Дело **
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
**** года ***
Железнодорожный районный суд ***
в составе:
председательствующего судьи Тарабариной Т.В.
при секретаре Марченко Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубцовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Рубцовский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», в котором просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по созданию пешеходного перехода через железнодорожные пути *** в районе *** околоток; обязать ОАО «РЖД» совместно с Администрацией *** края комиссионно определить место перехода железнодорожных путей на *** в районе *** околоток для размещения пешеходного перехода через железнодорожные пути, проходящие в границах муниципального образования с учетом сложившегося пешеходного потока населения и перспективы развития инфраструктуры населенного пункта, железнодорожного транспорта; обязать ОАО «РЖД» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на месте, определенном комиссионно, пешеходный переход через железнодорожные пути.
В обосновании иска указано, что в ходе проверки установлено, что для жителей *** края отсутствуют безопасные переходы в районе *** околоток через железнодорожные пути, исключающие возможность травмирования граждан железнодорожным транспортом. Поводом для проведения проверки послужило обращение в прокуратуру депутата ***вого законодательного собрания в связи с коллективным обращением к нему жителей *** края.
В указанном районе города имеется две улицы, в том числе *** топлива. В соответствии с информацией Администрации *** края от ****** на *** околоток имеется 4 дома, в которых проживают 33 человека. На *** топлива имеется 5 жилых домов, в которых проживают 25 человек. В данных домах проживают 15 детей, в том числе 13 малолетних детей, а также граждане пожилого возраста. Указанные улицы тесно граничат с зоной сооружений и коммуникаций железнодорожного транспорта. К жилым домам имеется возможность подъезда по грунтовой автомобильной дороге через железнодорожный переезд, расположенный в районе филиала «Славгородский» «ГУП ДХ АК Северо-Западное ДСУ», который находится на значительном удалении. Ближайший пешеходный переход расположен на расстоянии более 1 километра от места сложившегося пешеходного потока у здания табельной. Пешеходные дорожки вдоль железнодорожных путей отсутствуют. Фактически в связи с отсутствием пешеходного перехода через железнодорожные пути и пешеходной дорожки жители *** вынуждены передвигаться по балластной призме железнодорожного пути, подвергая свою жизнь опасности. Балластная призма железнодорожных путей находится на расстоянии 2 метров от домовладений. В районе *** околоток проходят 4 железнодорожных пути, в том числе ходовой путь **, главный путь **, ходовой путь **, путь ** не общего пользования, которые являются зоной повышенной опасности. Железнодорожный вокзал, автомобильный вокзал, амбулаторно- поликлиническое отделение, средняя общеобразовательная школа, продуктовые и промышленные магазины находятся за железнодорожными путями.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и пояснил, что законодатель не обязывает комиссионно определять место пешеходного перехода. В целях обеспечения безопасности граждан при их нахождении на объектах железнодорожного транспорта и переходе через железнодорожные пути на *** оборудовано 2 пешеходных перехода: на расстоянии 191,8 м от оси пассажирского здания на 34 км ПК 6 и на расстоянии 1006,6 м от оси пассажирского здания на 315 км ПК 8. Отсутствует правовое основание иска- не указан закон, устанавливающий обязанность ответчика оборудовать дополнительный пешеходный переход через железнодорожные пути станции при наличии двух действующих пешеходных переходов. Предъявляя настоящее исковое заявление, прокурор фактически вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД».
Представитель 3-го лица- Администрации *** края в суд не явился; представил письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования Рубцовского транспортного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Согласно акта **** в период времени с 17.00 до 18.00 количество пешеходов через железнодорожные пути в районе *** составило 53 человека, 11 из которых- дети. **** комиссионно были произведены измерения видимости подвижного состава от стрелки **СС 33 железнодорожного пути, расположенного на 5 пике 316 километра первого главного пути в сторону перегона ***. Указанное место, как возможное место образования пешеходного перехода через железнодорожные пути, в том числе, ** путь, первый главный, 33 путь, 39 путь было обозначено присутствующими жителями *** дистанции пути ФИО1 В своем объяснении начальник Кулундинской дистанции пути ФИО2 сослался на невозможность оборудования пешеходного перехода через пути в связи с отсутствием финансовых средств на его оборудование. Таким образом, техническая возможность оборудования железнодорожных путей пешеходным переходом имеется.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Рубцовского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск.
В судебном заседании установлено, что Рубцовской транспортной прокуратурой на основании обращений граждан была проведена проверка соблюдения ответчиком требований закона в части организации мест перехода через железнодорожные пути на *** в районе *** околоток.
В результате проверки установлено, что железнодорожные пути на *** достаточным количеством мест для перехода не оборудованы. Имеющиеся 2 пешеходных перехода в полной мере не обеспечивают безопасность жителей при переходе железнодорожных путей в районе *** околоток, поскольку находятся на значительном расстоянии (более 1 км) от места сложившегося пешеходного потока.
В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных актов, стандартов, правил и техническим нормам. Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч.2 ст.20 вышеуказанного Закона возложена на владельцев инфраструктуры и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции.
