Дело №2-1763/2022
39RS0001-01-2022-000363-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ушаковой О.В.,
при секретаре Никулиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, третьи лица Министерство градостроительной политики Калининградской области, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области, о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику с вышеназванными требованиями, в обоснование указал, что 15 апреля 2016 г. заключил с ФИО2 договор инвестирования на строительство жилого объекта, подлежащего передаче в собственность по завершению строительства – блок-секции (жилого дома) номер 1, общей проектной площадью 101,10 кв.м, и оплатил инвестиционный взнос в размере 3 639 600 руб.
В нарушение взятых на себя обязательств ответчик необходимую документацию не подготовила, объект в собственность истца не передала, в связи с чем просил признать за собой право собственности на жилой дом с к.н. № в блокированном жилом доме, расположенном на земельном участке с к.н. №, по адресу:
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Ходатайство стороны истца об отложении судебного заседания судом отклонено в связи с отсутствием доказательств уважительности неявки в судебное заседание.
Принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень документов, предоставление которых обязательно для выдачи разрешения на строительство.
В соответствии со ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство (ч.2).
Таким образом, статус объекта капитального строительства обусловлен соблюдением установленных законом процедур для осуществления строительства и ввода в эксплуатацию того или иного объекта.
Право собственности на жилой дом блокированной застройки может возникнуть, если такой дом возведен с соблюдением закона и иных правовых актов, то есть, возведен на основании полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство и введен в эксплуатацию.
Из дела видно и судом установлено, что 15 апреля 2016 г. ФИО1 заключил с ФИО2, именуемой «заказчиком-застройщиком», договор инвестирования в строительство индивидуального жилого дома №1, согласно которому последняя обязалась осуществить строительство двухэтажного индивидуального жилого дома площадью 101,1 кв.м. на земельном участке с к.н. № по адресу: – , ", с отметкой, что участок принадлежит заказчику-застройщику на праве собственности, а инвестор обязался предоставить инвестиционный взнос в размере 3 639 600 руб.
При этом заказчик-застройщик обязался подготовить проектную документацию, оформить разрешительную документацию, завершить строительство индивидуального жилого дома в срок до 31 сентября 2016 г. и получить правоустанавливающие документы на индивидуальный жилой дом в срок до 30 октября 2016 г., после чего письменно уведомить инвестора о получении названных документов и передать в собственность инвестора дом.
Вместе с тем, материалами регистрационного дела и выписками из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с к.н. №, поставленный на кадастровый учет 11 ноября 2015 г., площадью кв.м., с видом разрешенного использования - блокированная жилая застройка, по адресу: , А, с 02 декабря 2015 г. принадлежал на праве собственности ФИО4, которая, в свою очередь, на основании договора купли-продажи, заключенного с ФИО1, осуществила отчуждение участка последнему, право собственности за которым было зарегистрировано 18 декабря 2018 г.
При этом, 25 декабря 2015 г. на кадастровый учет было поставлено жилое здание с к.н. №, расположенное на земельном участке с к.н. №, на основании технического плана и декларации об объекте недвижимости, поданной ФИО4, в которой в свою очередь указано этажность (2 этажа) и площадь здания 101,1 кв.м., соответствующие площади и этажности, обозначенным в договоре инвестирования.
Обращает на себя внимание, что договор инвестирования был заключен ФИО1 с ФИО2, не являющейся правообладателем земельного участка с к.н. №, уже после постановки на кадастровый учет жилого здания с к.н. №, согласно декларации оконченного строительством в 2015 г.
После регистрации права собственности на земельный участок истец подал в Управление Росреестра по Калининградской области заявление на государственную регистрацию права собственности в отношении жилого здания с к.н.№.
Уведомлением от 13 марта 2019 г. Управлением Росреестра по Калининградской области были приостановлены действия по государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета в связи с тем, что 25 декабря 2015 г. жилое здание было поставлено на кадастровый учет на основании технического плана, из которого усматриваются признаки блокированной жилой застройки, при этом разрешительная документация, подтверждающая факт согласования с органами власти строительства (реконструкции) такого жилого дома, в пакете документов, представленных на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, отсутствует.
Как установлено судом, разрешение на строительство на земельном участке с к.н. № не выдавалось, в то время как в отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, разрешение на строительство жилого дома блокированной застройки на земельном участке истцу и предшествующему владельцу земельного участка в установленном законом порядке не выдавалось, результаты инженерных изысканий, проектная документация, положительное заключение экспертизы проектной документации застройщиком не предоставлялись. Разрешения на ввод объекта - жилого дома блокированной застройки также не выдавалось.
Таким образом, настоящие исковые требования, фактически направленные на изменение статуса жилого дома на жилой дом блокированной застройки, свидетельствуют о намерении истца в обход установленных законом процедур ввести в эксплуатацию жилой дом блокированной застройки.
Между тем, такое изменение статуса объекта капитального строительства в судебном порядке не предусмотрено.
Возведённый на земельном участке объект в нарушение установленного законом порядка, по сути, является самовольной постройкой.
Вместе с тем, в нарушение ч. 3 ст. 222 ГК РФ, истцом не представлено доказательств того, что спорный объект недвижимости соответствует установленным требованиям, а также что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Кроме того, в настоящем случае ФИО2 является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску ввиду прямого указания закона, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к ФИО2 о признании права собственности на жилой дом, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2022 г.
Судья О.В. Ушакова