Крымский районный суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Крымский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
к делу №2-176/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2011 года город Крымск
Крымский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Корныльев В.В.
при секретаре Купреевой О.А.
с участием помощника прокурора Саенко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крымского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к отделу внутренних дел по Крымскому району Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю МВД РФ о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением к отделу внутренних дел по Крымскому району Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю МВД РФ о признании бездействия незаконным,пояснив, что в ходе проверки ОВД по Крымскому району были выявлены нарушения ФЗ «О противодействии коррупции» и Закона РФ «О милиции». Так представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат проверке. На это указывает, в частности, п. 6 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данным законом установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Положение «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых В целях исполнения этих требований издан Указ Президента РФ № 1065. В результате его издания утверждено гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
В нем установлено, что органом, осуществляющим проверку, является кадровая служба. В п. 14 Положения установлено, что кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения, то есть самостоятельно.
В ст. 20.1 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 29.12.2009) установлено, что на сотрудника милиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом ч. 6 ст. 20 ФЗ РФ № 79-ФЗ устанавливает, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 19.03.2010 № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» утверждено приложение № 2 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2010 N 16918).
В нем установлен перечень должностных лиц системы МВД России, по решению (запросам) которых осуществляется проверка достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД и сотрудниками органов внутренних дел сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
К ним относятся, в том числе, руководители (начальники) территориальных органов МВД России, подразделений (организаций), непосредственно подчиненных территориальным органам МВД России.
В нарушение данных требований, как установлено в ходе проверки, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера у лиц, поступающих на службу и работающих в ОВД по Крымскому району истребуются (в соответствии с Указом Президента РФ №559 от 18.05.2009 года), однако проверка достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работающих сотрудников, не осуществляется.
В результате этого при выборочной проверке соблюдения указанного выше законодательства проведенной в июне 2010 года было установлено невнесение в справки о доходах сведений о недвижимом имуществе 4 лиц. Кроме того, 7 сотрудников ОВД, имеющих в собственности автотранспорт менее трех лет и продавших его в 2009 году, налоговую декларацию по месту жительства не подали и сведения о полученном доходе в справках не указали.
Двое сотрудников ОВД по Крымскому району справки в службу отдела кадров вообще не представили.
Кроме того, не разработан и не принят порядок проведения проверочных мероприятий с целью установления соответствия представленных требований фактически имеющемуся у сотрудников имущества и полученным ими доходов.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 ФЗ РФ «О противодействии коррупции», порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Во исполнение требований ч. 5 ст.9 ФЗ РФ № 273-ФЗ начальником ОВД по Крымскому району должна была быть организована разработка и утверждение нормативного акта, утверждающего порядок уведомления подчиненными сотрудниками руководства ОВД по Крымскому району о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
По настоящее время данный акт не разработан и не утвержден, что является существенным препятствием в исполнении сотрудниками милиции обязанности по уведомлению руководителя о фактах склонения его к коррупционным правонарушениям, предусмотренной действующим законодательством.
При отсутствии утвержденного порядка, перечня сведений, содержащихся в уведомлениях, порядка организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений, сотрудникам ОВД по Крымскому району невозможно исполнить надлежащим образом предусмотренную законами «О противодействии коррупции» и «О милиции» обязанность по уведомлению о подобных фактах.
Установлено также, что в ОВД по Крымскому району не создана комиссия по урегулированию конфликта интересов. Положения законодательства о создании данной комиссии не носят императивного характера, вместе с тем, на уровне ГУВД края решен вопрос о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.
Так. п. 9 Приказа ГУВД по Краснодарскому краю от 22.01.2010 года № 33 УРЛС ГУВД поручено совместно с УСБ ГУВД, УПО ГУВД по Краснодарскому краю разработать в срок не позднее 01.07.2010 года проект положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.
Аналогичного нормативного акта начальником ОВД по Крымскому району не принято.
В мае-июне 2010 года начальнику ОВД по Крымскому району вносились представления, в которых указывалось на часть нарушений законодательства, указанных выше.
Из полученных ответов и информации от 09.08.2010 года, представленной по запросу прокурора, следует, что руководство ОВД по Крымскому району полагает свое бездействие обоснованным.
В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие ОВД по Крымскому району в непринятия нормативных актов, утверждающих порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов. И возложить на ОВД по Крымскому району обязанность по принятию нормативных актов, утверждающих порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов.
