ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-175/2021 от 15.01.2021 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-175/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск 15 января 2021 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в составе: председательствующего судьи Кубриковой М.Е.,

при секретаре Кухарьковой Т.М.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, прокурора Рожковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО1 к Смоленской таможне о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежной компенсации за вынужденный прогул, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Смоленской таможне о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежной компенсации за вынужденный прогул из расчета 39 212 руб. в месяц, компенсации морального вреда в размере 15 000 руб., указав, что с ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Смоленскую таможню и назначен на должность государственного таможенного инспектора Гагаринского таможенного поста 2-й категории; ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность государственного таможенного инспектора Стабнинского таможенного поста; ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность государственного таможенного инспектора Отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста; ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта было прекращено и истец был уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. О предстоящем увольнении был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ Оснований для сокращения истца у ответчика не имелось, так как занимаемая им должность не сокращалась. Истец имел преимущественное право на замещение должности гражданской службы при осуществлении организационно-штатных мероприятий, что не было учтено работодателем. Истцу вновь вводимые, а также имеющиеся вакантные должности предложены не были. В период, предшествовавший увольнению, истцу была предложена вакантная должность, на замещение которой он дал свое согласие, однако ответчик в переводе на данную должность отказал. Заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой оставить его на своей должности оставлено ответчиком без удовлетворения. Необходимости в проведении организационно-штатных мероприятий не было. Учитывая незаконность увольнения, истец лишился денежного содержания, которое составляет 39 212 руб. ежемесячно. Ввиду незаконного увольнения, истец испытывает нравственные страдания (т. 1 л.д. 2-4).

Истец и его представитель ФИО2, допущенный к участию в деле протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 97), исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям (т. 2 л.д. 116-121).

Представители ответчика по доверенностям (т. 1 л.д. 88-89) ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения иска, сославшись на его необоснованность (т. 1 л.д. 90-95, 234-237, т. 2 л.д. 111-112).

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 30 своего Постановления от 17.03.2004г. № 2 (в действующей ред.) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа регламентирует статья 31 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ (в действующей ред.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В течение указанного срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (ч. 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 проходил государственную гражданскую службу в Смоленской таможне на разных должностях. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность государственного таможенного инспектора Отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста (т. 1 л.д. 6-25, 131-133, 145-154).

С должностным регламентом государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста ознакомлен (т. 1 л.д. 47-73), что не оспаривал.

Имеет высшее юридическое образование - бакалавр по направлению «юриспруденция», неоднократно проходил курсы повышения квалификации (т. 1 л.д. 74-80), неоднократно поощрялся, действующих взысканий на момент увольнения не имел (т. 1 л.д. 130, 134-143, 221-230). Начальником Стабнинского таможенного поста охарактеризован положительно (т. 1 л.д. 81). Имеет малолетнюю дочь (т. 1 л.д. 82). Стаж в таможенных органах - более 15 лет. Классный чин - референт государственной гражданской службы РФ 1 класса (т. 1 л.д. 233).

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 уволен по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», освобожден от занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (т. 1 л.д. 39-40, 144).

В соответствии с приказами Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях» (т. 1 л.д. 29-38, 99-108), ЦТУ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 96-98, 127-129) внесены изменения в штатное расписание Смоленской таможни, в частности, всего в Смоленской таможне сокращено 108 должностей государственной гражданской службы, из них в Отделе таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста исключено 7 должностей государственного таможенного инспектора и включена 1 должность старшего государственного таможенного инспектора (по причине объединения Смоленской и Тверской таможен).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 уведомлен о проведении организационно-штатных мероприятий в Смоленской таможне (т. 1 л.д. 41, 155).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 были предложены вакансии государственных гражданских служащих (старшей группы) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 159-162), а также вакансии в Московской таможне (т. 1 л.д. 163-167), в Центральной электронной таможне (т. 1 л.д. 168-175).

Предложенные ФИО1 вакансии соответствуют фактически имевшимся в соответствующий период в Смоленской таможне вакансиям (т. 1 л.д. 238-244).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в ходе беседы изъявил желание продолжить службу в занимаемой должности (т. 1 л.д. 156), а ДД.ММ.ГГГГ. изъявил желание занять должность старшего государственного таможенного инспектора Отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста (т. 1 л.д. 158).

В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 показал более низкие результаты профоценки, проведенной в соответствии с Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ дважды к нему применялись меры материального воздействия за выявленные нарушения по службе (т.1 л.д. 109-119, 178-220).

