ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1763/19 от 11.06.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2019 года г.Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Пустовой М.А.,

при секретаре судебного заседания Колосовой Е.С.,

с участием представителя истца (ответчика) ФИО1ФИО2, действующего на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика (истца) ФИО3, действующей на основании доверенности серии от <дата>,

третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1763/2019 по иску ФИО1 к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» (далее по тексту – Агентство) о восстановлении в Едином списке участников подпрограммы, отмене решения о снятии с учета, претензии, признании действительным решения о признании участником подпрограммы, признании права на получение субсидии, признании действующим и не подлежащим расторжению трехстороннего соглашения,

по иску акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к ФИО1 и публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о расторжении трехстороннего соглашения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая в обоснование, что на основании заявления от <дата> признана участником двух подпрограмм: подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», в составе семьи ФИО1 и её дочь ФИО4; и подпрограммы «Доступное жилье молодым», получатель субсидии ФИО4<дата> года рождения. Между ней, Агентством и ПАО «Сбербанк России» заключено трехстороннее соглашение. Истцом приобретена в долевую собственность квартира площадью 54,9 кв.м. по адресу: <...>, с распределением долей в праве собственности: ? - ФИО1, ? - ФИО4 27.11.2018 ответчик вручил ей решение о снятии с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры 2005-2015 годы» от <дата> исх. . В обоснование принятого решения ответчик указал, что на момент постановки на учет истец проживала в жилом помещении по адресу: <...>, общей площадью 66,5 кв.м., составом семьи: заявитель, отец и дочь заявителя. С указанным решением не согласна, поскольку площадь жилого помещения составляла 62,8 кв.м., состав семьи заявителя: она и её дочь, следовательно, обеспеченность жилой площадью 10,47 кв.м. на одного человека, что ниже нормы в 12 кв.м. <дата> истцом получена претензия ответчика о расторжении трехстороннего соглашения о компенсации процентной ставки по кредитному договору от <дата>. Из текста решения ответчика следует, что право на получение субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» возникло <дата>. С указанной даты до настоящего момента она не получала уведомлений о возникновении данного права, следовательно, ей не была предоставлена возможность в течении 15 календарных дней предоставить недостающие подтверждающие документы. Проверка учетного дела проведена ответчиком формально, сведения из Росреестра не запрашивались. Просит восстановить её в Едином списке участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 г.г. и на период до 2015 года» на получение субсидии по дате <дата> согласно решению о признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» от <дата>; отменить решение ответчика о снятии с учета и исключении ее из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 г.г.» от <дата> исх.; отменить признание недействительным решение о признании участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» и подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование»; отменить признание недействительным постановки на учет, уведомление о постановке на учет в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» и подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование»; признать претензию ответчика исх. от <дата> о расторжении трехстороннего соглашения о компенсации процентной ставки по кредитному договору от <дата> между ПАО «Сбербанк России», АО «Ипотечное агентство Югры», ФИО1, несостоятельной; признать действительным решение от <дата> о признании участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 г.г. и на период до 2015 года»; признать действительными постановку на учет, уведомление о постановке на учет в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым» и подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование»; рассмотреть повторно учетное дело на право получения субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым»; при достижении истца возраста 36 лет сохранить за ней право на получение субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» на время проведения судебного разбирательства и до полного исполнения сторонами решения суда, признать действующим и не подлежащим расторжению трехстороннего соглашения о компенсации процентной ставки по кредитному договору от <дата> между ПАО «Сбербанк России», АО «Ипотечное агентство Югры», ФИО1 от <дата> в связи с отсутствием факта незаконного участия в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», в том числе, предоставление участником несоответствующих действительности документов, все положения трехстороннего соглашения оставить в силе.

