ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1760/2021 от 16.11.2021 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-1760/2021

УИД 61RS0020-01-2021-003321-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2021 года г.Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Абрамовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4 к Администрации города Новошахтинска, третье лицо Министерство энергетики Российской Федерации об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты, -

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились с настоящим иском в суд, указав, что ФИО1, ФИО3, ФИО2, и несовершеннолетняя ФИО4, зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Данный жилой дом фактически представляет собой дом для двух хозяев, каждая часть дома имеет изолированный выход на придомовую территорию. ФИО1 принадлежит 1/12 доля в праве общей долевой собственности на на указанный жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по Закону от 13.01.2019г., запись регистрации в ЕГРН от 29.05.2019 г..

Жилой дом <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.

Семья истцов, в составе 4 человек включена в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной ДАО «Шахтоуправление им. A.M. Горького», непригодным для проживания по критериям безопасности в 2016 году.

Истцы указали, что им, согласно Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, положена социальная выплата на приобретение жилья, из расчета 18 м.кв. на каждого члена семьи.

Согласно Отчета о научно-технической работе по оценке степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» от 27.11.2014 г. на техническое состояние жилого дома <адрес> существенное негативное влияние оказали горные работы ликвидированной шахты ДАО «Шахта им. A.M. Горького» ОАО «Ростовуголь». Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом, он является непригодным для проживания по критериям безопасности.

В настоящее время состояние дома таково, что проживать в нем невозможно: фундамент и стены дома имеют массовые трещины, местами сквозные, полы на грани разрушения, оконные переплеты, коробки и подоконная доска полностью поражены жучком и гнилью. Не смотря на столь плачевное состояние жилого дома, до настоящего времени Ответчиком конкретный срок расселения не установлен.

Считают, что Администрация города Новошахтинска немотивированно и необоснованно уклоняется от заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты под любым предлогом.

Согласно п. 13 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, гражданин имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным социальным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 131 ГПК РФ, ст. 11,12 ГК РФ, Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, на основании изложенного истцы просили су обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с их семьей, состоящей из 4-х человек: ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4, зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4 в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие, исковые требования удовлетворить. Представитель истцов по ордеру от 28.06.2021 года адвокат Веригина Н.Н. в судебное заседание явилась, просила суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска, пол доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, просила суд отказать истцам в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель третьего лица Министерство Энергетики РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п.6 Правил).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению (п.8 Правил).

По смыслу п.8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения гонных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО3, ФИО2, и несовершеннолетняя ФИО4, зарегистрированы в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ФИО1 принадлежит 1/12 доля в праве общей долевой собственности на на указанный жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по Закону от 13.01.2019г., запись регистрации в ЕГРН от 29.05.2019 г..

Жилой дом <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.

Семья истцов, в составе 4 человек включена в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной ДАО «Шахтоуправление им. A.M. Горького», непригодным для проживания по критериям безопасности, под ТЭО , утвержденный протоколом пр от 27.09.2016 года.

Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истцам, согласно Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, положена социальная выплата на приобретение жилья, из расчета 18 м.кв. на каждого члена семьи.

Согласно Отчета о научно-технической работе по оценке степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» от 27.11.2014 г. на техническое состояние жилого <адрес> существенное негативное влияние оказали горные работы ликвидированной шахты ДАО «Шахта им. A.M. Горького» ОАО «Ростовуголь». Вследствие указанного негативного влияния на жилой дом, он является непригодным для проживания по критериям безопасности.

На территории муниципального образования «Город Новошахтинск» порядок и условия предоставления социальных выплат регламентированы «Положением о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого», утвержденным решением Новошахтинской городской Думы Ростовской области от 05.02.2013 №403, а также «Положением о рабочей комиссии по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности», утвержденным постановлением мэра города от 04.03.2016 №149 (далее – Рабочая комиссия; Положение о рабочей комиссии).

08.06.2021 года ФИО1 обратился в Администрацию г.Новошахтинска Ростовской области с заявлением, указав на преимущественное право на получение социальной выплаты и включении в списки на финансирование в текущем 2021 году, либо о возможности предоставления социальной выплаты в 2022году.

Администрацией г.Новошахтинска Ростовской области рассмотрено обращение ФИО1 и в его адрес направлено письмо от 02.07.2021 года, и предложено представить для сверки документы, регламентированные Правилами предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.

Как установлено судом, Рабочей комиссией Администрации г.Новошахтинска, решение об отказе в заключении с истцами договора о предоставлении социальной выплаты не выносилось, права истцов на заключение указанного договора ответчиком не оспаривалось. Семья истцов не относится к какой либо льготной категории, для внеочередного предоставления социальной выплаты, первичное обращение истцов к ответчику, заполнение информационной карты состоялось только в августе 2021 года, что не оспаривается сторонами.

У суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности письменных доказательств, поскольку они согласуются между собой и не противоречат материалам дела.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4 к Администрации города Новошахтинска, третье лицо Министерство энергетики Российской Федерации об обязании Администрации города Новошахтинска заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 договор о предоставлении субидии для приобретения жилья на вторичном рынке, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Федченко В.И.