ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1763/20 от 20.08.2020 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-1763/2020

УИД 75RS0023-01-2020-002356-89

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года г. Чита

Черновский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Левиной А.И.,

при секретаре Парыгиной Н.А.,

с участием представителя истца прокурора Цырендоржиевой И.Ж.,

представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита» ФИО1,

представителя третьего лица ТСЖ «Байкал» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Черновского района города Читы обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района по поручению прокуратуры Забайкальского края проведена проверка, в ходе которой в деятельности органов местного самоуправления городского округа «Город Чита» выявлены многочисленные нарушения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Чита» от 13.05.2020 №22 «О проведении первоочередных мероприятий, направленных на стабилизацию обстановки, вызванной сильным порывистым ветром на территории городского округа «Город Чита»» учитывая масштаб разрушений и повреждений объектов инфраструктуры города, с целью оперативного устранения нарушений условий жизнедеятельности населения и предотвращения угрозы жизни и здоровью людей введен на территории городского округа «Город Чита» с 13.05.2020 режим функционирования Читинского городского звена территориальной подсистемы РСЧС Забайкальского края «Чрезвычайная ситуация».

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки выявлены факты принятия ненадлежащих и несвоевременных мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах г. Чита, в том числе по соблюдению и недопущению нарушений прав и законных интересов граждан, их имущества.

Комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» в прокуратуру края предоставлена информация, согласно которой в результате сильных порывов ветра 13.05.2020 в г. Чите пострадало 94 объекта, 82 из которых являются многоквартирными жилыми домами, 52 крыши многоквартирных жилых домов отремонтированы силами управляющих организаций, в том числе 5 - на территории Черновского района г. Читы.

Вместе с тем, в ходе выездной проверки на указанные объекты с участием специалиста Государственной инспекции Забайкальского края установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <...> на блоке № 2 кровельное покрытие полностью отсутствует, стропила частично отсутствуют. В связи с отсутствием у собственников жилых помещений в многоквартирном доме необходимых финансовых средств для проведения восстановительных работ председателем ТСЖ «Байкал» 18.05.2020 в адрес руководителя администрации городского округа «Город Чита» направлено письмо о выделении финансирования на данные виды работ. До настоящего времени работы не произведены.

В здании ГУСО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края», расположенном по адресу: <...>, частично отсутствуют листы кровли, имеется неплотное прилегание листов на всей площади крыши. Конек кровли имеет значительные разрушения. Министерством финансов Забайкальского края денежные средства на восстановительные работы в учреждении не выделялись.

Многоквартирные жилые дома, ремонт которых произведен силами управляющий компаний, также имеют нарушения, а именно:

- жилой дом по адресу: г. Чита, мкр. Жилгородок, д. 14 - неисправность кровельного покрытия, выполненного из асбестоцементных листов - наличие трещин, разрывов, заплат, неплотное прилегание кровельного покрытия на большой площади крыши, конек дома частично разрушен, имеются многочисленные сквозные трещины;

- жилой дом по адресу: <...> - неисправность кровельного покрытия, выполненного из металлических профильных листов, неплотное примыкание кровельного покрытия к выступающим элементам крыши;

- жилой дом по адресу: <...> - неисправность кровельного покрытия, выполненного из асбестоцементных листов. Неплотное прилегание кровельного покрытия к выступающим элементам крыши.

Таким образом, проверкой установлено, что специализированными подразделениями и учреждениями городского округа «Город Чита» при возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной сильным порывом ветра, ненадлежащим образом исполнены свои обязанности, не проведена работа по своевременному устранению последствий чрезвычайной ситуации, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, создана угроза их жизни и здоровью, причинен ущерб имуществу в границах городского округа «Город Чита».

На основании изложенного, прокурор просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» провести ремонтно-восстановительные работы крыш многоквартирных жилых домов по адресам: <...>; г. Чита, мкр. Жилгородок, д. 14; <...>; <...>, а также здания ГУСО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края, расположенного по адресу: <...>. Также прокурор просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.

В ходе судебного разбирательства прокурором заявленные требования неоднократно уточнялись, окончательно прокурор просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать проведение ремонтных работ по восстановлению крыши многоквартирного жилого дома по адресу: <...>; обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края организовать проведение ремонтных работ по восстановлению крыши здания ГУ СО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края», расположенного по адресу: <...>; обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда от 27 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Чита», Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, ТСЖ «Байкал», ПЖСК № 24, ООО УК «Авиатор», ООО «РУЭК-ГРЭС».

Определением суда от 10 августа 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в качестве третьих лиц Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, ГУСО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края.

Определением суда от 20 августа 2020 года требования прокурора к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об организации проведения ремонтных работ по восстановлению крыши здания ГУ СО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края» выделены в отдельное производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУСО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края.

