Дело № 2-1760/2022
УИД 35RS0010-01-2022-000743-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 04 марта 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Чурбановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственной жилищной инспекции Вологодской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что Государственная жилищная инспекция Вологодской области (далее – ГЖИ Вологодской области) не контролирует сроки осуществления полномочий управляющего ТСЖ ФИО2 и председателя правления ТСЖ «Конева 22А» ФИО3, сроки проведения общих собраний в ТСЖ, подписание документов на косметический ремонт в подъездах дома указанными лицами, невыдачу документов на косметический ремонт на руки истцу, объемы работ по косметическому ремонту. Нежелание ТСЖ произвести контрольные замеры по объемам косметического ремонта может привести к увеличению стоимости работ по косметическому ремонту. Ответы на обращения истца в ТСЖ по данным вопросам не предъявляются, контроль за движением входящих документов в ТСЖ не ведется.
Просит суд установить объем нарушений Жилищного кодекса РФ по объективной проверке ГЖИ Вологодской области для контроля за сроками проведения общих собраний ТСЖ в период с 2004 по 2022 год, установить незаконность подписания документов по косметическому ремонту ФИО2 и ФИО3 за сроками их полномочий.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Государственной жилищной инспекции Вологодской области по доверенности ФИО4 с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве, просил в удовлетворении отказать, указав на отсутствие нарушений прав истца действиями ГЖИ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ «Конева, 22а» в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в доме № 22А по ул. Конева г. Вологда форма управления многоквартирным домом выбрана на общем собрании собственников помещения – товарищество собственников жилья, зарегистрировано 05.04.2004, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ и решением о регистрации № 971 от 31.03.2004.
Устав ТСЖ «Конева, 22а» утвержден общим собранием членов ТСЖ «Конева, 22а» (протокол от 23.02.2014), зарегистрирован в ЕГРЮЛ 23.03.2014.
26.11.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении сведений о юридическом лице (решение № 19375А от 26.11.2020), а именно о прекращении полномочий руководителя юридического лица – управляющего ФИО2, и возложении полномочий руководителя юридического лица – председателя правления товарищества ФИО3
Указанные сведения внесены в ЕГРЮЛ на основании протокола общего собрания членов правления ТСЖ «Конева, 22а» № от 17.11.2020.
Как следует из представленных материалов дела, указанный протокол общего собрания членов правления ТСЖ «Конева, 22а» № от 17.11.2020 не оспорен, незаконным не признан.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья вправе:
1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;
7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
Согласно статье 144 Жилищного кодекса РФ, органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Полномочия общего собрания членов товарищества определены статьей 145 Жилищного кодекса РФ, полномочия правления товарищества определены статьей 147 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Правительства Вологодской области № 592 от 24.05.2010 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Вологодской области. В последующем в указанное Положение неоднократно вносились изменения.
Согласно пункту 1.2 Положения, ГЖИ Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим: региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - региональный государственный жилищный надзор); лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами); государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами, органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 20.12.2021 №1473).
В ранее действующей редакции указанное положение было изложено, по сути, аналогично.
Разделом III Положения установлен исчерпывающий перечень полномочий (функций) ГЖИ Вологодской области, в том числе ГЖИ Вологодской области обладает правом обратиться в суд со следующими заявлениями:
- о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации;
- о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
- в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
- о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;
- об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
- о понуждении к исполнению предписания.
Сведений о вынесении каких-либо предписаний (относительно полномочий ФИО2 либо ФИО3, решений общих собраний членов ТСЖ, договоров управления либо иных договоров относительно хозяйственной деятельности ТСЖ) суду представлено не было, оснований для признания недействительным решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо собрания членов ТСЖ суду не приведено.
Также следует учесть, что все перечисленное выше является правом, а не обязанностью ГЖИ.
Кроме того, истец не лишена в порядке, установленном главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельно обратиться в суд в соответствующими исковыми заявлениями о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в котором она является одним из собственников жилого помещения.
Таким образом, доводы истца о сроках осуществления полномочий управляющего ТСЖ, председателя правления, сроках проведения общих собраний не относятся к компетенции рассмотрения ГЖИ Вологодской области, так как относятся к деятельности ТСЖ и регулируются уставом ТСЖ.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, контроль за проведением косметического ремонта в помещении общеквартирного дома, в том числе с формой управления ТСЖ, определения качества ремонта и выявление недостатков проведенного ремонта, в полномочия ГЖИ Вологодской области не входит и относится к вопросам договора, заключенного между ТСЖ и исполнителем ремонта.
Также, вопросы направлений запросов от членов ТСЖ к председателю правления ТСЖ или правлению являются вопросами организации деятельности ТСЖ и не являются подконтрольными ГЖИ Вологодской области.
Кроме того, согласно представленных материалов дела, обращения ФИО1 в ГЖИ Вологодской области по фактам несогласия с деятельностью ТСЖ «Конева, 22а», управляющего ТСЖ ФИО2 и председателя правления ТСЖ «Конева 22А» ФИО3 рассмотрены ГЖИ Вологодской области в соответствии с действующими нормами права и в установленные законом сроки, о чем заявителю направлены соответствующие ответы, нарушений по данным фактам судом не установлено.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. По смыслу данного Закона потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Нормами Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» рассматриваемые правоотношения не регулируются, поскольку Государственная жилищная инспекция никаких услуг гражданам не оказывает.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Государственной жилищной инспекции Вологодской области об определении объема нарушений, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 14.03.2022.