В судебном заседании старший помощник Крымского межрайонного прокурора Саенко В.В., частично поддержал заявленное представление и просил суд его частично удовлетворить. Суду пояснил, что в ОВД по Крымскому району не создана комиссия по урегулированию конфликта интересов. Положения законодательства о создании данной комиссии не носят императивного характера, вместе с тем, на уровне ГУВД края решен вопрос о разработке положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов.
Так, п. 9 Приказа ГУВД по Краснодарскому краю от 22.01.2010 года № 33 УРЛС ГУВД поручено совместно с УСБ ГУВД, УПО ГУВД по Краснодарскому краю разработать в срок не позднее 01.07.2010 года проект положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов, что подразумевает создание данных комиссий.
По настоящее время указанная комиссия не создана.
Таким образом, в данной части требования закона не исполнены, в то время, как п. 8,9, 15 Положения об ОВД по Крымскому району от 30.01.207 года № 118 ГУВД по КК в обязанности начальника отдела входит обеспечение законности в деятельности ОВД и организация выполнения нормативных правовых актов МВД РФ, законодательства РФ и субъектов Федерации, решение вопросов в части кадров и издание, в пределах своей компетенции, распоряжений и приказов.
В данной части заявление просил удовлетворить.
В связи с изданием приказа МВД РФ № 293 от 19.04.2010 года об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, в данной части от заявленных требований отказался.
Представитель ОВД по Крымскому району ФИО1 против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что ОВД по Крымскому району с заявленными требованиями не согласно, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливающей полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст.21 названного Федерального закона, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
При этом пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Порядок предоставления сотрудниками органов внутренних дел сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей установлен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1, а также изданным в целях их реализации Указами Президента Российской Федерации, в том числе от 18 мая 2009 года №559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и №561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрено представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не только в кадровую службу, а также общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в органы прокуратуры названными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Тем не менее, в заявлении указаны выявленные факты нарушений, в том числе о непредставлении сотрудниками милиции налоговых деклараций при продаже автомобилей, что не имеет никакого отношения к заявленным требованиям о выявленных нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией при приёме на службу в органы внутренних дел и её прохождении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, счел необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с добровольным исполнением указанных требований:
Согласно п. 6 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно п. 14 Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», утвержденного Указом Президента РФ проверку указанных сведений осуществляют кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов. Приказом Министра Внутренних дел РФ «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» утверждены:
Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 1).
Перечень должностных лиц системы МВД России, по решению (запросам) которых осуществляется проверка достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 2).
Требования прокурора о признании незаконным бездействие ОВД по Крымскому району в непринятия нормативных актов, утверждающих порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов, а также о возложении на ОВД по Крымскому району обязанность по принятию нормативных актов, утверждающих порядок проверки достоверности предоставляемых в кадровое подразделение сведений о доходах, порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов, не могут быть удовлетворены судом.
Так, во исполнение Указа Президента РФ №557 от 18 мая 2009 года «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» был издан приказ МВД РФ № 680 от 31 августа 2009 года. Приказ определил перечень соответствующих должностей.
Во исполнение Указа Президента РФ №559 от 18 мая 2009 г. "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» был издан приказ МВД РФ № 205 от 19.03.2010 года.
Приказ утвердил:
Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 1).
Перечень должностных лиц системы МВД России, по решению (запросам) которых осуществляется проверка достоверности и полноты представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (приложение N 2).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации №1065 от 21 сентября 2009 года «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» был издан приказ МВД РФ №293 от 19 апреля 2010 года «Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».
Таким образом, руководителем федерального государственного органа - то есть Министерством внутренних дел Российской Федерации последовательно, в установленные сроки и в пределах предоставленных полномочий и на основании «Положения о МВД Российской Федерации», утверждённого Указом Президента Российской Федерации №927 от 19.07.2004 года приняты соответствующие нормативные акты, регулирующие вопросы борьбы с коррупцией.
Аналогичным образом обстоят дела и с соответствующими комиссиями по урегулированию конфликта интересов, был издан приказ МВД РФ №257 от 23 сентября 2009 года «О создании комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике» (приложение №1 к приказу), к задачам данной комиссии относится:
п. 7.3 положения о комиссии - предупреждение и урегулирование конфликта интересов.
п.8.6 положения о комиссии - осуществлять работу по разъяснению сотрудникам отдела внутренних дел основных положений законодательства по противодействию коррупции, требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований - отказать в связи с добровольным исполнением.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней через Крымский районный суд Краснодарского края.
Судья: