ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1761/14 от 10.10.2014 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

  Дело № 2-1761/14

         РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 "10" октября 2014 года                                                                            город Ессентуки

            Ессентукский городской суд Ставропольского края

 в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

 с участием:

 помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Агуреева П.В.,

 представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» ***,

 при секретаре Микейловой И.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах Ставропольского края и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о сохранности объектов культурного наследия,

 УСТАНОВИЛ:

 Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд в интересах Ставропольского края и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о сохранности объектов культурного наследия, в обоснование заявленных исковых требований указав, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о сохранности объектов наследия, принадлежащих на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», находящихся в пользовании Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».

 Установлено, что здание железнодорожного вокзала Ессентуки, расположенное по адресу: ***, принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД» и находится на балансе Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции - железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».

 Постановлением главы администрации *** от *** *** «О дополнении списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от *** №***», здание железнодорожного вокзала ст. Ессентуки 1894 г., отнесено к памятникам истории и архитектуры Ставропольского края, подлежащим государственной охране как объект культурного наследия регионального значения.

 В силу ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее Федеральный закон № 73-ФЗ), он регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на« реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным Ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

 Согласно ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 73-ФЗ объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации относятся к категории объектов культурного наследия национального значения.

 Согласно ст. 6 Федерального закона 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, чет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона 73-ФЗ, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

 В соответствии со ст. 46 Федерального закона 73-ФЗ, физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать установленный режим использования данной территории. При этом, согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона 73-ФЗ, использование объекта культурного наследия с нарушением указанного Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

 В соответствии с п.п. 59, 62 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совмина СССР № 865 от 16.09.1982, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Охранные обязательства выдаются местным государственным органам охраны памятников предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользовании или собственности которых находятся движимые памятники.

 Пунктом 78 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР № 203 от 13.05.1986, установлена обязанность пользователя (собственника) оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

 Согласно ч. 4 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия оформляется охранное обязательство собственника в отношении объекта культурного наследия регионального значения.

 В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.08.2012 N 296-п «Об утверждении Положения о министерстве культуры Ставропольского края», Министерство культуры Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, кино, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 Согласно ст. 6 Закона Ставропольского края № 14-кз от 16.03.2012 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае» к полномочиям органа исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относятся, в числе других, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения; осуществление государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя данным объектом в отношении объектов культурного наследия регионального значения.

 Приказом министерства культуры Ставропольского края от 01.02.2013 № 31 утверждена форма охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия и акта технического осмотра объекта культурного наследия, являющегося неотъемлемой частью охранного обязательства.

 В силу требований ч. 2, 4 ст. 48 Федерального закона 73-ФЗ, особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются указанным Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями «обременениями» права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

 Частью 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

 Проведенной проверкой установлено, что собственник объекта культурного наследия регионального значения «Здание железнодорожного вокзала Ессентуки» ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов в нарушение указанных требований законодательства, до настоящего времени не оформил в Министерстве культуры Ставропольского края, охранное обязательство. Также в нарушение ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ограничение (обременение) на данный объект, не зарегистрировано при регистрации права собственности в едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

 Из информации *** от *** года, полученной в ходе проверки от временно исполняющего обязанности заместителя министра культуры Ставропольского края ***, следует, что сведения о наличии зарегистрированных прав собственности на указанный объект культурного наследия в министерстве отсутсвуют, заявления от пользователей об оформлении охранных обязательств на данный памятник истории и культуры в министерство так же не поступали.

 Таким образом, ответчик требования законодательства о сохранности объектов культурного наследия при эксплуатации зданий железнодорожного вокзального комплекса Ессентуки, входящего в Список памятников истории и культуры Ставропольского края, длительное время игнорируются и не исполняются, что создает угрозу разрушения и утраты памятника истории и архитектуры регионального значения, не отвечает интересам государства и нарушает гарантированное Конституцией РФ право каждого на доступ к культурным ценностям и обеспечение сохранности объектов культурного наследия.

 В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, либо могут быть нарушены, в связи с неисполнением ответчиком, требований законодательства в сфере обеспечения сохранности объектов культурного наследия и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, поскольку неконтролируемое использование ответчиком памятника истории и архитектуры, в связи с неисполнением требований действующего законодательства может привести к утрате и разрушению объекта культурного наследия, как в целом, так и его составляющих, и как следствие - к нарушению конституционных прав граждан.

