Интинский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Интинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-176/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Суровицыной А.А.,
с участием прокурора Богданова О.Б.,
представителя ответчика ООО Соловья К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 02 февраля 2011 года дело по иску прокурора города Инты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по приобретению и установке резервных источников электроснабжения,
установил:
Прокурор г. Инты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к бесперебойной подаче энергии на обслуживаемой им территории МОГО "Инта" и возложении обязанности по приобретению и установке резервных источников электроснабжения предусмотренной категорией надежности для котельного оборудования, используемого ООО : на котельной, расположенной в ____; на котельной по ____; на котельной ____; на котельной ____; на Котельной №__ и Котельной №__ ____. В обоснование требований прокурор указал, что ответчик осуществляет услуги по обеспечению населения г.Инты тепловой энергией, но до настоящего времени на котельной не установлен резервный источник питания – резервный энергогенератор, что может привести к сбоям в подаче тепловой энергии, особенно в зимний период. В нарушение требований п.197 Постановления Правительства РФ №530 ответчик не выполняет обязанности по обеспечению котельной резервными источниками питания, что может привести к срыву в обеспечении населения теплом при возникновении чрезвычайных ситуаций. Несоблюдение Правил предоставления коммунальных услуг ограничивает конституционные права граждан на достойную жизнь, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования, просил, в случае удовлетворения иска, обязать ответчика приобрести и установить резервные источники электроснабжения в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, пояснив, что все котельные имеют резервные вводы, а автономный (резервный) источник питания должен устанавливаться энергоснабжающей организацией, степень безопасности соблюдена, оборудование защищено. Ростехнадзор никаких предписаний по установке резервных источников питания не выдавало.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, проверив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании 11.10.2010 свидетель С. пояснил, что работает в ООО . Аварийных ситуаций в сетях их организации не было, все происходит в сетях ИРЭС. В ООО установлена автоматизированная система защиты, которая защищает силовое оборудование. Есть резервный источник, по категории надежности достаточно питания электрических сетей, то есть если происходит авария в сетях ИРЭС, то автоматически есть возможность перейти на другой ввод. Дизельгенератор стоит только в ____, его сначала необходимо подключать, автоматически он не подключается, перед подключением его необходимо проверить. Дизельгенератор – это дорогостоящее оборудование, для его установки необходим проект, необходимо построить помещение, отдельную площадку для хранения ГСМ, согласовывать все эти постройки с другими организациями. Все имущество принадлежит Администрации МОГО "Инта", с ними заключен договор аренды на 1 год (л.д. 72).
В судебном заседании 11.10.2010 свидетель Б. пояснил, что работает в ООО , у них приняты все меры безопасности на предприятии, проведена аттестация персонала, аварийных бригад. Они не могут иметь резервный источник электроснабжения, так как для этого необходимо иметь целую подстанцию. Приобрести резервный источник питания, построить подстанцию не могут, так как финансово это очень дорого, имеются долги перед населением, периодически их отключают от электроэнергии. Они эксплуатируют котельные, которые являются муниципальной собственностью. Для установки дизельгенератора необходимо согласование с администрацией МОГО "Инта". Предприятие работает в убыток. Для приобретения резервного источника электроснабжения необходимо поднимать тарифы либо пересмотреть бюджет МОГО "Инта". Этот вопрос необходимо решать совместно с городскими властями, согласовывать с учредителем, который находится в ____ (л.д. 72).
В судебном заседании 25.10.2010 допрошенная в качестве специалиста Т. пояснила, что является старшим государственным инспектором Ростехнадзора Интинского отдела по техническому надзору. Котельные ООО по проекту относятся ко второй категории надежности, кроме котельной, которая относится к первой категории надежности электроснабжения, на них обеспечивается резервирование. Нет необходимости в резервных (автономных) источниках питания. К особой группе данные котельные не относятся. Независимый источник питания – источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания. К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин. Категории по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. ООО относится ко 2 категории – это электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых, взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (л.д. 100-оборот – 101).
ООО зарегистрировано в качестве юридического лица __.__.__ (л.д. 25).
Согласно Уставу ООО целью общества является извлечение прибыли путем удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в товарах, работах и услугах, предоставляемых Обществом. Для получения прибыли Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды (л.д. 8-24).
ООО осуществляет услуги по обеспечению тепловой энергией население ____, ____, ____ и ____.
Между Администрацией МОГО "Инта" и ООО был заключен договор от __.__.__ №__ о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования городского округа "Инта" (л.д.26-30).
Согласно п. 1.1. указанного договора Арендодатель при участии Балансодержателя передает, а Арендатор принимает в аренду здания (строения) согласно приложения №1 (в том числе котельные) к договору аренды недвижимого имущества для использования в целях эксплуатации (ремонт, техническое обслуживание, содержание) котельных и тепловых сетей.
Согласно п. 2.4. договора аренды Арендатор обязан не производить каких-либо перепланировок и переоборудования арендуемого помещения, инженерно-технических сетей, вызванных потребностями Арендатора, без письменного разрешения Арендодателя и Управления архитектуры. Неотделимые улучшения арендуемого имущества, произведенные без письменного согласия Арендодателя возмещению не подлежат.
