Дело № 2-175/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 14 февраля 2022года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Герасименко В.С., при секретаре Мисюра Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой А.И. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Ресурсный центр Семья» о расторжении договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда, восстановлении в очереди на получение жилого помещения, обязании предоставить иное благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Комарова А.И. просила расторгнуть договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда № от 29 декабря 2017 года, заключенный между ГБУ «Республиканский центр «Семья» и истцом о предоставлении помещения специализированного жилого фонда в <адрес>, в связи с предоставлением жилого помещения, построенного с существенным нарушением строительных норм и правил, не пригодного для проживания, восстановить ее в очереди на жилое помещение по категории «детей-сирот» и обязать Министерство социальной защиты населения РБ предоставить иное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по, пригодного для постоянного проживания по месту жительства истца. Требования мотивированы тем, что 29 декабря 2017 года между ней и ГБУ «Ресурсный центр Семья» заключен договор найма специализированного жилого помещения № по адресу: <адрес>, т.к. она относится к категории «дети-сироты». 19 сентября 2017 года между ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» и К. заключен государственный контракт № на приобретение четырнадцати жилых помещений-квартир с земельным участком на первичном рынке в <адрес> для детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей в собственность Республики Бурятия. 31 октября 2017г. комиссией жилое помещение было принято и предоставлено ей на основании договора найма специализированного жилого помещения. При этом, контроль за приемом жилья его качеством и свойствами был формальным, без соблюдения интересов детей-сирот. По результатам проведенной экспертизы установлено, что предоставленное жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не пригодно для круглогодичного проживания, в связи с чем по факту предоставления непригодного для проживания жилого помещения было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 286 УК РФ в отношении должностных лиц ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», по которому она признана потерпевшей.
Определением суда от 08 февраля 2022 года к участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
В судебном заседании истец Комарова А.И. и ее представитель по устной доверенности Зандеев Б.К. исковые требования поддержали по доводам в нем изложенным.
Представитель ответчика ГБУ «Ресурсный центр Семья» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, отзыва (возражений) не представил, просил о рассмотрении в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, отзыва (возражений) не представил, просил о рассмотрении в его отсутствие.
Представители третьих лиц Министерства строительства и модернизации жилищно- коммунального комплекса Республики Бурятия и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для осуществления права на жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О Дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Республики Бурятия регулируются Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV«О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия».
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42, предусмотрено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 687 ГК РФ договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния.
Судом установлено, что Комарова А.И. относится к категории детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей.
19 сентября 2017 года между ГКУ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» и К. заключен государственный контракт № на приобретение четырнадцати жилых помещений-квартир с земельным участком на первичном рынке в <адрес> для детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей в собственность Республики Бурятия.
31 октября 2017г. комиссией жилое помещение, в т.ч. по <адрес> было принято.
ГБУ «Республиканский ресурсный центр «Семья» 29 декабря 2017 года с Комаровой А.И. заключен договор № найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 24кв.м., сроком на 5 лет, по 29 декабря 2022г.
В рамках уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, возбужденного Следственным отделом по Кабанскому району СУ СК России по Республике Бурятия, по факту предоставления в 2016-2017 гг. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, непригодных для проживания, на территории <адрес> Республики Бурятия, проведена строительно-техническая экспертиза АНО «Единый экспертно-правовой центр» по вопросам соответствия предоставленных жилых помещений строительным нормам, сводам, правилам и другим нормативно-правовым актам, пригодности для круглогодичного проживания граждан в условиях их географического нахождения в <адрес>.
