ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1760/19 от 21.05.2019 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-1760/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 21 мая 2019 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2019 г.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гришина Д.Ю.,

при секретаре Николаенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" к ФИО1, ФИО2 о признании незаконным акта ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета,

УСТАНОВИЛ:

истец в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2 о признании незаконным акта ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.

Обосновывая заявленные требования, истец указал, что 06.12.2017 года в адрес ООО «СЖКХ» от ответчика поступило обращение по поводу осуществления ввода в эксплуатацию приборов учета воды с 01.12.2017 года, в которой ответчик ссылается, на то, что ответчик собственными силами произвел монтаж ранее установленных индивидуальных приборов учета.

На основании данной заявки ответчику было отказано в вводе в эксплуатацию приборов учета воды с 01.12.2017 года, по причине того, что ввод в эксплуатацию прибора учета после ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 81-81(9) «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно выписке из ЕГРН и справке Ф9 о регистрации ФИО1 не является собственником данной квартиры.

Следовательно, установление, монтаж или ремонт индивидуальных приборов учета в квартире, без согласия собственника, а также собственными силами, без привлечения соответствующей организации, осуществляющей монтаж прибора учета – недопустимо.

В соответствии с действующими Правилами, работы по установке ИПУ Разрешено выполнять организациям (ИП), поскольку организация отличается от физического лица наличием штата квалифицированного персонала, прошедшего обучения и имеющего навыки для проведения работ на инженерных сетях. Потребитель имеет право выбрать любую организацию, осуществляющую работы по установке приборов учета. Некачественная установка приборов учета, монтаж с нарушением технологических требований оборудования влечет за собой вероятность залива помещения.

При рассмотрении гражданского дела № 2-4041/2018 (2-379/2019) истцу стало известно, что 14.11.2018 г., без ведома истца, работник ООО «СЖКХ» слесарь-ремонтник ФИО2 по заявке, оставленной в диспетчерской службе истца, без заключенного договора на оказание услуг, опломбировал ИПУ ответчика ФИО1, а также, не имея на это полномочий, подписал акт ввода в эксплуатацию приборов ИПУ.

В рамках проведенной служебной проверки установлено, что акт ввода в эксплуатацию от 14.11.2018 г. в ООО «СЖКХ» не поступал, оригинал данного акта отсутствует, на акте отсутствует печать ООО «СЖКХ». Также, акт ввода в эксплуатацию от 14.11.2018 г. не соответствует актам ввода в эксплуатацию истца, что дает основания полагать, что данный акт ввода ответчик ФИО1 составил сам.

Обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.

Таким образом, ответчик ФИО1 вышел за пределы своих полномочий, не являясь собственником жилого помещения и в отсутствии специализированной организации самостоятельно установил приборы учета. У управляющей организации отсутствует возможность проверить техническую исправность и состояние ИПУ, в том числе наличие в них каких-либо изменений, которые могут повлечь за собой недостоверные показания ИПУ.

На основании изложенного истец просит суд признать незаконным акт ввода в эксплуатацию водосчетчиков (ИПУ) от 14.11.2018 г. по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что действия ответчика не соответствуют требованиям законодательства, приборы учета установлены самовольно и неустановленным лицом, что противоречит правилам оказания коммунальных услуг, акт ввода приборов в эксплуатацию подписан слесарем-ремонтником ФИО2 без заключения договора и не имея на это полномочий.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представил возражения, в которых указал, что ФИО2 осмотрел приборы учета на основании заявки, переданной по телефону, убедился в отсутствии протечек, опломбировал приборы учета в количестве 4-х единиц, пояснил, что осуществил не установку, а замену приборов учета, полагает действия истца необоснованными, в удовлетворении иска просил отказать.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, возражений в материалы дела не представил, об отложении судебного разбирательства не просил, об уважительности причин неявки суд не известил.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц и их представителей, непосредственно исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Ввод в эксплуатацию прибора учета после ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 81-81(9) «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

- сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

- предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

- показания прибора учета на момент его установки;

- дата следующей поверки.

Пунктом 81 Правил установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Согласно выписке из ЕГРН и справке Ф9 о регистрации ФИО1 не является собственником данной квартиры, квартира предоставлена по договору служебного найма, а не социального.

Следовательно, установление, монтаж или ремонт индивидуальных приборов учета в квартире, без согласия собственника, а также собственными силами, без привлечения соответствующей организации, осуществляющей монтаж прибора учета - недопустимо.

В соответствии с п.п. г) п. 35 Правил потребитель самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

В соответствии с действующими Правилами, работы по установке ИПУ Разрешено выполнять организациям (ИП), поскольку организация отличается от физического лица наличием штата квалифицированного персонала, прошедшего обучения и имеющего навыки для проведения работ на инженерных сетях. Потребитель имеет право выбрать любую организацию, осуществляющую работы по установке приборов учета. Некачественная установка приборов учета, монтаж с нарушением технологических требований оборудования влечет за собой вероятность залива помещения.

В пункте 80 Правил также указано, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Доказательств соблюдения ответчиком ФИО1 требований законодательства в части получения полномочий от собственника жилого помещения на установку или замену приборов учета в материалы дела не представлено, как и доказательств того, были ли ранее уже установлены в жилом помещении приборы учета расхода воды, кем были установлены, давал ли собственник жилого помещения разрешения на их установку.

Ходатайств о проведении судебной экспертизы по вопросу соответствия монтажа приборов учета предъявляемым к такому монтаже требованиям стороны не заявляли.

Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что при монтаже приборов учета ответчиком ФИО1 были нарушены правила, утвержденные Правительством РФ в целях обеспечения единого порядка монтажа сложный технических изделий на сетях коммунального водоснабжения, что, при возникновении аварийной ситуации, может повлечь материальный или физический ущерб как самим участникам правоотношений, так и третьим лицам, в связи с чем полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" к ФИО1, ФИО2 о признании незаконным акта ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета удовлетворить.

Признать акт от 14.11.2018 г. ввода в эксплуатацию водосчетчиков (индивидуальных приборов учета), расположенных по адресу: <адрес>, составленный и подписанный ФИО2 14.11.2018 года, недействительным.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Д.Ю. Гришин