06» мая 2016 г.

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Скидан Е.В.,

при секретаре Рахимовой Д.З.,

с участием:

помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области Фабрициуса В.В.,

представителя третьего лица Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области - Хакимовой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Проектно-строительная компания "ДАХАСА" об обязании ООО "Проектно-строительная компания ДАХАСА" по согласованию с Вехнеобским ТУ Росрыболовства провести до 31.12.2016 мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства и выпуска молоди водных биологических ресурсов в акваторию р. Крушинка в с.Усть-Ишим в объеме, предусмотренном проектной документацией,

установил:

И.о. прокурора Усть-Ишимского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО "Проектно-строительная компания "ДАХАСА" об обязании ООО "Проектно-строительная компания ДАХАСА" по согласованию с Вехнеобским ТУ Росрыболовства провести до 31.12.2016 мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства и выпуска молоди водных биологических ресурсов в акваторию р. Крушинка в с.Усть-Ишим в объеме, предусмотренном проектной документацией

В обосновании исковых требований прокурор в исковом заявлении указал, что прокуратурой района в августе 2015 года была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при выполнении работ на объектах: «Капитальный ремонт гидротехнического водопропускного сооружения на р. Крушинка по ул. 40 лет Октября в с. Усть-Ишим Усть-Ишимского муниципального района Омской области», «Капитальный ремонт гидротехнического водопропускного сооружения на р. Крушинка по ул. Жукова в с. Усть-Ишим Усть-Ишимского муниципального района Омской области», «Капитальный ремонт гидротехнического водопропускного сооружения на р. Крушинка по ул. Маяковского в с. Усть-Ишим Усть-Ишимского муниципального района Омской области» (далее - Объекты).

В ходе проверки установлено, что Подрядчиком, в нарушение ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ работы на Объектах осуществлялись без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, т.е. Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - Верхнеобское ТУ Росрыболовства).

Исходя из разработанной ООО «Инжиниринг Проект» проектной документации в результате проведенных работ водным биоресурсам р. Крушинки был нанесен ущерб 0,13714 тонн в натуральном выражении (0,04488 тонн - улица Жукова, 0,05169 тонн - улица Маяковского, 0,04057 - улица 40 лет Октября), который в соответствии с разделом 5.1.1 проектной документации в соответствии с установленным перечнем затрат, подлежал возмещению путем проведения восстановительных мероприятий.

Для возмещения вреда, причиненного окружающей среде в период проведения капитального ремонта на Объектах, Подрядчиком 15.10.2014 с ООО «Юпитер» был заключен договор № 23, предметом которого является зарыбление р. Крушинка растительноядными видами рыб (мальков) в количестве 300 000 штук в срок до 01.08.2015. Цена договора составила 207500 рублей. Однако указанный договор на момент проверки, проведенной прокуратурой района в августе 2015 года, исполнен не был, в настоящее время расторгнут без приведения в исполнение..

В судебном заседании помощник прокурора Фабрициус В.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица Администрации Усть-Ишимского сельского поселения Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области - Хакимова О.И. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

Ответчик ООО "Проектно-строительная компания "ДАХАСА" в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причину неявки не сообщил.

Третье лицо Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причину неявки не сообщил, завил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Ответчиком ООО "Проектно-строительная компания "ДАХАСА" перед началом судебного заседания было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с реорганизацией юридического лица ООО "Проектно-строительная компания "ДАХАСА" в форме присоединения к другому юридическому лицу.

Суд считает, что ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В силу ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Согласно 216 ГПК РФ суд может по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случае реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями.

Из представленного ответчиком листа записи Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ООО "Проектно-строительная компания "ДАХАСА" находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу и в силу закона прекратит совою деятельность с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, при этом закон не предусматривает определенный срок проведения процедуры реорганизации юридического лица и может занять продолжительное время, что в свою очередь может повлечь за собой нарушения принципа разумности сроков судопроизводства.

Поскольку в настоящее время ответчик свою деятельность не прекратил, действующее законодательство при реорганизации путем присоединении юридического лица к другому юридическому лицу предусматривает правопреемство, а требование ст. 216 ГП РФ наделяет суд правом, а не возлагает на него обязанность приостановить производство по делу в случае реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле, то, как считает суд, ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу удовлетворению не подлежит.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел исходя из следующего:

Согласно ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области (далее - Администрация, Заказчик) по итогам открытого аукциона в электронной форме от 17.09.2014 с ООО «Проектно-строительная компания ДАХАСА» (далее - Подрядчик) были заключены муниципальные контракты № 1, № 2 от 29.09.2014 и № 3 от 08.10.2014.

