Дело № 2-175/2023г.
25RS0011-01-2022-005528-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск-Дальний 11 августа 2023 года
Спасский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Бовсун В.А.
при секретаре судебного заседания Буштет С.В.
с участием представителя истца помощника прокурора Карпуша К.В.
представителя ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» Смоленкова С.А.
представителя ответчика администрации городского округа Спасск-Дальний Нургалиевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Спасск-Дальний, КГУП «Примтеплоэнерго» филиал Спасский КГУП «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере антитеррористической защищенности и противодействия терроризму,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, к котором указал, что прокуратурой <адрес> по информации территориального отдела ФСБ России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта водоснабжения - ГТС Вишневского водохранилища, расположенного на реке Вишневка в 5,7 км от ее устья в 2,3 км по течению выше <адрес>, в 14 км от водоочистных сооружений <адрес>, в 1,2 км от дороги Спасск-Дальний - <адрес> Спасского муниципального района <адрес> (далее - Объект водоснабжения), по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с положениями п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ), одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер противодействия терроризму.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закон № 35-ФЗ установлено, что под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ определено понятие антитеррористической защищенности объекта (территории), которым признается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Частью 3.1. ст. 5 указанного Закона закреплена обязанность юридических лиц по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 25-№ от ДД.ММ.ГГГГ городскому округу Спасск - Дальний на праве собственности принадлежит комплекс сооружений Вишневского водохранилища, кадастровый или условный №, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, Спасский муниципальный район, 2300 м по направлению на юга - восток от ориентира жилой дом, ориентир находится за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
Согласно долгосрочному договору аренды муниципального имущества № (здания) от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор) заключенного между администрацией городского округа Спасск - Дальний (далее - Арендодатель) и КГУП «Примтеплоэнерго» (далее - Арендатор), Арендатору предоставляется за плату во временное владение и пользование недвижимое и движимое имущество Объекта водоснабжения, предназначенного для выполнения функций по обеспечению потребителей на территории городского округа Спасск - Дальний услугами по водоснабжению и водоотведению, передаваемого Арендодателем по акту приема - передачи основных средств, с имеющейся в наличии технической документацией на передаваемое в аренду Имущество, и являющееся неотъемлемой частью настоящего договора.
В соответствие с п. 3.1 Договора, годовая арендная плата устанавливается в соответствие с конкурсным предложением победителя, определяется исходя из остаточной стоимости имущества в рублях и размера процентной ставки налога на имущество, в сумме <данные изъяты> без учета НДС.
Согласно п. 7.1 Договора, срок действия договора 25 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки установлено, что на участке насосных станций, водонапорных сооружений района «Водоканал» филиала «Спасский» КГУП «Примтеплоэнерго» не в полной мере исполняются требования ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №) и иных нормативно - правовых актов в области антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно акту обследования и категорирования объекта водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного председателем комиссии - исполняющим обязанности директора Спасского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Объект водоснабжения отнесен к 3 категории.
Согласно пп. «в» п. 27 Постановления № организационно распорядительные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения включают в себя, в том числе подготовку сотрудников подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения путем организации их обучения и инструктажей.
Приказом Спасского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ№ ответственным за антитеррористическую защищенность Вишневского гидроузла назначен заместитель директора Спасского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Рукосуев М.А.
В нарушение вышеуказанной нормы, ответственный за антитеррористическую защищенность Спасского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Рукосуев М.А. не обучен в сфере антитеррористической защищенности.
Согласно пп. «г» п. 27 Постановления № 1467 организационно распорядительные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения включают в себя, в том числе, проведение самостоятельных тренировок, учений и практических занятий подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения, а также совместных тренировок и учений с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской
Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения по отработке действий в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекта.
В нарушение вышеуказанной нормы, на Объекте водоснабжения не проводятся вышеуказанные мероприятия.
Согласно пп. «а» п. 36 Постановления № 1467 объекты водоснабжения и водоотведения независимо от установленной категории при наличии соответствующей технической возможности оборудуются инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также средствами, предотвращающими (максимально затрудняющими) несанкционированное проникновение нарушителя на объект водоснабжения и водоотведения.
В нарушение вышеуказанной нормы, на Объекте водоснабжения отсутствуют инженерные средства защиты объекта – основное и дополнительное ограждение.
Согласно ч.1 ст. 616 ГК РФ, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
В соответствие с ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Пунктом 2.2.3 Договора установлено, что Арендатор обязан поддерживать имущество, переданное по акту приема - передачи, в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, нести все расходы по его содержанию.
Пунктом 2.2.4 Договора установлено, что Арендатор обязан производить текущий ремонт арендованного имущества, а также принять обязательство по осуществлению капитального ремонта, в пределах суммы согласованной сторонами в ежегодной ремонтной программе.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Так, невыполнение требований действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности и противодействия терроризму, может повлечь за собой опасные последствия, которые приведут к массовой гибели людей, посетителей и работников, круг которых не определен, поскольку в каждом конкретном случае определить их количество в силу стечения жизненных обстоятельств невозможно.
