Дело № 2-1763/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кулинича Д.Н.,
при секретаре Костроминой А.Е.,
с участием истца помощника Калининградского межрайонного природоохранного прокурора – Оголя Е.В., представителей Росрыболовства ФИО1 и ФИО2, представителя ответчика ГКУКО «УДХ КО» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Калининградской области « Управление дорожного хозяйства Калининградской области» об обязании осуществить искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов без предоставления водных биологических ресурсов в пользование, третьи лица Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству(Росрыболовство) и Министерство развития инфраструктуры Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор(далее Прокурор), обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Государственному казенному учреждению Калининградской области « Управление дорожного хозяйства Калининградской области»(далее ГКУКО «УДХ КО») об обязании возместить вред в натуре причиненный естественным водным объектам Калининградской области при строительстве Эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р. Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области (I этап)» посредством выпуска в естественные водные объекты Калининградской области 259 815 шт. молоди сига.
В обоснование исковых требований Прокурор указал, что Западно-Балтийским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству(далее Росрыболовство) письмом № 04/06/138 от 27.04.2015 согласована проектная документация по объекту «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р. Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области (I этап)».
В соответствии с представленным для согласования отчетом о НИР по теме «Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания с расчетом вреда (ущерба) водным биоресурсам от производства работ при строительстве объекта «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р. Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области» 1 этап; водные объекты - река Новая Преголя, протока реки Новая Преголя без названия, ручей без названия (МПО-9-2), протока реки Старая Преголя без названия (остров Октябрьский), общие потери водных биоресурсов от реализации данного проекта в натуральном выражении составят 571,592 кг.
Заказчиком строительства данных объектов является ГКУ Калининградской области «Управление дорожного хозяйства Калининградской области».
В соответствии с произведенным расчетом вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, и определением величины компенсационных затрат в целях устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания в соответствии с п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. N 380, Учреждению за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, необходимо выпустить в естественные водные объекты Калининградской области (Куршский залив) 259 815 шт. молоди сига.
Между тем, до настоящего времени указанные мероприятия ответчиком не исполнены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на положения части 1 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее Закон № 166-ФЗ), части 2 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» (далее - постановление № 380), пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99 «Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов» (далее - постановление № 99) Прокурор просил суд:
1. Обязать ГКУКО «УДХ КО» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Росрыболовство заявление об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов без предоставления водных биологических ресурсов в пользование.
2. Обязать ГКУКО «УДХ КО» в соответствии с планом искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в срок не позднее 31 декабря 2020 года за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, провести мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, допущенного при строительстве объекта «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области (I этап)», путем выпуска в естественные водные объекты Калининградской области 259 815 шт. молоди сига.
В судебном заседании помощник Калининградского межрайонного природоохранного прокурора – Оголь Е.В. поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Настаивал на возмещении вреда в натуре, полагая невозможным его возмещение в иной форме.
Представители Росрыболовства ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании поддержали исковые требования Прокурора по изложенным им основаниям.
Представитель ответчика ГКУКО «УДХ КО» - ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требованиях по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Министерство развития инфраструктуры Калининградской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Из поступивших в суд письменных возражений следует, что Министерство возражает против заявленных требований, полагая, что выбранный истцом способ защиты нарушенных прав является ошибочным, неэффективным, а также неисполнимым.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на принципах:
- учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;
- приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее - Положение).
В соответствии с пп. «б» и «з» п. 2 Положения к мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания относятся оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В силу п. 5 Положения при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 Положения.
В силу п. 6 Положения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с пунктом 5 Положения.
При этом, в соответствии с п. 7 Положения мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии с частью 7 статьи 45 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
В силу ч. 1, 2 ст. 45 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
При этом, планы искусственного воспроизводства водных биоресурсов включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, поданных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с п. 3 Порядка подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов", утвержденного приказом Минсельхоза России от 20.10.2014 N 395, планы искусственного воспроизводства водных биоресурсов ежегодно утверждаются до 10 декабря года, предшествующего году, в котором будут выполняться работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, приказом Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами).
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Росрыболовством письмом № 04/06/138 от 27.04.2015 согласована проектная документация по объекту «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р. Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области (I этап)».
Заказчиком строительства данных объектов является ГКУКО «УДХ КО».
Строительство объекта «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области (I этап) (далее по тексту Объект) осуществлялось на основании контракта №0135200000515001679 от 12.02.2016 года на выполнение работ по объекту «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р. Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области (I этап)» (далее по тексту - Контракт).
