ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1761/2014 от 16.05.2014 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

 Дело № 2-1761/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Сыктывкарский городской суд Республики Коми

 в составе председательствующего судьи Веселковой Т.А.

 при секретаре Распутиной Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «16» мая 2014 год, гражданское дело по иску ФИО1 к ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в помещение,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в помещение поликлиники по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., а именно оборудовать вход пандусами и поручнями с учетом требований СП59.13330.2010 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

 В обоснование иска указано, что в нарушение действующего законодательства о социальной защите инвалидов вход в отделение поликлиники по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, при входе отсутствует пандус и поручни, в результате чего доступ инвалидов к данному объекту социальной инфраструктуры отсутствует.

 Из письменного отзыва ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» следует, что здание поликлиники введено в эксплуатацию в 1977 году, проектной документацией здания не было предусмотрено наличие пандусов внутри здания для продвижения инвалидов, использующих кресла-коляски. Выезд из здания поликлиники осуществляется с помощью дежурного и технического персонала.

 В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий по доверенности, настаивали на иске в полном объеме.

 Представитель ответчика ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» ФИО3, действующая по доверенности, в суде иск не признала со ссылкой на письменный отзыв.

 Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

 Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

 В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственником здания ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3», расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., является Республика Коми, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.

 Вход в здание ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., по мнению истца, не оборудовано необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, при входу отсутствует пандус и поручни, что препятствует доступу к данному объекту инфраструктуры.

 Определением суда от ** ** ** года по делу была назначена судебная строительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ... А.Я.

 Согласно заключению эксперта по результатам осмотра установлено, что для доступа в здание имеется пандус, обеспечивающий доступность МГН на крыльцо, однако конструкция поручней ограждения пандуса выполнена неверно. Нижний поручень не удобен для использования, так как перекрывается стойками и не обеспечивает стабильную фиксацию руки по всему поручню в процессе использования. Необходимо иметь возможность перехватывать руку, скользя по поручню, чтобы стойки не мешали. Необходимо крепить нижний поручень, предназначенный для колясочников МГН, таким образом, чтобы он крепился к стойкам посредством кронштейнов на расстоянии 40 мм от стоек, которые крепятся к поручню снизу, обеспечивая тем самым непрерывное скольжение по всей длине. Также поручни должны меть горизонтальные участки длиной 300 мм с каждой стороны пандуса с тем, чтобы МГН имели возможность меть опору под руками до начала или окончания движения по наклонной поверхности пандуса. Концы одиночных поручней должны быть скруглены, а парных – соединены между собой. Но при этом надо, чтобы верхний и нижний поручни были в одной вертикальной плоскости. Поэтому более правильно, и верхний и нижний поручни крепить на кронштейнах к стойкам с относом на 40 мм. Для доступа на отметку первого этажа приспособления, обеспечивающие беспрепятственный доступ МГН на отметку первого этажа отсутствует. Вход на промежуточную лестничную площадку лестницы, обозначенный как «Вход для инвалидов с колясками» не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Данный СНиП устанавливает требования к входам таким образом, чтобы МГН имели доступ входа в здание самостоятельно. Для доступа инвалида от уровня входа в здание до отметки первого этажа следует предусмотреть установку специального подъемника, приспособленного для самостоятельного пользования инвалидами на креслах-колясках. Для доступа инвалидов на второй этаж можно установить вдоль лестничного марша наклонный лестничный подъемник модели БК. Технических препятствий для устройства доступа в здание поликлиники не имеется.

 В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 Целевое назначение помещения – здание поликлиники - определено в качестве объекта социальной инфраструктуры, таким образом, обязанность по оборудованию помещения средствами подъема должна быть возложена на собственника.

 Разрешая заявленные требования по существу, суд, оценив доводы и возражения сторон, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» пришел к выводу о том, что действия собственника ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» приводят к нарушению конституционных прав и свобод граждан, в связи с чем исковые требования к ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» подлежат удовлетворению.

 В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

 Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

 Исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 210 ГК РФ, возлагающей на собственника бремя содержания имущества, на собственнике помещения ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» лежит обязанность по оборудованию входа в помещение магазина пандусами беспрепятственного доступа в него инвалидов.

 Здание по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., не соответствует требованиям СНиП.

 Таким образом, обязанность по оборудованию здания средствами подъема следует возложить на собственника помещения, то есть на ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3».

 На основании ст.89 ГПК РФ суд находит возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

 Обязать ГБУЗ Республики Коми «Сыктывкарская городская поликлиника №3» создать условия для маломобильных групп населения беспрепятственный доступ в помещения поликлиники, находящихся по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., оборудовав за счет средств республиканского бюджета центральный вход пандусами и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение 1 месяца через Сыктывкарский городской суд.

 Судья- Т.А. Веселкова