АО «Ипотечное агентство Югры» обратилось в суд с иском о расторжении трехстороннего соглашения, мотивируя свои требования тем, что <дата> ответчик ФИО1 обратилась к истцу с заявлениями о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммами 2 «Доступное жилье молодым» и 4 «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО – Югры от <дата>-п и Порядком реализации целевой программы ХМАО – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства ХМАО – Югры от <дата>-п, на состав семьи из 2 человек. Решениями от <дата> ответчик ФИО1 признана участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование». В соответствии с пп.13 ст. 10 Порядка, государственная поддержка участников подпрограммы 4 оказывается в виде компенсации части процентной ставки. <дата> между истцом, ответчиками ФИО1 и ОАО «Сбербанк России» заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору от <дата>, по условиям которого Агентство обязалось предоставить ФИО1 государственную поддержку в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита по кредитному договору от <дата>, предоставленному за счет средств банка на приобретение жилого помещения, в течение 240 месяцев. На момент признания участником подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» ФИО1 составом семьи из 2 человек (она и дочь) проживали по адресу: <адрес>, общей площадью 66,5 кв.м. Указанная квартира принадлежит ФИО1, её отцу ФИО2 и сестре ФИО5 по 1/3 доли в праве собственности на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата>. Обеспеченность на момент признания участником подпрограммы 4 составляла каждого члена семьи ФИО1 12,93 кв.м., поскольку в расчет берется и доля отца ответчика, членом семьи которого является ответчик. Следовательно, на момент постановки на учет у ответчика отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, в связи с чем правовые основания для заключения трехстороннего соглашения отсутствовали. <дата> Агентством направлено в адрес ФИО1 решение об исключении из Единого списка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», в котором указано, что решения о признании участником подпрограммы 2 и подпрограммы 4 признаны недействительными. Согласно п. 5.2 трехстороннего соглашения от <дата> соглашение может быть расторгнуто досрочно в случае выявления Агентством факта незаконного участия участников в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование». <дата> в адрес ответчика ФИО1 направлена претензия с требованием расторгнуть соглашение в добровольном порядке. Претензия получена ответчиком <дата>, ответ на претензию не поступал. Просит расторгнуть трехстороннее соглашение от <дата> о компенсации части процентной ставки по кредитному договору от <дата>, взыскать с ответчика ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Истец (ответчик) ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель истца (ответчика) по доверенности и одновременно третье лицо ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, в удовлетворении требований АО «Ипотечное агентство Югры» просил отказать.

Представитель ответчика (истца) АО «Ипотечное агентство Югры» по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования Агентства поддержала, исковые требования ФИО1 не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика и одновременно третьего лица ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях создания системы государственной поддержки молодых семей, молодых специалистов для осуществления ими права на жилище, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005 - 2015 годы», были приняты подпрограммы «Доступное жилье молодым» (подпрограмма 2) и «Ипотечное жилищное кредитование» (подпрограмма № 4»).

Согласно ч. 3 ст. 9 названного Закона, участниками подпрограммы 2 являются: 1) молодые семьи, имеющие детей; 2) молодые семьи, в которых оба супруга (в случае неполной семьи – мать или отец являются работниками государственных и (или) муниципальных учреждений или организаций агропромышленного комплекса, а также работниками федеральных органов власти или органов местного самоуправления, расположенных на территории автономного округа; 3) молодые специалисты.

Согласно ч. 3 ст. 17 названного Закона, участниками подпрограммы 4 являются следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа: 1) участники подпрограмм 1 - 3; молодые семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет, в том числе неполные семьи, в которых возраст матери или отца не превышает 35 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; 3) молодые специалисты, возраст которых не превышает 30 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, работающие в государственных и (или) муниципальных учреждениях или организациях агропромышленного комплекса на территории автономного округа. В рамках данной подпрограммы молодым специалистом считается выпускник учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования после получения диплома (иного документа), не состоящий в браке, впервые вступивший в трудовые отношения и заключивший трудовой договор, а в случае призыва на срочную военную службу в армию - после службы в армии. Работа в государственных и (или) муниципальных учреждениях или организациях агропромышленного комплекса должна быть основной; 4) государственные гражданские служащие автономного округа, работники, осуществляющие иную деятельность в органах государственной власти автономного округа, работники иных органов, денежное содержание которых полностью осуществляется из средств бюджета автономного округа и (или) бюджетов муниципальных образований автономного округа, работники государственных учреждений автономного округа, муниципальные служащие автономного округа, работники муниципальных учреждений автономного округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; 5) граждане - участники федеральных целевых программ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и граждане, получающие меры государственной поддержки из федерального бюджета на улучшение жилищных условий; 7) иные граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и желающие приобрести жилые помещения в собственность.

Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» также регулировалось Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006 № 67-п «О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы» (далее по тексту –Порядок №67-п).

Согласно п.1 ст.2 Порядка участие в подпрограмме носит добровольный характер. Соблюдение ее условий, являющихся общедоступной информацией, участниками подпрограммы обязательно. Данное положение означает, что гражданин, перед обращением с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в рамках Порядка, ознакомился с законодательством, выбрал категорию, по которой он имеет право обратиться за государственной поддержкой и согласен со всеми условиями, содержащимися в нормативно-правовом акте.

Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» также регулировалось Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.02.2006 № 23-п «О порядке реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы» (далее по тексту Порядок № 23-п).

23.12.2010 Правительством ХМАО-Югры принято Постановление № 368-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года».

Кроме того, на момент возникновения спорных правоотношений действовал порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 № 108-п.

01.01.2014 Постановление Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2011 № 368-п и Постановление Правительства ХМАО-Югры от 18.04.2011 № 108-п утратили силу в связи с принятием государственной программы ХМАО-Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 408-п. Указанной программой предусмотрено мероприятие - «Обеспечение жильем молодых семей, признанных до 31.12.2013 участниками подпрограмм»,предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность молодым семьям, вставшим на учет по подпрограмме «Доступное жилье молодым» в соответствии с постановлениями Правительства ХМАО-Югры № 368-п от 23.12.2010 и № 108-п от 18.04.2011.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в целях создания условий, способствующих улучшению жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» (далее - Целевая программа), которая также включает в себя подпрограмму «Доступное жилье молодым» (либо - подпрограмма 2) и подпрограмму «Ипотечное жилищное кредитование» (либо – подпрограмма № 4»).

Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках Целевой Программы регулируются Порядком реализации целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 № 108-П (далее - Порядок).

В соответствии с указанным Порядком государственная поддержка участников целевой программы осуществляется в виде:

субсидии на первоначальный взнос при ипотечном кредитовании, оплату договора приобретения (строительства) жилого помещения, погашение основного долга по кредиту (займу), предоставленному банком или организацией, предоставляющей займы, на цели приобретения (строительства) жилого помещения, погашения основного долга по кредиту (займу) на погашение льготного жилищного займа, кредита (займа), предоставленного с компенсацией части процентной ставки по подпрограмме 4 целевой программы или подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 № 103-оз;

компенсации части процентной ставки по кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилого помещения, по кредитам (займам) на погашение льготного жилищного займа или кредита (займа), предоставленного с компенсацией части процентной ставки в рамках подпрограммы 4 целевой программы или подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 № 103-оз.

Согласно п. 1 ст. 6 Порядка участником целевой программы (подпрограммы) является гражданин Российской Федерации, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 3 настоящего Порядка (за исключением участников подпрограммы 1) и отнесенный к категории - молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии (далее - молодая семья).

В соответствии со ст. 10 Порядка для участников подпрограммы 2 государственная поддержка оказывается в виде субсидии, размер которой соответствует стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, умноженной на количество детей молодой семьи участника подпрограммы 2, имеющей детей.

Для участников подпрограммы 4 государственная поддержка оказывается в виде компенсации части процентной ставки по кредитам и займам в размере, не превышающем 7,5 процента годовых.

Согласно Постановлению Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе ХМАО - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО - Югры в 2014 - 2020 годах» мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей, признанных до 31.12.2013 участниками подпрограмм» предусматривает предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность молодым семьям, вставшим на учет по подпрограмме «Доступное жилье молодым» в соответствии с Законом автономного округа № 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа № 368-п, № 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.

