ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1762/2014 от 16.05.2014 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

 Дело № 2-1762/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Сыктывкарский городской суд Республики Коми

 в составе председательствующего судьи Веселковой Т.А.

 при секретаре Распутиной Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «16» мая 2014 года, гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Сбербанк России» в лице Коми отделения №8617 об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в помещение,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Сбербанк России» в лице Коми отделения №8617 об обязании создать условия для беспрепятственного доступа в помещение банка по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., а именно пандусом и поручнями с учетом требований СП59.13330.2010 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

 В обоснование иска указано, что в нарушение действующего законодательства о социальной защите инвалидов вход в отделение банка по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, при входе отсутствует пандус и поручни, в результате чего доступ инвалидов к данному объекту социальной инфраструктуры отсутствует.

 Из письменного отзыва ОАО «Сбербанк России» в лице Коми отделения №8617 следует, что банком ранее было разъяснено истцу о невозможности переоборудовать имеющийся пандус каким-либо иным способом без нарушения целостности иных прилегающих к нему объектов инфраструктуры и инженерных коммуникаций, а также указано на возможность истцом использования кнопки вызова персонала, позволяющей обратиться за помощью к сотрудникам банка.

 В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий по доверенности, настаивали на иске в полном объеме.

 Представитель ответчика ОАО «Сбербанк России» в лице Коми отделения №8617 ФИО3, действующий по доверенности, в суде просил суд отказать в удовлетворении иска полностью.

 Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

 Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

 В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО «Сбербанк России» является собственником нежилого помещения по адресу: г. Сыктывкар, ул. .... Указанное нежилое помещение используется как отделение банка.

 Вход в отделение банка ОАО «Сбербанк России» по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., оборудован пандусом, который, по мнению истца, является непригодным по своим параметрам для использования инвалидом – колясочником из-за определенного угла наклона, что препятствует доступу к данному объекту инфраструктуры.

 Определением суда от ** ** ** года по делу была назначена судебная строительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ... А.Я., согласно выводам которой, вход в отделение банка ОАО «Сбербанк России» по адресу: г. Сыктывкар, ул. ... не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Имеется техническая возможность оборудовать данный вход без затрагивания несущих конструкций здания и его реконструкции в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

 По заключению эксперта пандус не является объектом капитального строительства, является сооружением вспомогательного назначения. Расположение и внешний вид пандуса рекомендуется согласовать с Управлением архитектуры, градостроительства и землепользования МО ГО «Сыктывкар».

 Как указано в экспертном заключении, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» следует выполнить следующее: оборудовать вход пандусом требуемой конструкции с двумя подъемами и промежуточной площадкой от тротуара до входа в банк; оборудовать пандус поручнями с двух сторон, конструкция которого не должна препятствовать непрерывному скольжению рук.

 В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 Целевое назначение помещения – отделение банка - определено в качестве объекта социальной инфраструктуры, таким образом, обязанность по оборудованию помещения средствами подъема должна быть возложена на собственника.

 Разрешая заявленные требования по существу, суд, оценив доводы и возражения сторон, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» пришел к выводу о том, что действия собственника ОАО «Сбербанк России» приводят к нарушению конституционных прав и свобод граждан, в связи с чем исковые требования к ОАО «Сбербанк России» подлежат удовлетворению.

 В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

 Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

 Исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 210 ГК РФ, возлагающей на собственника бремя содержания имущества, на собственнике помещения ОАО «Сбербанк России» лежит обязанность по оборудованию входа в помещение магазина пандусами беспрепятственного доступа в него инвалидов.

 Оборудованный пандус в помещение отделения банка, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., не соответствует требованиям СНиП.

 Таким образом, обязанность по оборудованию здания средствами подъема следует возложить на собственника помещения, то есть на ОАО «Сбербанк России».

 На основании ст.89 ГПК РФ, суд находит возможным освободить ответчика от уплате государственной пошлины в доход местного бюджета.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

 Обязать ОАО «Сбербанк России» в лице Коми отделения №8617 создать условия для маломобильных групп населения беспрепятственный доступ в помещения отделения банка, находящихся по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., оборудовав вход пандусами и поручнями с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение 1 месяца через Сыктывкарский городской суд.

 Судья - Т.А. Веселкова