 Исковое заявление подано прокурором, в том числе, и в защиту прав и законных интересов Ставропольского края, так как здание железнодорожного вокзала ст. Ессентуки является памятником истории и культуры регионального значения.

 Защита прав указанной категории лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности.

 В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или прекращении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

 Просит признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», выразившееся в не оформлении в Министерстве культуры Ставропольского края охранного обязательства собственника объекта культурного наследия регионального значения - здания железнодорожного вокзала ст. Ессентуки. Обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» устранить в полном объеме допущенные нарушения законодательства о сохранности объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения - железнодорожный вокзал Ессентуки (***), а именно обязав незамедлительно, не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: оформить в Министерстве культуры Ставропольского края охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения - «Здание железнодорожного вокзала Ессентуки». Произвести регистрацию в едином государственном реестре органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, ограничение (обременение) на объект культурного наследия регионального значения - «Здание железнодорожного вокзала Ессентуки».

 Определением от 10.10.2014 года производство по делу в части возложения обязанности на ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» оформить в Министерстве культуры Ставропольского края охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения - «Здание железнодорожного вокзала г.Ессентуки» прекращено в связи с отказом Межрайонного транспортного прокурора Ряхина А.А. от иска в данной части.

 В судебное заседание не явился представитель третьего лица Министерства культуры Ставропольского края *** в материалах дела имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил исковые требования Межрайонного транспортного прокурора удовлетворить.

 Помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Агуреев П.В. и представитель ответчика *** не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Министерства культуры Ставропольского края.

 Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Министерства культуры ***.

 В судебном заседании помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Агуреев П.В. исковые требования в части признания незаконным бездействия ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов -филиала ОАО «РЖД», выразившееся в не оформлении в Министерстве культуры Ставропольского края охранного обязательства собственника объекта культурного наследия регионального значения - Здания железнодорожного вокзала «Ессентуки», возложении на ответчика обязанности произвести регистрацию в едином государственном реестре органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, ограничение (обременение) на объект культурного наследия регионального значения - «Здания железнодорожного вокзала г. Ессентуки» поддержал, просил суд удовлетворить заявленные требования.

 В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» Богдашкина М.Л. просила отказать в удовлетворении исковых требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, поскольку ОАО «РЖД» в Министерстве культуры Ставропольского края оформлено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения - «Здания железнодорожного вокзала г.Ессентуки», поэтому говорить о бездействии ОАО «РЖД» нельзя. Что касается требований о возложении обязанности произвести регистрацию в едином государственном реестре органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней ограничения (обременения) на объект культурного наследия, так же просила в иске в данной части отказать, так как ранее обратиться в регистрирующий орган не представлялось возможным, поскольку запись на регистрацию производится только в телефонном режиме, и ближайшей датой приема является *** года. До этого обратиться в регистрирующий орган ОАО «РЖД» не имело возможности, поскольку в Министерстве культуры Ставропольского края оформлялось охранное обязательство собственника объекта культурного наследия регионального значения - «Здания железнодорожного вокзала Ессентуки».

 Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Как следует из материалов дела и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ***, выданным *** года, здание железнодорожного вокзала «Ессентуки», расположенного по адресу: ***, площадь Привокзальная, принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги».

 Постановлением главы администрации Ставропольского края от *** *** «О дополнении списка памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране, как памятников местного и республиканского значения, утвержденного решением крайисполкома от *** № ***», здание железнодорожного вокзала Ессентуки, 1894 года постройки, отнесено к памятникам истории и архитектуры, подлежащим государственной охране как объекты культурного наследия регионального значения.

 В силу ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» от 25.06.2002 года № 73-Ф3 (далее Федеральный закон № 73-Ф3), регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

 Согласно ст. 3 Федерального закона № 73-Ф3 к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты Недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 73-Ф3 объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации относятся к категории объектов культурного наследия регионального значения.