Просит возложить на администрацию городского округа Спасск - Дальний, как собственника комплекса сооружений Вишневского водохранилища, обязанность произвести финансирование материалов и работ по оснащению Объекта водоснабжения инженерными средствами защиты - основное и дополнительное ограждение, в течение 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Спасский филиал КГУП «Примтеплоэнерго» обязанность устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности и противодействия терроризму Объекта водоснабжения, а именно:
- оснастить Объект водоснабжения инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, в течение 4 месяцев, со дня поступления финансирования;
- провести обучение ответственного должностного лица в сфере антитеррористической защищенности - заместитель директора Спасского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» по вопросам обеспечения антитеррористической защищённости объектов водоснабжения и водоотведения, в течение 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу;
- организовать проведение самостоятельных тренировок, учений и практических занятий работников Объекта водоснабжения, а также совместных тренировок и учений с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения по отработке действий в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекта, в течение 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объёме просит их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа Спасск-Дальний в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что с исковыми требованиями не согласны по следующим основаниям:
Для исполнения решения суда потребуются денежные затраты из бюджета городского округа Спасск-Дальний.
В соответствии с положениями Устава городского округа Спасск-Дальний (далее Устав), Дума городского округа, Администрация городского округа обеспечивают сбалансированность бюджета городского округа и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств городского округа.
Составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление отчёта и утверждение отчёта об исполнении бюджета городского округа осуществляется органами местного самоуправления городского округа самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 53 Устава).
Расходы бюджета городского округа осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Формирование расходов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых, производится в очередном финансовом году за счет средств бюджета городского округа.
Администрация городского округа ведет реестр расходных обязательств городского округа в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Администрацией городского округа.
Расходование средств бюджета городского округа осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, устанавливаемых решением Думы городского округа о бюджете городского округа на очередной финансовый год (ст. 58 Устава).
Положениями ст. 59 Устава предусмотрено следующее: составление проекта решения о местном бюджете осуществляет Администрация городского округа. Порядок и сроки составления проекта решения о местном бюджете устанавливаются Администрацией городского округа с соблюдением требований федерального законодательства и решений Думы городского округа. Проект решения о местном бюджете вносится Администрацией городского округа на рассмотрение Думы городского округа в сроки, установленные решением Думы городского округа, но не позднее 15 ноября текущего года. Порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения устанавливается решением Думы городского округа.
Устанавливая срок для исполнения решения суда в 12-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, необходимо выяснить, являются ли установленные сроки, с учетом специфики исковых требований и специфики расходования средств бюджета городского округа Спасск-Дальний, реальными, а решение исполнимым.
Кроме того, бюджетные ассигнования - это те предельные объемы денежных средств, которые предусмотрены в законе (решении) о бюджете для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (ст. 69 БК РФ).
Спасский филиал КГУП «Примтеплоэнерго» является государственным унитарным предприятием.
Из изложенного следует, что исковое требование в части возложения обязанности на Администрацию городского округа Спасск-Дальний произвести финансирование работ по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения является незаконным и в случае удовлетворения исковых требований, решение суда будет неисполнимым.
В соответствии с заключенным с КГУП «Примтеплоэнерго» долгосрочным договором аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ. КГУП «Примтеплоэнерго», являясь арендатором, принял на себя обязанность поддерживать имущество, переданное по акту приема-передачи, в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, нести все расходы по его содержанию.
В силу подпункта «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму-деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 указанного Закона № 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов(территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1467 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктом 4 раздела I которых ответственность за антитеррористическую защищенность объектов водоснабжения и водоотведения возлагается на руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объекте водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 26 раздела III Требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения обеспечение антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе, путем реализации комплекса организационно распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект водоснабжения и водоотведения.
Подпунктом «а» пункта 36 раздела III Требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения установлено, что объекты водоснабжения и водоотведения независимо от установленной категории при наличии соответствующей технической возможности оборудуются инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, исключающим бесконтрольный проход людей (животных) и въезд транспортных средств на объект водоснабжения и водоотведения, а также средствами, предотвращающими несанкционированное проникновение нарушителя на объект водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что объекты водоснабжения должны быть оборудованы ограждением и обязанность по созданию такого ограждения возлагается на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию данных объектов.
КГУП «Примтеплоэнерго» является организацией, одним из видов деятельности которой является производство, передача и распределение пара и горячей воды, сбору, очистке и распределению воды.
Данные виды деятельности КГУП «Примтеплоэнерго» осуществляет, в том числе, путем добычи питьевых подземных вод используя насосные станции, водонапорные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
КГУП «Примтеплоэнерго» эксплуатирует объект на основании долгосрочного договора аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах в силу вышеприведенных положений нормативных актов, КГУП «Примтеплоэнерго», обязано выполнять требования законодательства к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и нести ответственность за антитеррористическую защищенность объектов водоснабжения и водоотведения, Администрация городского округа Спасск-Дальний считает себя ненадлежащим ответчиком в рамках данного дела.