Согласно п.1 ст.21 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В соответствии со ст.80 ФЗ от **** № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с указанными требованиями Закона Приказом Минтранса РФ от ****** утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
Согласно п.4 Правил, с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие в том числе иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
Пунктом 7 Правил установлено, что при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.
Из анализа вышеуказанных пунктов Правил следует, что железнодорожные пути общего и необщего пользования, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются неотъемлемой частью инженерного оснащения инфраструктуры железнодорожного транспорта.
С **** распоряжением ОАО «РЖД» от ******-р введены в действие Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути. Согласно п.17 параграфа 6 Требований места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.
Согласно п. 8.4 СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм" следует, что владельцы инфраструктуры железной дороги во всех случаях в местах организованного пешеходного движения через железнодорожные пути обязаны предусматривать устройства, обеспечивающие безопасность пешеходного перехода.
В ходе прокурорской проверки установлено, что Кулундинской дистанцией пути совместно с администрацией ******* проведено обследование пешеходного потока через железнодорожные пути в районе *** околоток (л.д.46). Обследованием установлено, что в период с 17.00 до 18.00 часов железнодорожные пути пересекли 53 человека, из которых 11- дети.
Таким образом, установлено, что в районе *** околоток *** организовано пешеходное движение через железнодорожные пути в виде сложившегося на протяжении многих лет массового пешеходного потока населения.
**** комиссионно были произведены измерения видимости подвижного состава стрелки **СС 33 железнодорожного пути, расположенной на 5 пикете 316 километра первого главного пути в сторону перегона Славгород-Табуны, что подтверждается копией акта проверки (л.д. 39). В акте отмечено, что указанное место как возможное место образования пешеходного перехода через железнодорожные пути **, первый главный путь, 33 путь, 39 путь было обозначено присутствующими жителями улицы.
В письменном объяснении (л.д.48-49) начальник Кулундинской дистанции Западно- Сибирской дирекции инфраструктуры ФИО2 указал, что в зоне *** околоток имеется кривой участок пути протяженностью 1306 метров от 5 пикета 316 километра по 9 пикет 317 километра главного пути перегона ***. Руководствуясь тем, что требования Распоряжения ОАО «РЖД» от ******р не соблюдаются (не обеспечиваются нормы видимости подвижного состава) Кулундинская дистанция пути отказывала в оборудовании пешеходного перехода. В соответствии с п.22 указанного распоряжения возможно оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути с оборудованием его системой автоматической сигнализации о приближении поезда. Кулундинской дистанцией пути совместно с Рубцовской транспортной прокуратурой и администрацией ******* было осуществлено обследование возможного места оборудования пешеходного перехода через железнодорожные пути в районе стрелочного перевода 1СС 33 железнодорожного пути, расположенного на 5 пикете 316 километра первого главного пути в сторону перегона ***. В настоящее время Кулундинская дистанция пути не может установить требуемый пешеходный переход в связи с отсутствием финансовых средств на его оборудование. Возможные сроки оборудования железнодорожных путей пешеходным переходом с автоматической сигнализацией не ранее **** года, после включения данного мероприятия в инвестиционную программу ОАО «РЖД».
В письменном ответе и.о. начальника дирекции инфраструктуры ФИО3 на имя начальника юридической службы Западно- Сибирской железной дороги (л.д.71-72) также указано, что строительство пешеходных мостов, тоннелей, пешеходных переходов, оборудованных системой сигнализации о приближении поездов, требует инвестиционных вложений. На **** год уже сформирована инвестиционная программа ОАО «РЖД» «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД», в которой не предусмотрено устройство пешеходного перехода со звуковой и световой сигнализацией на данном участке. При формировании проекта инвестиционной программы ОАО «РЖД» «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» на **** год будет рассмотрен вопрос о строительстве регулируемого пешеходного перехода в районе *** околоток на ***.
Таким образом, фактически ответчик признает необходимость принятия мер по созданию пешеходного перехода через железнодорожные пути сл. Славгород в районе *** околоток.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что техническая возможность оборудования пешеходного перехода через железнодорожные пути сл. Славгород в районе *** околоток у ответчика имеется.
В связи с чем исковые требования Рубцовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по определению места перехода через железнодорожные пути на станции Славгород в районе *** околоток, не оборудовании данного места пешеходным переходом не соответствует ст.21 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и «Правилам нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных приказом Минтранса РФ от ******. Данное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на безопасный переход через железнодорожные пути.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по созданию пешеходного перехода через железнодорожные пути *** в районе *** околоток.
Обязать ОАО «РЖД» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совместно с Администрацией *** края комиссионно определить место перехода железнодорожных путей на *** в районе *** околоток для размещения пешеходного перехода через железнодорожные пути, проходящие в границах муниципального образования с учетом сложившегося пешеходного потока населения и перспективы развития инфраструктуры населенного пункта, железнодорожного транспорта.
Обязать ОАО «РЖД» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на месте, определенном комиссионно, пешеходный переход через железнодорожные пути.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский Областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья-
В окончательной форме решение принято ****.