 Согласно ст. 6 Федерального закона 73-Ф3, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона 73-Ф3, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

 В соответствии со ст. 46 Федерального закона 73-Ф3, физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать установленный режим использования данной территории. При этом, согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона 73-Ф3, использование объекта культурного наследия с нарушением указанного Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

 В соответствии с п.п. 59, 62 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совмина СССР № от 16.09.1982, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Охранные обязательства выдаются местным государственным органам охраны памятников предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользовании или собственности которых находятся движимые памятники.

 Пунктом 78 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР № от 13.05.1986, установлена обязанность пользователя (собственника) оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

 Согласно ч. 4 ст. 48 Федерального закона № 73-Ф3, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия оформляется охранное обязательство собственника в отношении объекта культурного наследия регионального значения.

 В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.08.2012 года № 296-п «Об утверждении Положения о министерстве культуры Ставропольского края», Министерство культуры Ставропольского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, кино, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 Согласно ст. 6 Закона Ставропольского края № 14-кз от 16.03.2012 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае» к полномочиям органа исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относятся, в числе других, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения; осуществление государственного контроля за сохранением, использованием, государственной охраной объектов культурного наследия; оформления обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя данным объектом (далее - охранное обязательство) в отношении объектов культурного наследия регионального значения.

 Приказом министерства культуры Ставропольского края от 01.02.2013 года № 31 утверждена форма охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия и акта технического осмотра объекта культурного наследия, являющегося неотъемлемой частью охранного обязательства.

 Как установлено в судебном заседании *** года, Министерством культуры Ставропольского края утверждено охранное обязательство *** на объект недвижимости, который является объектом культурного наследия регионального значения «Здание железнодорожного вокзала», 1984 г., расположенное по адресу: ***.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора о признании незаконным бездействия ОАО «РЖД», выразившегося в не оформлении в Министерстве культуры Ставропольского края охранного обязательства собственника объекта культурного наследия регионального значения.

 Что касается требований о возложении на ОАО «РЖД» обязанности произвести государственную регистрацию прав ограничения (обременения) на объект культурного наследия регионального значения - «Здания железнодорожного вокзала г. Ессентуки», суд приходит к следующему.

 В силу требований ч. 2, 4 ст. 48 Федерального закона 73-Ф3, особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются указанным Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

 Частью 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

 Материалами дела установлено, что собственник объекта культурного наследия регионального значения «Железнодорожный вокзал Ессентуки» - ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги, в нарушение указанных требований законодательства, до настоящего времени, не зарегистрировал в едином государственном реестре органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, ограничение (обременение) на данный объект недвижимости.

 Представитель ответчика в судебном заседании не отрицала того факта, что собственником объекта культурного наследия здания железнодорожного вокзала г. Ессентуки не произведена регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней ограничения (обременения) на указанный объект культурного наследия, мотивируя это тем, что собственник ОАО «РЖД» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, но поскольку ближайшей датой приема является *** года, ограничение (обременение) на объект культурного наследия регионального значения «Здания железнодорожного вокзала г. Ессентуки» не зарегистрировано.

 Доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными, поскольку охранное обязательство утверждено Министерством культуры Ставропольского края ***. Достоверных сведений о том, что *** в Управлении федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю будет зарегистрировано ограничение (обременение) на объект культурного наследия регионального значения, и что ранее ответчику не представлялось возможным зарегистрировать ограничение (обременение) на указанный объект культурного наследия регионального значения, суду не представлено.

 При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования о возложении на ОАО «РЖД» обязанности произвести государственную регистрацию прав ограничения (обременения) на объект культурного наследия регионального значения - «Здания железнодорожного вокзала г. Ессентуки».

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора действующего в интересах Ставропольского края и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о сохранности объектов культурного наследия, удовлетворить частично.

 Обязать ОАО «РЖД» в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги устранить допущенные нарушения законодательства о сохранности объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения - железнодорожный вокзал Ессентуки (***), а именно: произвести регистрацию в едином государственном реестре органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, ограничение (обременение) на объект культурного наследия регионального значения - «Здание железнодорожного вокзала Ессентуки».

 В удовлетворении исковых требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора действующего в интересах Ставропольского края и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», выразившееся в не оформлении в Министерстве культуры Ставропольского края охранного обязательства собственника объекта культурного наследия регионального значения - здания железнодорожного вокзала ст.Ессентуки, - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2014 года.

 Председательствующий                                                                                         Е.В.Иванова