Из заключения эксперта от 24 апреля 2020 г. следует, что четырехквартирные дома с расположенными в них жилыми помещениями, по адресам: <адрес>, в т.ч. дом №, приобретенные ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» у ИП К. в 2017г. по государственному контракту от 19 сентября 2017г. не соответствуют Проекту по следующим нормативным требованиям: требованиям раздела 3.4 Типовой технологической карты (ТТК) «Кладка наружных стен из газобетонных блоков»; требованиям раздела 3.5 Типовой технологической карты (ТТК) «Кладка наружных стен из газобетонных блоков»; требованиям 9.18 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»; требованиям п. 6.4 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»; требованиям ст. 25 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: не обеспечивается эффективное и экономное расходование энергетических ресурсов при эксплуатации жилых помещений, что не соответствует требованиям п. 11.1 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»; требованиям п. 1.3 СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП П-25-80»; требованиям п. 11.1 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»; требованиям п.6.4.4 СП 17.13330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76»; требованиям п. 5.1.2 ГОСТ 30971-2012 «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия»; требованиям п. 9.5 и п. 9.7 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»; требованиям ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: требованиям п. 6.3.5 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003». Установленные несоответствия техническим требованиям строительных и санитарных норм и правил, требованиям Государственного контракта и Проекту допущены при производстве монтажных работ и не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений. Кроме того, отступление от требования ТТК при возведении несущих конструкций (фундамент, наружные стены) являются неустранимыми, так как проведение ремонта технически не представляется возможным. Кроме того, по результатам визуального обследования в соответствии с СП 13-102 -2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» фактическое техническое состояние жилых помещений по адресам: <адрес>, в т.ч. дом № имеют ограниченно работоспособное состояние, характеризующееся наличием дефектов, снижающих несущую способность, опасность внезапного разрушения отсутствует, однако, дефекты, допущенные при строительстве делают жилые помещения полностью не пригодными для круглогодичного проживания в условиях их географического нахождения - <адрес>. Кроме того, жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, в т.ч. дом № не соответствуют требованиям п. 15 МДС 13-21.2007 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Данный документ суд признает допустимым, относимым и достоверным доказательством по делу, оно не оспорено, изложенные в нем выводы не опровергнуты, подтверждены также пояснениями истца и ее представителя в судебном заседании.
В представленном заключении эксперты пришли к выводу, что жилое помещение, в т.ч. предоставленное истцу Комаровой А.И. не соответствует требованиям строительных норм, сводам, правилам и другим нормативно -правовым актам. Перечень нормативных документов, нарушенных застройщиком при строительстве домов, указан в экспертном заключении.
Представленным в дело заключением экспертизы установлено, что жилое помещение, предоставленное истцу, является непригодным для проживания, доказательств, что в период после проведения указанной экспертизы ответчиком были каким-либо образом исправлены выявленные недостатки, не представлено.
Так, возможность расторжения договора найма жилого помещения в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре по основания непригодности жилого помещения доя проживания, а также в случае его аварийного состояния прямо предусмотрена ч.3 ст. 687 ГК РФ.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается непригодность жилого помещения по адресу: <адрес>, предоставленного истцу по договору найма жилого помещения, для проживания, как на момент его предоставления, так и на момент рассмотрения дела судом, суд приходит к выводу о наличии оснований для расторжения заключенного в отношении него договора найма специализированного жилого помещения.
При этом, как указывалось судом выше, пунктом 4 указанных выше Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42), предусмотрено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Аналогичное условие закреплено пунктом 14 договоров найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда от 29.12.2017г. № с Комаровой А.И., согласно которому наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условиям <адрес>.
Из пояснений Комаровой А.И. следует, что отмеченные в экспертизе строительные нарушения при монтаже дома стали очевидны с момента заселения. В связи с невозможностью проживания в указанном жилом помещении она в нем не проживает.
Таким образом, права Комаровой А.И. на обеспечение жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, отвечающим всем признакам жилого помещения, регламентированным ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, осталось нереализованным.
В соответствии с абз. 4 п. 8 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Следовательно, Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия, являющимся надлежащим ответчиком по делу, ненадлежащим образом исполнена обязанность по обеспечению Комаровой А.И. благоустроенным жилым помещением, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, обязано устранить допущенное нарушение путем предоставления ей именно в <адрес> по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда иного благоустроенного именно применительно к <адрес> жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного не просто для проживания, а именно для постоянного проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ранее жилого помещения.
Кроме того, рассмотрев требование о восстановлении истца в очереди на жилое помещение по категории «детей-сирот» суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, подтверждающих предоставление истцу непригодного для проживания жилого помещения, считает необходимым восстановить истца в очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку право истца на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осталось нереализованным.
В связи с чем, исковые требования Комаровой А.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Комаровой А.И. удовлетворить.
Расторгнуть договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда, заключенный между Комаровой А.И. и ГБУ «Республиканский центр «Семья» № от 29 декабря 2017 года о предоставлении помещения специализированного жилого фонда по адресу: <адрес>.
Восстановить Комарову А.И. в очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Комаровой А.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в <адрес> взамен непригодного для проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья В.С. Герасименко