Предметом муниципальных контрактов являлось осуществление работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений: «Капитальный ремонт гидротехнического водопропускного сооружения на р. Крушинка по ул. 40 лет Октября в с. Усть-Ишим Усть-Ишимского муниципального района Омской области», «Капитальный ремонт гидротехнического водопропускного сооружения на р. Крушинка по ул. Жукова в с. Усть-Ишим Усть-Ишимского муниципального района Омской области», «Капитальный ремонт гидротехнического водопропускного сооружения на р. Крушинка по ул. Маяковского в с. Усть-Ишим Усть-Ишимского муниципального района Омской области» в срок не позднее 31.12.2014; общая цена муниципальных контрактов составила 7 205 070 рублей, в том числе средства федерального бюджета, выделенные в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350, в размере 4 611 200 рублей, средства регионального и местного бюджетов в размере 2 593 870 рублей. Указанные средства были выделены в соответствии с соглашением от 07.07.2014 № МС-53/40 о выделении бюджетных ассигнований перечисленных бюджетов.

Муниципальные контракты содержат, помимо прочего, признаки договора подряда и заключены в соответствии с положениями главы 37 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 1 ст. 751 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.

Обязанность Подрядчика обеспечить выполнение мероприятий по охране окружающей среды установлена в п. 5.3 муниципальных контрактов.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 77-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

При этом в силу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

На основании ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ).

В соответствии с п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 (далее - Положение), мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе являются:

- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (пп. «ж» п. 2 Положения);

- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (пп. «з» п. 2 Положения).

В силу п. 7 Положения мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения, осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии с частью 7 статьи 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Согласно актам приемки работ от 31.12.2014 № 1, от 31.12.2014 № 2, от 30.12.2014 № 3, работы на гидротехнических объектах завершены в сроки, установленные муниципальными контрактами, в соответствии требованиям проектной документации, а также санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам.

Муниципальные контракты были оплачены в полном объеме, согласно установленной цены.

Согласно ст. 50Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (ч.1).

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2).

Как следует из информации Верхнеобского ТУ Росрыболовства от 10.11.2015 № 02-51/4363 ООО «Проектно-строительная компания ДАХАСА» направляло в адрес управления заявку от 14.10.2014 № 52/1 о согласовании проведения работ в соответствии с вышеуказанными муниципальными контрактами, 12.11.2014 было принято решение об отказе в согласовании деятельности по всем гидротехническим сооружениям.

Таки образом ответчик, в нарушение требований законодательства осуществлял работы на гидротехнических сооружениях без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, т.е. Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии с разработанной ООО «ИнжинирингПроект» проектной документацией за период проведения работ водным биоресурсам р. Крушинки будет нанесен ущерб 0,13714 тонн в натуральном выражении (0,04488 тонн - улица Жукова, 0,05169 тонн - улица Маяковского, 0,04057 - улица 40 лет Октября). Разделом 5.1.1 проектной документации установлен перечень затрат на восстановительные мероприятия.

Для возмещения вреда, причиненного окружающей среде в период проведения капитального ремонта на гидротехнических сооружениях, между ответчиком и ООО «Юпитер» 15.10.2014 года был заключен договор № 23, предметом которого является зарыбление р. Крушинка растительноядными видами рыб (мальков) в количестве 300 000 штук в срок до 01.08.2015. Цена договора составила 207500 рублей.

Условия договора сторонами не выполнены, 15.07.2015 года стороны пришли взаимному соглашению о расторжении договора № 23 от 15.10.2014 г.

До настоящего времени работы по возмещению вреда, причиненного акватории р. Крушинки в результате выполнения в октябре-декабре 2014 года ООО «Проектно-строительная компания ДАХАСА» работ по капитальному ремонту трех гидротехнических сооружений, расположенных в с. Усть-Ишим на улицах 40 лет Октября, Маяковского, Жукова, не выполнены.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 166-ФЗ искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В соответствии с требованиями ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 166-ФЗ, ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» возмещение вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера, причиненного водным биологическим ресурсам вреда, а при отсутствии исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

Таким образом, на ответчика возлагается обязанность по согласованию с Верхнеобским ТУ Росрыболовства провести мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства и выпуска молоди водных биологических ресурсов в акваторию р. Крушинки в с. Усть-Ишим в объеме, предусмотренном проектной документацией, срок исполнения обязанности до 31.12.2016 года, суд считает разумным.

Доказательств, опровергающих доводы и.о. прокурора ответчиком в суд не представлено.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что заявленные и.о. прокурора Усть-Ишимского района исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии п.3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит ко взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 руб..

На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Усть-Ишимского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ООО «Проектно-строительная компания ДАХАСА» по согласованию с Верхнеобским ТУ Росрыболовства провести до 31 декабря 2016 года мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства и выпуска молоди водных биологических ресурсов в акваторию р. Крушинки в с. Усть-Ишим в объеме, предусмотренном проектной документацией.

Взыскать с ООО «Проектно-строительная компания ДАХАСА» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Усть-Ишимский районный суд Омской области в течение одного месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Е.В. Скидан

Решение в окончательной форме принято 11 мая 2016 г.

Судья - Е.В. Скидан

Решение вступило в законную силу