Так, согласно п. 1.4 ст. 6 Порядка, участником обозначенной подпрограммы являются молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного из родителей в неполной семье не превышает 35-ти лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.

В соответствии со ст. 8 Порядка молодые семьи, признанные участниками подпрограммы, включаются в Список в хронологической последовательности исходя из регистрационного номера заявления в книге регистрации и учета. При этом список формируется в продолжение списков граждан, поставленных на учет до 1 января 2011 года на основании положений ранее действовавшей программы, утвержденной законом ХМАО - Югры от 11.11.2005 № 103-оз.

Для участников рассматриваемой подпрограммы государственная поддержка оказывается в виде субсидий, размер которой для молодой семьи, не имеющей детей, соответствует стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. Для молодой семьи, имеющей детей, - стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, умноженной на количество детей (ст. 5 Порядка).

В соответствии со ст. 11 Порядка право участника названной подпрограммы на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, решение о предоставлении которого принимается в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы.

Из вышеприведенных норм следует, что время принятия решения о предоставлении субсидии конкретному участнику подпрограммы «Доступное жилье молодым» Целевой программы зависит от объема ее финансирования, количества претендентов на ее получение (участников подпрограммы), даты признания участником подпрограммы. До принятия решения о предоставлении субсидии и направления уведомления участники подпрограммы, по сути, являются претендентами на получение субсидии.

Материалами дела установлено, что на основании заявлений ФИО1 (л.д. 218-219, 220-221) АО «Ипотечное агентство Югры» приняты решения от <дата> (л.д. 234, 235) о признании её участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО – Югры от <дата>-п и Порядком реализации целевой программы ХМАО – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства ХМАО – Югры от <дата>-п, составом семьи из 2 человек.

Свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> (л.д.158-159, 160-161) подтверждается, что <дата>ФИО1 в долевую собственность с несовершеннолетней ФИО4 приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: ХМАО – Югра, Нижневартовск, <адрес>.

<дата> между ОАО «Сбербанк России», ФИО1 и ФИО2 заключен кредитный договор (л.д. 119-128), по условиям которого банк предоставил заемщику денежные средства в размере 2 300 000 рублей для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: ХМАО – Югра, Нижневартовск, <адрес>.

<дата> между ОАО «Ипотечное Агентство Югры», ОАО «Сбербанк России» и ФИО1 заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки (л.д. 116-118), по условиям которого Агентство предоставляет государственную поддержку участнику в форме компенсации, уплачиваемой участником за пользование суммой кредита по кредитному договору от <дата>, предоставленному за счет средств банка на приобретение жилого помещения в течение 120 месяцев, при условии целевого использования и исполнения обязательств участников в соответствии с условиями, установленными кредитным договором и настоящим соглашением (п. 1.2).

Решением Агентства от <дата>ФИО1 исключена из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского округа – Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». В обоснование принятого решения Агентством указано, что <дата> у истца возникло право на получение субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым», на момент постановки на учет неверно произведен расчет нуждаемости в связи с чем выявлен факт отсутствия нуждаемости улучшения жилищных условий. В связи с указанным решения о признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» и подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» признаны недействительными.

Решение Агентства об исключении семьи Л-вых из Единого списка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года» суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 2.4 п. 2 ст. 3 Порядка реализации целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от <дата>-п, нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.

Согласно п. 5 ст. 3 Порядка для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки.

В судебном заседании установлено, подтверждено копией договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата> (л.д.34), копией справки <данные изъяты>» от <дата> (л.д.222), что на момент постановки на учет по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым», семья Л-вых: ФИО1 и её дочь ФИО4 зарегистрирована и проживала в квартире расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 66,5 кв.м., жилой площадью 41,4 кв.м., принадлежащей на праве долевой собственности ФИО1, её отцу ФИО2, и сестре ФИО5 (по 1/3 доли в праве у каждого).

Поскольку в указанной квартире на момент постановки истца на учет проживал её отец, то ответчик произвел расчет нуждаемости истца с учетом того, что истец является членом семьи своего отца. Однако, вопреки ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств совместного проживания и ведения совместного хозяйства ФИО1 с отцом ФИО2, ответчиком не представлено.