Текст Контракта, дополнительные соглашения к нему, акты выполненных работ, отчеты, проектная документация к Контракту, статус выполнения Контракта и иная информация по Контракту размещена в открытом публичном доступе - Единой информационной системе в сфере закупок fhttp://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html, реестровый номер контракта: 23904072639 16 000005, номер контракта: 0135200000515001679) (далее по тексту ЕИС).
Согласно п. 1.1. Контракта Объект получил положительное заключение экспертизы государственной экспертизы №39-1-4-0179-15 от 30 октября 2015 г. и положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства. Строительство Объекта финансировалось с привлечение средств федерального бюджета (№39-1-6-0084-15 от 30 октября 2015 г.).
В соответствии с проектной документацией на Объект сводный сметный расчет стоимости Объекта включал компенсацию ущерба рыбному хозяйству в размере 5 939,46 тыс. рублей.
В соответствии с представленным для согласования отчетом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (л.д. 60-163) о НИР по теме «Оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания с расчетом вреда (ущерба) водным биоресурсам от производства работ при строительстве объекта «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р. Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области» 1 этап; водные объекты - река Новая Преголя, протока реки Новая Преголя без названия, ручей без названия (МПО-9-2), протока реки Старая Преголя без названия (остров Октябрьский), общие потери водных биоресурсов от реализации данного проекта в натуральном выражении составят 571,592 кг.
Компенсацию за вред(ущерб) наносимый водным биоресурсам, в размере 5 939 456,40 рублей, согласно заключению указанного отчета, рекомендуется направить на реконструкцию Экспериментального рыбоводного цеха ФГБУ «Запбалтрыбвод» в пос. Лесной Зеленоградского района(л.д. 148). Таким образом, вопреки доводам Прокурора и представителей Росрыболовства, согласованная проектная документация по указанному объекту предполагала денежную форму компенсации причиненного биоресурсам вреда, путем перечисления указанной суммы указанной Росрыболовством организации, занимающейся воспроизводством биоресурсов.
Мотивировочная часть указанного отчета содержит информацию о 259 815 шт. молоди сига исключительно в аспекте расчета денежной стоимости причиненного биоресурсам вреда. А именно, на стр. 84 отчета(л.д. 144) указано, что для компенсации потери водных биоресурсов в размере 571,592 кг необходимо выпустить в естественные водные объекты Калининградской области 259 815 шт. молоди сига. Далее по тексту отчета следуют расчеты стоимости воспроизводства указанного количества молоди сига, согласно которым затраты оцениваются 5 939 456,40 рублей, которые, как указано выше, рекомендуется направить на реконструкцию Экспериментального рыбоводного цеха ФГБУ «Запбалтрыбвод» в пос. Лесной Зеленоградского района.
Из переписки ГКУКО «УДХ КО» и Росрыболовства(л.д. 27-45) следует, что ГКУКО «УДХ КО» не отказывалось в добровольном порядке компенсировать причиненный биоресурсам вред в денежной форме, однако ФГБУ «Запбалтрыбвод» отказывалось заключать договор а иного получателя денежных средств Росрыболовство определить отказывалось, предлагая ГКУКО «УДХ КО» компенсировать вред в натуре и самостоятельно определиться с организаций, которая осуществит воспроизводство указанного количества молоди сига.
Разрешением на ввод в эксплуатацию №39-RU39301000-01-2016 от 28.08.2018г.(л.д. 211-212) подтверждается фактическая реализация проекта «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р. Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области (I этап)». Поскольку Объект введен в эксплуатацию, финансирование Объекта закрыто. Денежные средства, предусмотренные на компенсацию за вред (ущерб) наносимый водным биоресурсам, в размере 5 939 456,40 руб., в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) возвращены ГКУКО «УДХ КО» в бюджет.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как установлено судом, проектная документация по объекту «Строительство эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через р. Старая и Новая Преголя в г. Калининграде Калининградской области (I этап)» согласованная Росрыболовством, предусматривала денежную форму компенсации ущерба биоресурсам, в связи с чем, исковые требования Прокурора об обязании компенсировать причиненный вред в натуральной форме не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. Требований о взыскании компенсации причиненного биоресурсам вреда в денежной форме, как оно было предусмотрено проектной документацией, но не было исполнено ответчиком, Прокурором не заявлялось. Оснований, дающих право суду в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ выйти за пределы заявленных требований в рассматриваемом случае судом не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Д.Н. Кулинич
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2019 года.