В судебном заседании установлено, что на котельных ООО (, ____, ____, №__ и №__ ____, ____) (за исключением котельной ____) не установлены резервные источники электроснабжения предусмотренной категории надежности (л.д. 44), что может привести к сбоям в подаче тепловой энергии, особенно в зимний период, что недопустимо.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, каждый гражданин имеет право на благоприятные условия жизни.
Органы местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации в силу возложенных на них действующим законодательством полномочий обязаны обеспечить гражданам безопасные условия жизни, не допуская при этом фактов сбоя в работе систем тепло-, электро- и водоснабжения.
Правилами предоставления гражданам коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 (далее – Правила №307), установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения (п. 4).
Согласно п.п. 9, 49 Правил №307 исполнитель обязан бесперебойно подавать в жилое помещение коммунальные ресурсы надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно п.85 Правил №307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины (п. 76 Правил №307).
В целях оказания в отопительный период качественных жилищно-коммунальных услуг ООО обязано надлежащим образом подготовить котельные к эксплуатации в зимних условиях. Надлежащая подготовка котельных к эксплуатации в зимних условиях и качественное оказание жилищно-коммунальных услуг может быть достигнуто только при условии выполнения всех требований законодательства, регулирующего порядок технической эксплуатации производственных объектов.
Так, в соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 197 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 №530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" регламентировано, что для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
В соответствии с п. 1.3 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 24.11.1992, при проектировании теплоснабжения различных потребителей, в том числе сельскохозяйственных, необходимо рассматривать как альтернативный вариант получения тепла на отопление, горячее водоснабжение и технологические нужды применение теплонасосных установок, использование отработанных теплоносителей промышленных предприятий и электростанций (горячая вода и пар), нетрадиционных возобновляемых источников энергии (солнечная и геотермальная энергия, энергия ветра и морских приливов), биомассы, вторичных источников тепловой энергии.
Согласно Приказу Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" под источником тепловой энергии (теплоты) понимается теплогенерирующая энергоустановка или их совокупность, в которой производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива, а также путем электронагрева или другими, в том числе нетрадиционными способами, участвующая в теплоснабжении потребителей.
Пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ №115 (далее – Правила №115), определены требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.
Пунктом 1.3 Правил №115 предусмотрено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
При несоблюдении настоящих Правил, вызвавших нарушения в работе тепловой энергоустановки или тепловой сети, пожар или несчастный случай, руководители организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки несут персональную ответственность за нарушения, происшедшие на руководимых ими предприятиях, а также в результате неудовлетворительной организации ремонта и невыполнения организационно-технических предупредительных мероприятий (п.2.1.4).
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства ООО своевременно и в полном объеме не выполняет свои обязательства по обеспечению эксплуатируемых котельных резервными источниками электроэнергии, что может привести к сбоям и срывам в обеспечении населения теплом при возникновении чрезвычайной ситуации, что особенно опасно в зимний период.
Так, из материалов дела усматривается, что в период отопительного сезона 2009-2010 годов на территории МОГО "Инта" неоднократно прекращалась подача электроэнергии на котельные, эксплуатируемые ООО : Котельная №__ ____ __.__.__ с 14 час. 10 мин. до 14 час. 30 мин.; котельная __.__.__ с 11 час. 05 мин. до 11 час. 50 мин., __.__.__ с 22 час. 20 мин. до 22 час. 30 мин. и с 22 час. 50 мин. до 23 час. 00 мин., __.__.__ с 16 час. 55 мин. до 17 час. 00 мин.; Котельная ____ __.__.__ с 10 час. 10 мин. до 11 час. 45 мин. (л.д. 45).
Ссылки представителя ответчика на отсутствие альтернативных источников электроснабжения на котельных в связи с тем, что данное имущество им было передано в аренду собственником Администрацией МОГО "Инта", на отсутствие денежных средств суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Кроме того, арендодатель Администрация МОГО "Инта" не является непосредственным поставщиком услуг по теплоснабжению.
Несоблюдение Правил предоставления коммунальных услуг ограничивает конституционные права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора г.Инты являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку непринятие ответчиком мер к бесперебойной подаче электрической энергии является незаконным, в целях обеспечения бесперебойного снабжения энергией населения ответчик обязан приобрести и установить резервные источники электроснабжения предусмотренной категорией надежности для котельного оборудования, используемого на котельных ООО . Учитывая, что г.Инта РК отнесен в районам Крайнего Севера, где суровые климатические условия, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчик обязан приобрести и установить резервные источники питания, 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Государственная пошлина в размере руб., от которой прокурор при подаче иска освобожден, подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью по непринятию мер к бесперебойной подаче энергии на обслуживаемой территории МОГО "Инта" Республики Коми.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью приобрести и установить резервные источники электроснабжения для используемого котельного оборудования на котельной, расположенной в ____; на котельной по ____; на котельной ____; на котельной ____; на Котельной №__ и Котельной №__ ____, МОГО "Инта" Республики Коми в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью государственную пошлину в доход местного бюджета в размере руб.
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление прокурора в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
И.М.Румянцева
Мотивированное решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате 04.02.2011 в 11-00 часов.
Копия верна: судья
И.М.Румянцева