Напротив, истец ФИО1 и третье лицо ФИО2 в судебном заседании суду пояснили, что проживали они отдельными семьями, совместного хозяйства не вели, при этом членом семьи собственника ФИО1 являлась лишь её несовершеннолетняя дочь ФИО4

В связи с чем, исходя из буквальной формулировки п.5 ст. 3 Порядка, следует, что ФИО2 проживал в принадлежащем ему жилом помещении, вел раздельное хозяйство с ФИО1, в связи с чем, членом семьи собственника, проживающего в принадлежащем ФИО1 жилом помещении, не являлся.

В судебном заседании установлено, подтверждается выпиской ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от <дата> (л.д. 35-36) и кадастровым паспортом помещения от <дата> (л.д. 37), что общая площадь вышеуказанного жилого помещения составляет 62,8 кв.м.

Соответственно, расчет нуждаемости для семьи Л-вых должен быть произведен следующим образом: 62,8 кв.м. /3 собственника = 20,93 кв.м., 20,93 кв.м. / 2 (члена семьи) = 10,46 кв.м. (на одного члена семьи), что не превышает норму жилой площади, установленную Порядком реализации целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2011 № 108-п.

Принимая во внимания вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент подачи документов в ОАО «Ипотечное агентство Югры» для получения субсидии в рамках реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года», утвержденной <адрес> от 23.12.2010 № 368-п, семья Л-вых соответствовала предъявляемым требованиям и являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, суд считает действия Агентства об исключении ФИО1 из подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 года и на период до 2015 года» незаконными, а заявленные истом требования подлежащими удовлетворению в части признания решения АО «Ипотечное агентство Югры» от <дата> исх. о снятии с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского округа – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» ФИО1 недействительным и возложении обязанности на Агентство восстановить ФИО1 в Едином списке участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» на дату – <дата>.

Требования ФИО1 о признании претензии несостоятельной, признании действительным решения от <дата> о признании участником подпрограммы, признании действительным постановку на учет и уведомление о постановке на учет в рамках подпрограммы, рассмотрении повторно учетного дела истца, признании действующим и не подлежащим расторжению трехстороннего соглашения являются производными требованиями от основного – признании незаконным снятие с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы и дополнительному разрешению не подлежат.

Исковые требования о сохранении права за истцом при достижении истца возраста 36 лет на получение субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» на время проведения судебного разбирательства и до полного исполнения сторонами решения суда удовлетворению не подлежат, поскольку исходя из ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит лишь нарушенное право. В указанной части таких нарушений прав и законных интересов истца не установлено.

Относительно иска Агентства к ФИО1 и ПАО «Сбербанк России» о расторжении трехстороннего соглашения, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В силу п. 5.2 вышеуказанного трехстороннего соглашения оно может быть досрочно расторгнуто, в том числе в случае выявления Агентством или Банком факта незаконного участия Участника в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», в том числе предоставление Участником несоответствующих действительности документов.

Агентством ФИО1 направлена претензия с требованием о расторжении трехстороннего соглашения о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору (л.д. 254).

Поскольку в судебном заседании не установлено факта незаконного участия ФИО1 в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» и предоставления ею несоответствующих действительности документов, напротив, судом установлена незаконность действий АО «Ипотечное агентство Югры» принятием решения от <дата> исх. о снятии с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского округа – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» ФИО1, то требования АО «Ипотечное агентство Югры» о расторжении трехстороннего соглашения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать решение АО «Ипотечное агентство Югры» от <дата> исх. о снятии с учета и исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского округа – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» недействительным.

Обязать АО «Ипотечное агентство Югры» восстановить ФИО1 в Едином списке участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> – Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» на дату – <дата>.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» отказать.

В удовлетворении исковых требований акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к ФИО1 и публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о расторжении трехстороннего соглашения, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья М.А. Пустовая

Мотивированное решение составлено 17.06.2019