В судебном заседании представитель истца прокурор Цырендоржиева И.Ж. заявленные требования к администрации городского округа «Город Чита» с учетом уточнений поддержал, просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать проведение ремонтных работ по восстановлению крыши многоквартирного жилого дома по адресу: <...>. В части проведения ремонтных работ по восстановлению крыш многоквартирных жилых домов по адресам: г. Чита, мкр. Жилгородок, д. 14; <...>; <...>, прокурор требования не поддержал, поскольку на момент рассмотрения дела в суде ремонт крыш указанных домов осуществлен в полном объеме.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» ФИО1 заявленные требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать, суду пояснила, что администрацией предприняты все возможные меры для устранения последствий ЧС, направлен запрос в Министерство финансов Забайкальского края о выделении финансирования на проведение ремонтно-восстановительных работ, в свою очередь Губернатор Забайкальского края обратился к Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с запросом на предоставление денежных средств из федерального бюджета для устранения последствий ЧС, в перечне пострадавших объектов указан жилой дом по адресу: <...>. При поступлении денежных средств из федерального бюджета, они незамедлительно будут выделены для проведения ремонтно-восстановительных работ крыши указанного многоквартирного дома.

Представитель третьего лица ТСЖ «Байкал» ФИО2 заявленные требования прокурора поддержала, суду пояснила, что является председателем ТСЖ «Байкал», собственных средств для ремонта кровли МКД у них не имеется. На сегодняшний день подготовлены сметы по объему и стоимости ремонто-восстановительных работ.

Третьи лица МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Чита», Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, ПЖСК № 24, ООО УК «Авиатор», ООО «РУЭК-ГРЭС» своих представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В предыдущем судебном заседании представители управляющих компаний подтвердили, что ремонтно-восстановительные работы крыш многоквартирных домов по адресам: мкр. Жилгородок, д. 14; <...>; <...> проведены, представив подтверждающие документы (л.д. ).

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав пояснения представителей участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Черновского района г. Читы по поручению прокуратуры Забайкальского края проведена проверка, в ходе которой в деятельности органов местного самоуправления городского округа «Город Чита» выявлены нарушения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п. 8 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Чита» от 13.05.2020 №22 «О проведении первоочередных мероприятий, направленных на стабилизацию обстановки, вызванной сильным порывистым ветром на территории городского округа «Город Чита», учитывая масштаб разрушений и повреждений объектов инфраструктуры города, с целью оперативного устранения нарушений условий жизнедеятельности населения и предотвращения угрозы жизни и здоровью людей на территории городского округа «Город Чита» с 13.05.2020 введен режим функционирования Читинского городского звена территориальной подсистемы РСЧС Забайкальского края «Чрезвычайная ситуация».

Согласно информации Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от 20.05.2020, в результате сильных порывов ветра 13.05.2020 в г. Чите пострадало 94 объекта, 82 из которых являются многоквартирными жилыми домами, 52 крыши многоквартирных жилых домов отремонтированы силами управляющих организаций, в том числе 5 на территории Черновского района г. Читы (л.д. ).

В ходе выездной проверки прокуратурой района на указанные объекты с участием специалиста Государственной инспекции Забайкальского края установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <...> на блоке № 2 кровельное покрытие полностью отсутствует, стропила частично отсутствуют, установлена неисправность крыши (л.д. )

В связи с отсутствием у собственников жилых помещений в многоквартирном доме необходимых финансовых средств для проведения восстановительных работ председателем ТСЖ «Байкал» 18.05.2020 в адрес руководителя администрации городского округа «Город Чита» направлено письмо о выделении финансирования на данные виды работ (л.д. ).

До настоящего времени работы в МКД по адресу: <...>, не произведены.

Согласно информации, предоставленной администрацией городского округа «Город Чита» 28.05.2020 в адрес Министерства финансов Забайкальского края направлен запрос на выделение денежных средств для устранения последствий ЧС – восстановлению крыши МКД по адресу: <...> (л.д. ).

Согласно перечню объектов, поврежденных в результате негативного ветрового воздействия, утвержденному Губернатором Забайкальского края, в данный перечень включен жилой дом по адресу: <...> (л.д. ).

Губернатором Забайкальского края направлено обращение Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о выделении денежных средств из федерального бюджета для устранения последствий ЧС, в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Забайкальского края (л.д. ).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что специализированными подразделениями и учреждениями городского округа «Город Чита» при возникновении чрезвычайной ситуации, вызванной сильным порывом ветра, ненадлежащим образом исполнены свои обязанности по своевременному устранению последствий чрезвычайной ситуации, крыша многоквартирного дома по адресу <...> не отремонтирована, денежные средства не выделены, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, создана угроза их жизни и здоровью, причинен ущерб имуществу в границах городского округа «Город Чита».

С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности организовать проведение ремонтных работ по восстановлению крыши многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, являются обоснованными, законными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Требование об обращении решения суда к немедленному исполнению удовлетворению не подлежит, поскольку суд не усматривает наличие условий для обращения решения к немедленному исполнению в данной ситуации, ввиду того, что в настоящее время на федеральном уровне разрешается вопрос о выделении бюджетных ассигнований для устранения последствий ЧС, при поступлении которых решение суда должно быть исполнено ответчиком путем перечисления финансирования для проведения ремонтно-восстановительных работ крыши по вышеуказанному адресу.

Поскольку ремонтно-восстановительные работы крыш многоквартирных домов по адресам: мкр. Жилгородок, д. 14; <...>; <...> проведены, о чем представлены соответствующие акты, прокурор в данной части исковые требования не поддержал, в удовлетворении исковых требований в указанной части надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Черновского района города Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» организовать проведение ремонтных работ по восстановлению крыши многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г. Читы.

Судья А.И. Левина

Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2020 года.