В этой связи ДД.ММ.ГГГГФИО1 уведомлен о том, что выбранная вакантная должность будет замещаться другим должностным лицом в ходе организационно-штатных мероприятий (т. 1 л.д. 157, 231-233).

В этот же день ФИО1 обратился к работодателю с заявлением об оставлении его на должности государственного таможенного инспектора Отдела таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста или предоставлении должности старшего государственного таможенного инспектора того же отдела (т.1 л.д. 43-44, 120).

В удовлетворении заявления отказано (т. 1 л.д. 45-46, 121).

Факт проведения организационно-штатных мероприятий в Смоленской таможне, а также сокращение занимаемой истцом должности подтверждается материалами дела (т. 2 л.д. 1-66).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, непосредственно исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения сторон и оценив их, а также представленные сторонами фактические данные в своей совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необоснованности иска ФИО1 по следующим основаниям.

Работодатель, реализуя в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом право принимать необходимые кадровые решения, в том числе об изменении численного состава работников организации, обязан обеспечить в случае принятия таких решений закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Аналогичный подход изложен в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.09.2020г. № 53-КГ20-4-К8.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы ФИО1 был предупрежден представителем Смоленской таможни персонально и под роспись более чем за два месяца до увольнения (уволен ДД.ММ.ГГГГ а предупрежден ДД.ММ.ГГГГ.).

Внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 Закона № 79-ФЗ в Смоленской таможне не проводилась, что не является нарушением ч. 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ, поскольку проведение такой аттестации не является обязательным.

В силу ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ достаточных оснований полагать, что истец обладал преимущественным правом по отношению к другим сотрудникам на замещение вакантных должностей, не имеется. ФИО1 имел более низкие результаты профессиональной служебной деятельности в ДД.ММ.ГГГГ году - оценка, проведенная в соответствии с Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> балла из максимальных <данные изъяты> Также дважды к нему применялись меры материального воздействия за выявленные нарушения по службе.

Установленный законом двухмесячный срок предложения вакансий нарушен не был, поскольку уведомлен о предстоящем увольнении в силу требований ст. 31 Закона № 79-ФЗ ФИО1 должен был не позднее ДД.ММ.ГГГГ В течение двух месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ а именно: ДД.ММ.ГГГГ представитель Смоленской таможни предложил ФИО1 все имеющиеся в Смоленской таможне вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы и работы по специальности, направлению подготовки - предложены вакансии старшей группы государственных гражданских служащих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Тем самым требование ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ выполнено. Помимо этого, представитель Смоленской таможни по своему усмотрению предложил дополнительно вакансии и в Московской таможне и в Центральной электронной таможне.

То обстоятельство, что ФИО1 было предложено <данные изъяты> вакансии старшего государственного таможенного инспектора в Отделе таможенного досмотра Стабнинского таможенного поста вместо <данные изъяты>, которая существовала фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ а также было предложено <данные изъяты> вакансии старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Стабнинского таможенного поста вместо <данные изъяты> вакансий, которые существовали фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не влияет на вывод суда, поскольку ФИО1 имеющаяся вакансия в каждом из названных отделов была предложена. Указание на количество вакансий не является обязательным в силу закона.

Обстоятельств, указывающих на то, что ФИО1 претендовал на иные вакантные должности, не имеется. При этом законодательство не содержит норм, гарантирующих гражданскому служащему возможность выбора при сокращении численности штата нескольких вакантных должностей.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность таможенного органа предлагать сотруднику, должность которого сокращается, все имеющиеся у него вакантные должности и все имеющиеся вакантные должности в других государственных органах, а лишь те, которые отвечают требованиям, указанным в ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ.

Принятие необходимых кадровых решений, в том числе об изменении численного состава государственных гражданских служащих, в целях осуществления эффективной и рациональной деятельности государственного органа, является компетенцией таможенного органа. Судом оценка может быть дана лишь в части соблюдения закрепленных действующим законодательством гарантий прав государственного гражданского служащего, должность которого сокращена.

Нарушений прав ФИО1 в связи с увольнением из Смоленской таможни не установлено.

Доводы ФИО1 основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем отклоняются судом как несостоятельные.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в данном случае у суда не имеется. Доказательств, которые могли бы послужить основанием для иного вывода суда, не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Смоленской таможне отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий: М.Е. Кубрикова

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2021г.

Заднепровский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0001-01-2020-004221-31

Подлинный документ подшит в материалы дела № № 2-175/2021