Представитель ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» в судебном заседании заявленные исковые требования признал, в части требований заявленных к КГУП «Примтеплоэнерго» пояснив, что выполнение указанных в исковом заявлении требований прокурора возможны при финансировании их проведения собственником – администрацией городского округа Спасск-Дальний.
Выслушав участников процесса изучив представленные материалы дела суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
Кроме того, в соответствии со ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (пункт 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4).
Дополнительно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Согласно статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Как установлено судом, администрация городского округа Спасск-Дальний является собственником ГТС Вишневского водохранилища, расположенного на реке Вишневка в 5,7 км от ее устья в 2,3 км по течению выше <адрес>, в 14 км от водоочистных сооружений <адрес>, в 1,2 км от дороги Спасск-Дальний - <адрес> Спасского муниципального района <адрес>.
На основании долгосрочного договора аренды муниципального имущества №, указанный объект водоснабжения в числе прочих передан в аренду Краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго».
При этом согласно вышеуказанного договора собственник (Арендодатель) обязан: передать одновременно с имуществом, передаваемым Арендатору в пользование все принадлежности данного имущества включая производственные помещения, площадки для хранения отходов, склады, а также относящиеся к нему документы (п. 2.1.2); возмещать расходы арендатора на проведение согласованных работ по капитальному ремонту сверх сумм, указанных в п. 2.2.4 договора в течении 30 календарных дней с момента предоставления Арендодателю подтверждающих документов (п. 2.1.3); направлять средства по ремонту, техническому перевооружению, реконструкции, оформлению объектов в размере арендной платы, получаемой по настоящему договору (п. ДД.ММ.ГГГГ).
Арендатор в свою очередь обязан: поддерживать Имущество, переданное по акту приёма-передачи, в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, нести все расходы по его содержанию (п. 2.2.3); производить текущий ремонт арендованного имущества, а также принять обязательство по осуществлению капитального ремонта, в пределах суммы согласованной сторонами в ежегодной ремонтной программе (п. 2.2.4).
По результатам прокурорской проверки установлено, что на участке насосных станций, водонапорных сооружений района «Водоканал» филиала «Спасский» КГУП «Примтеплоэнерго» в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и иных нормативно - правовых актов в области антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения.
В частности в нарушение пп. «в» п. 27 Постановления №, ответственный за антитеррористическую защищенность Спасского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» Рукосуев М.А. не обучен в сфере антитеррористической защищенности.
В нарушение требований пп. «г» п. 27 Постановления № на Объекте водоснабжения не проводятся мероприятия по самостоятельным тренировкам, учений и практических занятий подразделения охраны объекта водоснабжения и водоотведения и работников объекта водоснабжения и водоотведения, а также совместных тренировок и учений с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения по отработке действий в случае угрозы совершения или совершения террористического акта.
Кроме того, в нарушение пп. «а» п. 36 Постановления № на объекте водоснабжения отсутствуют инженерные средства защиты объекта – основное и дополнительное ограждение.
Несоблюдение вышеуказанных требований закона существенно снижает антитеррористическую защищенность опасного объекта, допускают возможность несанкционированного проникновения на него, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Довод администрации городского округа Спасск-Дальний о невозможности осуществления финансирования мероприятий указанных в иске прокурора суд находит необоснованными поскольку в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из взаимосвязанного содержания этих норм следует, что на администрацию городского округа Спасск-Дальний как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма.
Поскольку осуществление указанных прокурором в иске мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму потребует, проведение реконструкции переданного в аренду объекта водоснабжения, суд приходит к выводу о возложении на администрацию городского округа Спасск-Дальний обязанности, по осуществлению финансирования в соответствии с условиями установленными договором аренды.
Поскольку прокурор и администрация городского округа Спасск-Дальний, как орган местного самоуправления в силу требований ст. 89 ГПК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины суд приходит к выводу о взыскании государственной пошлины с ответчика КГУП «Примтеплоэнерго», поскольку последний не освобождён от её уплаты.
На сновании изложенного руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Спасск-Дальний, КГУП «Примтеплоэнерго» филиал Спасский КГУП «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере антитеррористической защищенности и противодействия терроризму - удовлетворить.
возложить на администрацию городского округа Спасск - Дальний, как собственника комплекса сооружений Вишневского водохранилища, обязанность произвести финансирование в пределах установленных договором аренды материалов и работ по оснащению Объекта водоснабжения инженерными средствами защиты - основное и дополнительное ограждение, в течение 12 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Спасский филиал КГУП «Примтеплоэнерго» обязанность устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности и противодействия терроризму Объекта водоснабжения, а именно:
- оснастить Объект водоснабжения инженерными средствами защиты - основным и дополнительным ограждением, в течение 4 месяцев, со дня поступления финансирования;
- провести обучение ответственного должностного лица в сфере антитеррористической защищенности - заместитель директора Спасского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» по вопросам обеспечения антитеррористической защищённости объектов водоснабжения и водоотведения, в течение 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу;
- организовать проведение самостоятельных тренировок, учений и практических занятий работников Объекта водоснабжения, а также совместных тренировок и учений с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта водоснабжения и водоотведения по отработке действий в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекта, в течение 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца через Спасский районный суд со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.А. Бовсун